Яндекс.Метрика

Конкуренция как процесс взаимодействия

Конкуренция как процесс взаимодействия

конкуренция3   Конкуренция как процесс взаимодействия.

Из четырех типов взаимодействия – конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции – конкуренция является элементарной, универсальной и фундаментальной формой. Социальный контакт, как мы видели, ведет к взаимодействию. А конкуренция, строго говоря, есть взаимодействие без социального контакта.  Если это кажется, учитывая сказанное,  чем-то парадоксальным, то потому, что в человеческом обществе конкуренция всегда осложняется другими процессами, а именно конфликтом,  ассимиляцией и аккомодацией.

Только в растительном сообществе мы можем наблюдать процесс конкуренции изолированным, не осложненным другими социальными процессами.

Члены растительного сообщества сосуществуют в отношениях  общей взаимозависимости, которую мы называем социальной, потому,   наверное, что хотя она и является тесной и жизненно необходимой, но не является биологической. Это отношение не биологическое, потому, что оно   только внешнее, и, растения, входящие в него, не принадлежат даже к одному виду. Они не скрещиваются. Члены растительного сообщества приспосабливаются друг к другу, как и все живые существа приспосабливаются к окружающей их среде, но между ними не возникает конфликта, поскольку они не обладают сознанием.

Конкуренция принимает форму конфликта или соперничества, только тогда когда она становится осознанной, когда конкурирующие стороны  идентифицируют друг друга как соперника или врага.

Это позволяет предположить, что  может означать утверждение о конкуренции, как о взаимодействии без социального контакта. Можно сказать, что собственно социальный контакт  существует, только тогда  когда встречаются два разума, только когда значения одного разума передаются другому разуму так, что они оказывают взаимное влияние   друг на друга 

С другой стороны, социальные контакты не ограничиваются прикосновением, ощущением, речью; они, вероятно,  более сокровенны и более распространены, чем  мы себе представляем. Несколько лет назад японцы – желтые – нанесли поражение русским – белым. В течение нескольких следующих месяцев известие об этом выдающемся событии проникло, как впоследствии выяснилось, в самые отдаленные уголки земли. Эта сенсация потрясла всю Азию и стала известна в самых глухих закоулках Центральной Африки Везде она побудила неведомые до селе фантазии. Вот это и означает социальный контакт.

А) Конкуренция и соревновательная кооперация. 

контактСоциальный контакт, который неизбежно ведет к конфликту, аккомодации или ассимиляции, непременно создает также и симпатии, предрассудки, личные и моральные отношения, которые видоизменяют, усложняют и контролируют конкуренцию. С другой стороны, в пределах, образованных культурным процессом и устанавливаемых обычаем, законом и традицией, конкуренция

Неизменно стремится создать безличный социальный порядок, в котором каждый индивид, будучи свободен в преследовании своей собственной выгоды, и, в некотором смысле, вынужден к этому, делает всякого другого индивида средством для достижения своей цели. Однако, таким образом он неизбежно способствует всеобщему благополучию  посредством взаимного обмена услугами. Природа торговой сделки как раз и заключается в том, что изолируется стремлением к прибыли, и оно закладывается в основу организации дела; деловые отношения неизбежно приобретают безличный характер, приписываемый им повсеместно.

«Конкуренция, — говорит Ф.Уокер, — противопоставляется чувству. Как только какой-либо деятель   экономике делает или воздерживается от чего-либо под влиянием какого0-либо чувства, отличного от желания дать как можно меньше, а получить взамен как можно больше,  будь то чувство патриотизма или благодарности, или милосердия, или тщеславия, заставляющее его поступать иначе, нежели под воздействием личного интереса, — в этом  случае он отступает от правила конкуренции. В этом случае он замещается другим правилом».[1]

В этом и заключается смысл известных выражений, что «не должно смешивать чувство с делом», что «дело есть дело», «корпорации бессердечны» и т.п.

Именно потому, что корпорации «бессердечны» , так сказать безличны, они и представляют собой наиболее передовую, эффективную и ответственную форму организации предпринимательства.

Но и в силу этой же причины они должны регулироваться в тех интересах сообщества, которые не могут быть немедленно переведены в понятия прибыли и убытка для индивида.

Растительное сообщество – наилучшая иллюстрация того типа социальной организации, которая образована соревновательной кооперацией (конкурентным сотрудничеством), потому что в растительном сообществе конкуренция не ограничена.

 Б) Конкуренция и свобода.

свободаЭкономическая организация  общества в той мере, в какой она является результатом свободной конкуренции, есть экологическая организация. Помимо экологии растений и животных, существует еще человеческая экология.

Если предположить, что  экономический порядок является изначально экологическим, т.е. создан борьбой  за существование, организацией наподобие растительного сообщества, где отношения между индивидами, если это можно себе представить, полностью внешние, то вполне обоснованно может встать вопрос, почему вообще конкуренция и созданная ею организация, должна рассматриваться как социальная. По сути дела, социологи вообще  приравнивали социальный и моральный порядок; Дьюи в  работе «Демократия и образование»  приводит утверждения, полагающие, что чисто экономический порядок, в котором человек становится скорее  средством,  нежели целью для другого человека, является не- социальным, если не анти- социальным.

Тем не менее, факт заключается в следующем:  это внешний характер человеческих отношений является фундаментальным аспектом общества и социальной жизни. Это просто еще одно проявление того, что мы называем дистрибутивным аспектом общества. Общество складывается из индивидов пространственно разделенных, распределенных территориально и способных независимому передвижению. Эта способность к независимому передвижению – основа и символ любой другой формы независимости. Свобода – это, в сущности, свобода передвижения, а индивидуальность немыслима без способности и возможности приобретать индивидуальный опыт в результате независимого действия.

С другой стороны, не менее верно и то, что общество можно считать существующим постольку, поскольку эта независимая активность индивида контролируется в интересах группы в целом. Вот почему проблема контроля, если употреблять это понятие   в его очевидном смысле, неизбежно становится центральной проблемой социологии.

В) Конкуренция и контроль.

контрольКонфликт, аккомодация и ассимиляция, отличаемые от конкуренции, самым тесным образом связаны с контролем. Конкуренция представляет собой процесс, посредством которого создается дистрибутивная и экологическая организация общества. Конкуренция обусловливает территориальное и профессиональное распределение населения. Разделение труда и обширная организованная экономическая взаимозависимость индивидов и групп индивидов, характерная для современной жизни, является продуктом конкуренции. С другой стороны, моральный и политический порядок, довлеющий над этой конкурентной организацией, является продуктом конфликта, аккомодации и ассимиляции.

Конкуренция универсальна в мире живых существ. В обычных условиях она проходит незаметно даже для тех, кто более всего интересуется ею. И только в периоды кризисов люди прилагают новые и осмысленные усилия проконтролировать условия их совместной жизни; тогда силы, с которыми они конкурируют, идентифицируются с личностями, и конкуренция превращается в конфликт. Именно в том, что мы описываем как политический процесс, общество осознанно пытается преодолеть свои кризисы. Война — это политический процесс par excellence *. Великие решения принимаются именно в войне. Политические организации существуют для того, чтобы заниматься конфликтными ситуациями. Партии, парламенты и суды, публичное обсуждение и голосование должны рассматриваться просто как заменители войны.

Г) Аккомодация, ассимиляция и конкуренция.

 Аккомодация, с другой стороны, — это процесс, посредством которого индивиды и группы внутренне приспосабливаются, насколько это необходимо, к социальным ситуациям, созданным конкуренцией и конфликтом. Война и выборы изменяют ситуацию. Когда происшедшие изменения существенны и войнаприняты, конфликт затухает, и созданные им напряжения разрешаются в процессе аккомодации, глубоко преобразуя конкурирующие единицы, т. е. индивидов и группы. Человек, однажды потерпевший сокрушительное поражение, как замечено, «уже никогда не будет тем же человеком». Завоевание, порабощение и поражение — как психологические, так и социальные процессы. Они устанавливают новый порядок, изменяя не только статус, но и установки участвующих сторон. В конечном счете, новый порядок закрепляется в привычке и обычае и затем передается последующим поколениям как часть установленного социального порядка. Ни физический, ни социальный мир не сотворены так, чтобы удовлетворить сразу все желания человека естественного. Права собственности, различного рода имущественные права, организация семьи, рабство, каста и класс, социальная организация в целом фактически представляют собой аккомодации, так сказать, ограничения естественных желаний индивида. Можно предположить, что эти социально унаследованные аккомодации появились в страданиях и борьбе предшествующих поколений, но они были переданы последующим поколениям и восприняты ими как часть естественного, неизбежного социального порядка. Это все формы контроля, в которых конкуренция ограничена статусом.

Конфликт, поэтому, следует отождествить с политическим порядком и с осознанным контролем. Аккомодация же ассоциируется с социальным порядком, закрепленным и установленным в обычае и нравах.

Ассимиляция, будучи отличной от аккомодации, предполагает более глубоко проникающую трансформацию личности — преобразование, происходящее постепенно, под воздействием социальных контактов, наиболее конкретных и интимных.

Аккомодацию можно рассматривать как подобие религиозного обращения, как вид мутации. Желания остались те же, но их организация уже другая. Ассимиляция происходит не столько в результате изменений в организации, сколько в содержании, т. е. в воспоминаниях личности. Индивидуальные образования в результате тесных связей, так сказать, взаимопроникают и, таким образом, становятся обладателями общего опыта и общей традиции. Устойчивость и сплоченность группы основывается в конечном счете на этой совокупности общего опыта и традиции. Роль истории заключается в том, чтобы сохранить эту совокупность общего опыта и традиции, пересматривать и заново интерпретировать их в свете нового опыта и изменяющихся условий, и, таким образом, сохранять непрерывность социальной и политической жизни.

Отношение социальных структур к процессам конкуренции, конфликта, аккомодации и ассимиляции схематически можно представить следующим образом:

Социальный процесс

Социальный порядок

Конкуренция           

Экономическое равновесие

Конфликт

Политический порядок

Аккомодация

Социальная организация

Ассимиляция 

Личность и культурное наследие

 


[1] Уокер Френсис А. Политическая экономия,  с. 92. Н.Й. 1887.

Продолжение: 

Роберт Парк. Конкуренция и конфликт //Журнал «Вопросы социологии». Выпуск №5, 1994 г. С.62-70.

__________________

Библиотека  

Конфликтология и конфликт