Яндекс.Метрика

Лингвистические горизонты тьютора в контексте конфликтологии

Лингвистические горизонты тьютора в контексте конфликтологии

лингвистика

Л.Р. Комалова 

В переводе с английского «tutor» означает «домашний учитель, репетитор, наставник, опекун. Институт тьюторства зародился в классических английских университетах Великобритании примерно в XIV веке. Тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы. Тьюторство изначально выполняло функции сопровождения процесса самообразования .

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется – тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. К экзаменам студента готовил тьютор. В течение XVIII-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система заняла центральное место в обучении.

Говоря о принципиальных подходах к созданию в условиях современного высшего учебного заведения открытого образовательного пространства, представляется целесообразным обсуждение проблематики тьюторства как института сопровождения образовательной траектории обучающегося. Открытое образование – система обучения, доступная любому желающему, без анализа его исходного уровня знаний, использующая технологии и методики дистанционного обучения и обеспечивающая обучение в ритме, удобном учащемуся [Российская энциклопедия по охране труда].

В настоящее время Россия начинается процесс институализации тьюторства. Так, в 2009 году была открыта первая в России магистратура «Тьютор в сфере образования».

В современной русскоязычной литературе имеется целый ряд варьирующихся интерпретаций термина «тьютор»:

  • Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
  • Тьютор – наставник, член контингента обучающих взрослых людей, осуществляющий постоянную помощь одному или нескольким взрослым обучающимся в решении вопросов организации обучения [Национальная социологическая энциклопедия].
  • Тьютор (преподаватель-консультант) создает образовательную среду, позволяющую студенту не только получать знания и навыки, но и решать реальные проблемы в своей деятельности, обучаясь в удобном для него режиме. При этом тьютор помогает максимально эффективно использовать разнообразные учебные материалы, Интернет, практический опыт других обучающихся. В процессе обучения тьютор использует как очные, так и виртуальные формы обучения [Международный институт менеджмента ЛИНК].
  • Тьютор руководит самостоятельной научно-учебной работой студентов. Это младший преподавательский состав. Он встречается со своими подопечными еженедельно на тьюторских занятиях, обсуждая в неофициальной обстановке положение их дел. Тьюторские занятия могут носить характер практических занятий, консультаций или семинаров по определенным темам. Тьюторы могут быть из числа лекторов, если они консультируют студентов по своему предмету. Но обычно тьюторами назначаются аспиранты или выпускники, занимающиеся исследовательской работой. Тьютор не только руководит работой студента, но и выполняет функции наставника, к которому студент может обратиться за советом по любому вопросу, связанному с его обучением.

Несмотря на многовековую историю тьюторства в Европе, вопрос о профессиональном стандарте тьютора в России остается открытым. Современный подход к профессиональному стандарту деятельности предполагает определение и описание набора компетенций, в рамках которых тот или иной специалист осуществляет свою практическую деятельность и формирует индивидуальные компетентности.

Сопоставляя характеристики понятий «компетентность» и «компетенция»  было выявлено, что компетентность определяется, как способность человека адекватно действовать в определенных ситуациях. При этом границы компетентности зависят от способности человека к обучению и готовности к адекватным данной ситуации действиям. Компетентность является индивидуальной характеристикой человека. В организационном контексте она наиболее поощряется в рамках определенной компетенции, однако может конкурировать с более высоким уровнем компетентности другого человека. Тогда как компетенция – это область, в которой необходимо разбираться человеку, границы которой задаются определенным набором полномочий. Компетенция закреплена общепринятой нормой и в организационном контексте регламентируется функциональными обязанностями человека. При этом данная компетенция находится в иерархической зависимости от более «широкой» компетенции и может передаваться другому человеку.

И компетентность, и компетенция являются показателем результативности и эффективности деятельности человека: по компетенции можно зафиксировать рамки возможной деятельности, т.е. того, в чем человек может быть эффективен; а по компетентности можно увидеть, как человек действует эффективно.

Применительно к тьюторству понятие «компетентность» может рассматриваться как круг возможностей и реальных способностей человека эффективно действовать адекватно сложившейся ситуацией; как то, что возможно сформировать или освоить в процессе обучения.

Какой набор компетентностей предстоит освоить тьютору в образовательной среде?

Согласно теории компетентности, обучение представляет собой четырехступенчатый процесс, подразумевающий переход от БЕСсознательной НЕкомпетентности к БЕСсознательной Компетентности. С. Торп и Дж. Клиффорд описывают данные уровни компетентности следующим образом.

При бессознательной некомпетентности человеку неизвестно, что он не знает (или не умеет делать) что-либо. Он находится на уровне «Я не знаю о том, что я не знаю». Это может быть связано с тем, что человек практически не испытывает потребности или нужды в приобретении этого умения или знания, и поэтому еще не осознал дефицит собственной компетентности.

При осознанной некомпетентности человек приобретает знание о своем «незнании». Обычно это происходит вследствие появления потребности или желания совершить то или иное действие. Это стадия характеризуется высказыванием «Я знаю о том, что не знаю».

Для того чтобы стать осознанно компетентным, человеку нужно пройти через обучение (формальное, либо неформальное). При обучении в каждый момент времени человек осознает то, что делает, ибо он «знает, о том, что знает».

При бессознательной компетентности знания и умения человека использовались столь часто, что стали «привычками». Выполняя соответствующие действия, он уже не испытывает нужды в продумывании каждого последующего шага, ибо алгоритм действия заложен в бессознательное (или подсознательное). Теперь он можете сказать: «Я не знаю о том, ЧТО я знаю».

Вероятнее всего, тьюторская компетентность будет заключаться в том, чтобы способствовать процессу осознавания компетентностей и некомпетентностей обучающихся в процессе построения их индивидуальных образовательных траекторий.

Как оформляется тьюторская компетентность в коммуникации?

Одна из компонент специфического в тьюторской компетентности – это его речь. Речь является индивидуализированной системой порождения и восприятия высказываний и последовательностей высказываний, содержащих взаимодействующие лексико-синтаксические и интонационно-звуковые структуры, которые выражают смысловое и эмоционально-стилистическое содержание. Именно устно-речевая коммуникация является одним из основных инструментов в антропологических средах, в том числе, в образовательной практике тьютора.

Тьюторская практика проходит в том числе в коммуникации «человек – человек».   На прагматическом уровне в этой коммуникации реализуются свои интересы и цели: так, коммуникация может стать партнерской, манипулятивной, репрессивной, конфликтной, псевдокоммуникацией, квазикоммуникацией и собственно коммуникацией, может проходить с использованием иерархических манипуляций и «игры» с дистанцией в коммуникации

Следует учитывать, что любая коммуникация реализуется на трех уровнях.

На первом макроуровне коммуникация рассматривается как важнейшая сторона образа жизни индивида. На этом уровне важнейшее значение имеют социологические исследования коммуникации.

На втором мезоуровне в фокусе внимания оказываются отдельные акты коммуникации, контакты (совместная деятельность, беседа, игра). Коммуникацию на этом уровне можно определить как сложную сеть взаимосвязей конкретного индивида с другими индивидами и социальными группами. Это психологический уровень изучения коммуникации.

Третий микроуровень предполагает изучение отдельных взаимосвязанных актов коммуникации, выступающих в роли своеобразных элементарных единиц (например, сопряженные акты типа «вопрос – ответ», «побуждение к действию – действие» и т.д.). Такие акты предполагают совместные действия партнеров (сфера лингвистического анализа).

Данная трехуровневая схема позволяет спроектировать возможные коммуникации тьютора в образовательной структуре. Любой социальный институт имеет иерархию, систему ценностей, функциональные позиции. Следовательно, организуя тьюторскую практику в образовательной структуре, тьютору предстоит выстраивать коммуникацию со следующими субъектами:

  • с управленческими и административными сотрудниками,
  • с  профессорско-преподавательским составом,
  • с обучающимися,
  • стретьими лицами (родители, кураторы и др.).

Организуя коммуникацию между представленными выше субъектами, функционирующими в образовательной структуре, тьютору следует принимать во внимание:

  • специфику горизонтальной и вертикальной коммуникации,
  • гендерный аспект коммуникации [см., например, Крейдлин 2005],
  • возрастной аспект коммуникации,
  • особенности внутригрупповой и межличностной коммуникации,

– Идентифицирующие и воздействующие функции речевого сигнала (диалект, социолект, идиолект, эмоции) [подробнее Потапова 1997; 2001; 2003; 2009].

Задача тьютора в этом процессе – организация конструктивной коммуникации при принятии управленческих решений. Компетентностным наполнением для тьютора на лингвистическом уровне становится степень владения коммуникативными техниками.

Какие языковые задачи предстоит решать тьютору?

Помимо повседневной коммуникативной практики тьютору предстоит формировать профессиональный язык тьюторства.

Язык – это система объективно существующих и социально закрепленных знаков, которые соотносят понятийное содержание и типовое звучание. Это система правил употребления и сочетаемости. Он абстрактен и воспроизводим, отвлечен от времени и пространства, конечен, формален, является достоянием пользующегося им общества, объективен по отношению к говорящему, независим от обстановки общения.

Никто, кроме тьютора не сможет и не будет формировать массовое и индивидуализированное представление о тьюторе и тьюторстве. Принятие позиции тьютора возможно через четкое представление и сформированную потребность в тьюторстве. Описание практики тьюторства посредством говорения о ней – вот, что предстоит делать самим тьюторам на любом уровне коммуникации и в любом процессе тьюторства.

Поэтому тьюторы вынуждены свой только формирующийся внутренний специфический язык подвергнуть трансформации. Эта трансформация будет проявляться в:

  • метафоризации языка,
  • уплощении содержания и
  • снижении гипертекстовости при описании тех или иных предметов или процессов тьюторства.

Возможные лингвистические горизонты тьютора.  Итак, тьюторам предстоит решать следующие «лингвистические» задачи:

  • Создание специфического внутреннего языка тьюторских технологий и словаря тьюторства,
  • Освоение устно-речевой коммуникации в тьюторских практиках, в том числе в конфликте,
  • Простраивание конструктивной коммуникация с разными социальными субъектами в процессе тьюторской практики в социальных структурах,
  • Освоение риторических техник говорения о тьюторской практике и о позиции тьютора в массовой коммуникации.

____

Библиотека