Яндекс.Метрика

Рефлексивное отношение магистрантов к курсу ОКМ — 2014 г.

Рефлексивное отношение магистрантов к курсу ОКМ — 2014 г.

НИУ ВШЭРефлексивное отношение магистрантов 1 г/о кафедры  УЧР ф-та менеджмента НИУ ВШЭ к курсу «Организационный конфликтменеджмент», построенному  в формате смешанного обучения «offline» и «online» коммуникации, с использованием платформы LMS.

(Преподаватель  — Цой Л.Н., канд.соц. наук.) 

Колосова Юлия— тема «Как разрешать конфликты, связанные с проставлением справедливой оценки вследствие неравного распределения обязанностей в учебной группе».

Стоит начать с впечатления о первом занятии. На этот курс я записалась с рекомендации знакомой девушки и подумала о том, что этот курс достаточно практически применим, стоит попробовать. На первом занятии были достаточно смешанные чувства и от происходящего и от того, что говорил преподаватель.

Во-первых, установленные рамки по поводу опоздания, например, вызвали небольшое удивление, ведь это магистратура и большинство преподавателей уже так строго не оценивают посещаемость, вследствие возникшей ситуации с одной из магистранток, я сидела и удивлялась всему происходящему, было забавно — :).

Во-вторых, отмечу мое довольно  скептическое отношение к словам преподавателя, что можно за эти занятия разрешить конфликт.

Но, так сложилось, что конфликт, выбранный мной для рассмотрения, по продолжительности  и существованию шел как раз параллельно с этим курсом. Я прослушала все темы, главным из которых это получение достаточно обширное теоретической базы, методов и технологий, главной и самой важной, на мой взгляд, является схема конструктивной коммуникации, ведь она чаще всего нам нужна и при правильном применении мы сможем достичь поставленных целей.

Могу сказать, что многие рассмотренные технологии я смогла применить и в итоге добиться практически того результата, за который длительное время  безрезультатно  боролась.

До этого у меня было немного иное отношение к конфликтам, не могу сказать, что я его воспринимала как сплошной негатив, но и позитивных эмоций было мало. После курса, я осознала, что грамотное преодоление конфликта станет большим достижением для меня, тем более, если будут достигнуты поставленные цели с наименьшими потерями. Также стоит отметить тот факт, что этика поведения в конфликте играет немало важную роль и стоит на это тоже обращать внимание.

Теоретический материал многих лекций применим в любой конфликтной ситуации, необходимо лишь это всегда держать в голове и с опытом придет способность фактически бессознательно применения этих методов и технологий. Но одно из ограничений, которое я уже как-то озвучивала на рефлексии после очередного занятия, меня волнует до сих пор – каким бы ты профессионалом не был и сколько бы ты не знал про методики разрешения конфликтных ситуаций многое также зависит от второй конфликтующей стороны, она может просто не понимать и не пытаться понять все происходящее, и не вникнуть в технологии, которые эффективно разрешат существующую ситуацию.

P.S.: многие одногруппники, зная что у нас на лекциях могут происходить нестандартные ситуации, всегда интересовались «Ну как все прошло? » и всегда с интересом слушали.

Шаймарданова Регина – Тема эссе «Овладение нормами конструктивной коммуникации для предотвращения коммунальных конфликтов»

До начала курса ОКМ я была убеждена, что отношения между мной и молодым человеком всегда будут полны противоречий и споров. Наша схема редких встреч всегда начиналась с конфликта и его разрешения. Все наши тем, беседы ограничивались что мы думали, как же нам поступить с нашими отношениями. Когда я пришла на курс, у меня была цель научиться выходить из этих вечных конфликтов.

Сейчас я понимаю, что основа разрешения многих конфликтов – это осознанность и рефлексия, задавание вопроса самому себе: «Какова твоя цель? В чем суть твоего поведения? И кто ты здесь и теперь?». Возможно, кому-то покажутся рекомендации курса ОКМ само собой разумеющимися, но для меня некоторые мысли открывали новый мир в плане выстраивания коммуникации. Безусловно, это нелегко применить сразу, но я чувствую, что в наших отношениях есть место обсуждению и диалогу.

Если говорить о том, что нового я для себя открыла и что хочу унести с собой после этого курса, так это следующие пункты, раскрытые на протяжении всего курса (распределено по приоритетности):

  1. Необходимо учиться соотносить разные картины мира. Понимать, что разность людей – это возможность обогатиться.
  2. Нет такой критики, из которой нельзя извлечь пользу.
  3. Необходимо выделять важное из своих претензий в отношении партнера и обсуждать именно это.
  4. Конструктивная схема коммуникации (Вопрос – Присоединение — Возврат – Углубление).
  5. Различать форму и содержание. Научиться доброжелательно говорить жесткие вещи.
  6. Стресс – это обозначение границ и средство увеличения твоего потенциала.
  7. Схема: Стимул – Рефлексия – Реакция.
  8. Установки ограничивают нас, захватывая всего целиком.

Занятия проходили не всегда ровно, бывали эмоциональные всплески. Однако я понимала, на какой курс записалась и воспринимала для себя только ту информацию, которая казалась мне ценной и важной в контексте моей темы.

Я боялась, что весь этот разбор конфликта приведет к расставанию с моим молодым человеком. Однако сейчас я высоко ценю его за то, что он мне дал для моего развития. Честно, мне не хватило большей практики различных технологий и живых дискуссий.

Муминова Руфина – тема эссе «Модель конструктивной коммуникации в конфликтной ситуации с работодателем по поводу прав и обязанностей работника (в частности молодого специалиста)».

Изначально, отношение к курсу у меня было предвзятым. Все из-за того случая, когда я опоздала.  Соответственно, информация воспринималась тяжело, каждый раз приходилось преодолевать себя, чтобы прийти на этот курс. Однако, отстранившись от личных переживаний, могу честно сказать, что занятия проходило познавательно и информация, полученная во время курса полезна. Это  единственная дисциплина, которая дала мне знания, которые  можно использовать в повседневной жизни.

До начала курса представление о конфликте было как о событии отрицательном, приносящем много негативных и неприятных эмоций.  После курса появилось понимание конфликта как нечто неизбежного, но не обязательного неприятного и разрушительного. Конфликт может привести и к чему-то положительному, главное понимать цель конфликта, придерживаться границ и не переходить на личностные качества оппонента.

За время курса наиболее интересными для меня оказались темы:

  1. Критика как конфликтогенный фактор
  2. Манипуляции и манипуляторы.
  3. Мэм: назначение и функция в конфликтах
  4. Стрессоустойчивость и конфликтоустойчивость
  5. Рефлексия и рефлексивное управление конфликтом

Наиболее приемлемыми методами оказались: метод конструктивной коммуникации, рефлексия. Также, хотелось бы отметить метод рассмотрения конфликта через шесть различных призм: трагедия, комедия, социология, философия, секс, смерть. При возникновении конфликтных ситуаций, стараюсь посмотреть если и не через все шесть, то хотя бы через две или три. Очень помогает отстраниться от конфликта, так как этот метод позволяет взглянуть на конфликт с разных сторон.

Во время занятий не хватало практики, а именно демонстрирование методов и приемов на различных примерах, что существенно бы облегчило запоминание информации.

Мое предложение: во время прохождение темы «Критика как конфликтогенный фактор» можно устроить учебную ситуацию, а именно разделить группу на 2 подгруппы. Подруппе №1 предложить позицию «конфликт есть созидание», а подруппе №2 «конфликт есть разрушение» и поставить целью критиковать позицию группы-соперника. С помощью этой игры можно показать, как возникают конфликты на почве критики, и показать методы выхода из данного конфликта.

Осеева Дариятема эссе «Как разрешить конфликт с будущей свекровью»

Курс   «Организационный конфликтменеджмент»  был  одним из самых интересных и поучительных предметов, на которых мне довелось побывать. В первую очередь это связано с той методикой преподавания, которую использует Цой Л. Н. Академические пары  мало напоминают обычные скучные занятия, которые мы посещаем изо дня в день. Меня здесь учили жизни во всех смыслах, как в теории, так и на практике. Дело в том, что находясь в стенах университета или под теплым крылышком у родителей, мы редко задумываемся о том, насколько суров окружающий мир. В будущем с нами мало кто будет считаться, редко, кто поможет или поддержит, а запутанных ситуаций, от которых нас никто в скорости не сможет уберечь, будет предостаточно. Уже сейчас, будучи совсем юными студентами-магистрантами мы встречаемся с трудностями: у кого-то это конфликты на работе, у кого-то в университете, с молодым человеком или его мамой, а кто-то, как ему кажется, вообще не имеет конфликтных ситуаций, но это не так. При этом, оказавшись в таком положении, мы в первую очередь ищем поддержку и опору у кого-то, но этим не исправляем сложившееся положение, а возможно, только усугубляем, закрывая глаза на происходящее. Именно поэтому данная дисциплина является настолько полезной и важной.

Сидя на паре, внимательно вслушиваясь в проблемы окружающих, ты погружаешься в свои проблемные ситуации и, сам того не замечая, находишь выход практически из любой ситуации. Большинство конфликтов, которые рассматривают другие ребята, уже есть или когда-нибудь будут и у нас. Вникнуть и попробовать их разрешить, находясь здесь, в стенах своего университета, прислушиваясь к жестким, но полезным советам преподавателя, гораздо проще, чем пытаться разрешить ситуацию самостоятельно, без какого-либо опыта или вообще бежать от проблем, к примеру, в другой город или страну. Здесь нас опускают на землю, подготавливают к будущему и помогают справиться с настоящим. Более того, все советы сопряжены интересной и не менее полезной теорией, которая помогает нам еще больше разобраться со своей жизнью, а также познакомиться с трудами знаменитых ученых, изучающих психологию и конфликты. В целом курс мне понравился, чувствовала я себя в большинстве случаев уютно и спокойно, так как понимала, что все, что происходит вокруг, это учебный курс, который направлен на то, чтобы научить меня справляться с теми сюрпризами, которые мне преподнесет в будущем судьба.

Кудрявцева Екатерина – тема «Конфликт семейных сценариев при построении отношений с молодым человеком».

С Любовью Николаевной я познакомилась на Зимней школе для поступающих в магистратуру и там посетила ее лекцию о конфликтах. Эта лекция произвела на меня большое впечатление, и я решила, что при выборе курсов в магистратуре, если будет такая возможность, то обязательно выберу курс «Организационный конфликтменеджмент». Поэтому, когда я пришла на первое занятие, то я знала, что курс будет другой — не такой как все остальные, практико-ориентированный и провокативный.

Во время курса возникали конфликтные ситуации, и на примерах преподаватель показывала, как работают те или иные техники. Из тем, изученных во время курса, на мой взгляд, самыми полезными были следующие:

  • схема конструктивной коммуникации;
  • роли и маски;
  • установки, которые определяют наше восприятие ситуации, реакции и действия;
  • формированию стрессоустойчивости и конфликтоустойчивости;
  • манипуляторы и актуализаторы, как перейти от одного к другому;
  • работа с фразами-уловками, как этап конструктивной коммуникации, в ходе которого я выявила для себя несколько фраз-уловок и этот анализ позволяет мне не попадаться на эти уловки.

При подаче теоретического материала часто возникали ситуации, в которых я узнавала себя и элемент своего поведения, после занятий старалась отмечать негативные характеристики и исправляться.

Принципы, которые я определила для себя во время курса:

  • Принцип здесь и теперь.
  • Рефлексивный взгляд на ситуацию.

Все новое всегда встречает сопротивление и возникает конфликт (управление инновациями). Если ты несешь что-то новое, будь готов к конфликту.

В целом, хочется отметить, что изменилось главное — мое отношение к конфликту: теперь я не считаю, что конфликт-это только негатив, от которого необходимо бежать и изолироваться, но конфликт-это всегда ступенька для развития.

Во время занятий мне не хватало практических взаимодействий — хотелось бы к каждому блоку небольшую практическую иллюстрацию с участием слушателей, особенно интересно было бы проиграть драматургический подход к конфликту.

Курс очень полезный и практический, многие одногруппники, узнав о курсе, пожалели, что выбрали другие предметы.  Спасибо!

Батлук Юлия  — Тема эссе  «Конкуренция в организации по поводу содержательного конфликта».

«Специфический» — на мой взгляд, именно этим прилагательным можно наиболее точно описать курс «Организационный конфликтменеджмент» Л.Н. Цой. По ряду причин у меня сразу же сформировалось очень скептическое отношение к данному курсу, которое, надо отметить, сохранилось до окончания занятий.

Одна из причин — несоответствие содержания курса моим ожиданиям и установкам. Часто я чувствовала дискомфорт — мне определённо не нравилось то, что происходило. Говоря об этом, я имею в виду демонстрацию методов провокации и создание конфликтных ситуаций. Причём, в большинстве случаев такие ситуации заканчивались не разрешением созданного конфликта, а обидой студентов.

Так или иначе, любое занятие порождало множество мыслей, мнений и обсуждений, заставляло думать и рассуждать. Я не раз размышляла о том, что же главное в работе конфликтолога: создавать или разрешать конфликты. Вероятно, оба эти умения одинаково важны, тем более, если помнить о том, что конфликт обладает не только деструктивными, но и конструктивными функциями. Также я уверена, что после услышанного и увиденного в рамках данного курса, в будущем я смогу правильно реагировать на любые провокации, достойно отвечать на них и выходить из подобных ситуаций, не теряя лица.

Другая возможная причина моего скептического отношения к курсу — отсутствие на данный момент в моей жизни серьёзных неразрешимых конфликтов. Не видя конкретных примеров в своей жизни мне было достаточно сложно «примерить» предлагаемые методы на какой-то практический случай. К тому же, нелегко было согласиться с тем, что предлагаемые способы разрешения конфликтных ситуаций единственно верные. В чём-то я останусь при своём мнении: не все конфликты стоит решать по чётко сформулированной методологии — иногда стоит обращаться к своим мыслям и чувствам.

Несмотря на некоторые недостатки курса, я точно могу сказать, что вынесла из него немало полезной для себя информации. В частности, я поняла, что в будущем, при возникновении любой сложной ситуации во взаимоотношениях с кем-либо, я не растеряюсь и не впаду в расстройство или депрессию. Теперь я знаю, как нужно действовать, знаю насколько важно абстрагироваться и посмотреть на ситуацию со стороны. Также я уяснила, что не стоит пытаться решать конфликты «в лоб». Зачастую решение находится на совершенно другом уровне, совсем не там, где мы часто пытаемся его найти.

Так или иначе, я уверена, что в своей жизни, рано или поздно, я всё-таки столкнусь с серьёзными конфликтными ситуациями, в организации или в общении с друзьями или родственниками. Надеюсь, что в этом случае мне удастся подобрать инструмент из курса и использовать его для наиболее эффективного разрешения возникшего конфликта.

Федотова Нэлли – тема эссе «Как разрешить  конфликт между студсоветом и администрацией общежития».

Впечатления от курса остались положительными,  хотя в начале было и непривычны провокации со стороны преподавателя. Но к концу курса становится ясно, что это только одна из практических сторон курса и таки образом повышается конфликто- и стрессоустойчивость студентов. Курс позволил мне по-новому взглянуть на конфликты,  раньше я старалась избегать их (игнорировала, отшучивалась, отдалялась), считала негативным явлением, то теперь уже не пасую перед ними. Полезным оказалось занятие по разрабатыванию правильного конструктивного ответа на критику, так как я часто сталкиваюсь с критическими замечаниями в качестве художника, теперь стараюсь принимать их к сведению и отвечать на них грамотно. За время курса выработалось другое отношения к конфликтам. Раньше это было для меня эмоциональным явлением, даже если я никак не вовлекалась в конфликт, например, игнорировала хамство или была свидетелем ссоры, то на душе оставался неприятный осадок. Теперь я воспринимаю конфликты более абстрагировано, понимаю их механику, и хотя  эмоциональный отклик все равно остается в той или иной мере, но все равно теперь он не несет для меня такого негатива, как раньше.

Оцабрик  Наталья – тема эссе «Стрессоустойчивость к негативным характеристикам в конфликтном взаимодействии»

О курсе я слышала много противоречивых отзывов, что меня и заинтересовало. Мне кажется, то, что не оставляет других равнодушными, стоит опробовать на себе. Кроме того, мне хотелось развить навык разрешения конфликтов в организации, несмотря на то, что с ними я ещё не сталкивалась, ведь ни одна организация без конфликтов не обходится, по крайней мере, среди тех, которые находятся на пути развития.

С первого занятия я поняла,  почему отзывы о курсе противоречивы. Методы изложения материала и проведения практических упражнений неоднозначны и мне показались некорректными и излишне провокационными. Например, при отработке схемы ответа на обвинения магистранты должны были говорить на темы, которые мне казались слишком личными, а когда очередь дошла до меня, я и вовсе потеряла равновесие. Стоит отметить, что негативная установка на курсе у меня появилась с самого начала, когда я оказалась единственной в учебной группе, у кого не было ни одного конфликта для разбора. Остальные магистранты были очень активны в обсуждении собственных конфликтов, что заставило меня задуматься. Однако для успешного прохождения курса просто остаться в стороне было недостаточно, и я думала, что я не справлюсь.

Как я уже знаю после прохождения курса, в тот момент преподаватель применила конфликт-метод для того, чтоб выйти со мной на контакт, протестировать мою стойкость к столкновениям и выявить мои слабые стороны. Были и провокации, и критика, и негативные характеристики. Когда я решила поговорить о переживаниях открыто, в моих рассуждениях явно просматривалась эмоциональная неустойчивость к негативным характеристикам и преподаватель вовремя вывела меня на рефлексию ситуации. Проанализировав своё поведение, я сформировала для себя схему реакции на провокации и обвинения для будущего использования. Это я считаю главным уроком, который я вынесла из курса. В будущем я, наверняка, не раз буду сталкиваться с похожими ситуациями, только они уже будут не учебными, и я буду знать, как сохранить в них достоинство и равновесие.

Кроме того, после курса моё восприятие конфликта поменялось. Теперь конфликт – это стимул к развитию, выходу на новый уровень, это ситуация, к которой можно подойти конструктивно и аналитически, а не нечто хаотичное и сугубо негативное.

Обобщив, могу сказать, что мой опыт не совсем стандартный — мне в какой-то степени повезло, потому что я смогла протестировать свою стойкость и эмоциональную силу в смоделированной стрессовой ситуации, а также ликвидировать свои наиболее чувствительные стороны, развивая тем самым свою конфликтоустойчивость.

Муровякина Дарья – тема эссе «Позиция консультанта в конфликтной ситуации на римере конфликта брата и родителей».

Начнем с того, что до прохождения курса ОКМ, я уже изучала конфликты на бакалавриате. Однако это был теоретический курс, где я знакомилась с основными понятиями. Выбрав курс по выбору «Организационный конфликтменеджмент», я, конечно, ожидала, что он будет более практическим, но не ожидала, насколько…

Не могу сказать, что с первого занятия я была «в восторге». Поэтому какое-то время я достаточно скептически относилась к занятиям и некоторым методам обучения.

Безусловно, всю полезность полученных знаний и навыков, человек осознает через определенный промежуток времени после окончания тех или иных учебных курсов. Однако я могу сказать, что уже сейчас я понимаю, что что-то полезное у меня осталось. Например, очень важными являются освоенные механизмы диагностики конфликта (картография, многомерность). Когда ты можешь провести диагностику конфликта – это уже половина его решения, на мой взгляд, т. к. ты уже отдаляешься от эмоций, чувств, переживаний, которые могут мешать.

Также полезным, на мой взгляд, стало то, что я немного по-другому стала смотреть на поведение людей в конфликтах. Теперь я вижу, как можно иначе выстраивать диалог с оппонентом (например, с помощью схемы конструктивной коммуникации).

Конечно, в ходе прохождения курса, я испытывала некоторые переживания. Например, меня возмущали установленные нормы. Мне казалось, что это абсурдно делать транскрипты пропущенных занятий. Однако после обсуждения и корректировки данной нормы, когда я сама проанализировала занятие, я поняла, что это важно (не полный транскрипт, а именно сжатый анализ!).

До сих пор я не совсем понимаю норму вычитания баллов за опоздания/пропуски. Ну, например, если человек пропустил занятие в силу каких-то непредвиденных обстоятельств, но при этом прослушал лекцию, сделал анализ.

Также переживания были связаны с некоторыми методами. Например, когда случался конфликт прямо во время занятия. Но на данном этапе я не могу сказать, как я отношусь к таким методам.

Хотелось бы отметить наиболее значимые для меня положительные стороны курса ОКМ. Во-первых, это обратная связь со стороны преподавателя. Меня иногда приятно удивляло, насколько быстро преподаватель может ответить на твои вопросы в любое время суток. Во-вторых, это, безусловно, возможность получения знаний и освоения навыков с примерами из жизни преподавателя. В-третьих, это возможность обсуждения правил, ситуаций, т. е. возможность постоянного диалога.

Скорее всего, мой рефлексивный анализ еще продолжится по истечению некоторого времени после окончания курса ОКМ.

Спасибо!

Кулева Любовь – тема эссе «Тайм-менеджмент, как конфликтогенный фактор  в ситуации обучения».

Еще до начала курса я точно знала, что извлеку из него пользу, так мои интересы связаны с данным курсам и мне неоднократно советовали записаться на данным предмет. Свои впечатления от первых двух занятий могу описать как восторг и осуждение одновременно, так как некоторые интеллектуальные провокации, применяемые преподавателем, воспринимались мною как оскорбительные и непозволительные для лекций. Однако, с каждым занятием я понимала, что провокация, которая происходит на семинарах дана в рамках определенной технологии и наблюдать за примером инициирования конфликта становилось крайне познавательным.

Относительно своего конфликта, могу сказать, что было изучено много теоретического материала и разобраны все важные аспекты. Однако в преамбуле также стоит отметить, что о существовании такого конфликтогенного фактора у себя я ранее и не подозревала, при том, что сталкивалась с ситуацией нарушения тайм-менеджмента постоянно. Поэтому именно в рамках курса, я смогла понять, что мне необходимо проработать свое управление временем, чтоб конфликты в моей жизни не были основаны на нарушении дисциплины и определенных правил, так как это может повлиять на мою успеваемость в университете.

Помимо теоретических основ, связанных с моей темой эссе, я открыла для себя очень много новых терминов и методов, таких как:

  1. Рефлексивное отношение к ситуации
  2. Принцип «здесь и теперь»
  3. Механизм обиды
  4. Непродуктивные модели поведения в организациях (Дудченко В.С)
  5. Различие ролевых и межличностных конфликтов
  6. Центрироваться не на форме, а на содержании, на предмете
  7. Мы можем предвидеть только то, что сконструируем сами
  8. Правильное управление своим лицом при конфликте и работа с масками, которые мы надеваем
  9. Ценность конфликта как процесса развития
  10. Слагаемые самоопределения: самоограничение, самопредъявление, самоопределение, самоорганизация, самоуправление
  11. Работа над своими принципами и ценностями
  12. Модель конструктивной коммуникации
  13. Учет установок человека при восприятии определенных ситуаций
  14. Границы отношений между людьми и их значение
  15. Манипуляция и актуализация

Эти, и многие другие термины и технологии помогли мне осознать важность развития своих конфликтологических компетенций, и развивать в себе их и дальше. Также в будущем я планирую применить некоторые технологии при построении деловых отношений, подумать над своими ценностями и принципами и придерживаться их, а также проработать свои «маски» и самоопределиться.

 Никитина Людмила – тема эссе «Урегулирование конфликтов, связанных с распределением вознаграждения за работу в коллективе».

Я выбирала курс по темам, которые будут рассмотрены, и по общему направлению. Не изучала отдельно личность преподавателя и не узнавала ничего у предыдущих курсов. Поэтому на первом занятии я не знала, чего ждать, оно стало для меня довольно неожиданным и даже шокирующим. Поначалу методы ведения семинара мне были не очень понятны и чужды, первое впечатление от занятия, можно сказать, было негативным. Появлялись мысли покинуть курс.

Однако на следующих семинарах, с каждым разом я стала убеждаться, что курс приносит мне много нового и интересного, а главное, полезного в жизни. Благодаря курсу я поняла, что во многом моё поведение в конфликтах было неправильным и не приводило к желаемому результату. Зачастую я неправильно трактовала ситуацию в принципе, видя конфликт там, где его нет, и наоборот. Пользу курса на практике подтверждает и то, что я по-другому взглянула на конфликтную ситуацию, происходящую у меня на работе. Без того, что я узнала на ОКМ, а так же без попытки написания эссе, я бы вела себя совершенно по-другому, что вряд ли бы привело к положительному результату. Сейчас же наш рабочий коллектив почти пришел к соглашению.

Часть информации, которая была рассказана в курсе, казалась мне очевидной и интуитивно я себя вела так, как рекомендуется в методиках, но на самом деле, когда осознаешь, что именно делаешь, результат выходит другим. Курс открыл для меня так же новые темы, которые я бы в дальнейшем хотела углубить и изучить.

В первую очередь, я задумалась о пользе рефлексивного отношения, как к изученному материалу, так и вообще к происходящему в жизни. Рефлексия позволяет по-новому взглянуть на событие, услышать противоположную точку зрения, например, без эмоций оценить свои действия. Во-вторых, я стараюсь научиться концентрироваться на проблеме, а не на людях, участвующих в конфликте. Благодаря конфликту, который я рассматриваю в рамках курса, мне пришлось занять позицию медиатора, что ещё больше доказало мне важность сохранения нейтралитета к личности оппонента. Раньше я не разделяла роли человека, при общении с ним, для меня друг всегда друг, он не может быть просто третьей стороной, дающей совет. Друг должен всегда быть на моей стороне, а теперь я стараюсь понимать, что если у друга другая точка зрения, это не значит, что он предал нашу дружбу. В-третьих, мы изучили несколько схем, которые могут пригодиться в дальнейшем. В-четвертых, я задумалась о том, как  можно снизить или полностью убрать негативное влияние стрессов на меня, вынося при этом пользу.

В самом курсе мне показалось, что практических знаний и конкретных примеров применения методик было, не всегда достаточно, а теорию мы пробегали очень быстро, не углубленно. И если второе обосновано в рамках практического курса, то первое хотелось бы изменить. Зато все рассмотренные темы были, так или иначе, полезны для меня и моего эссе. Жесткий подход Любовь Николаевны в целом мне был понятен и, на мой взгляд, обоснован, но далеко не всегда.  В процессе семинара я была согласна с такой жесткостью.

Федотова Яна – тема эссе  «Роль медиатора в формировании культуры коммуникации между членами организации (на примере коммуникативного конфликта в Студенческом совете общежития)».

В целом впечатление от курса очень хорошее – было действительно интересно, не хотелось пропускать ни одного занятия, и не из-за необходимости делать конспект, а просто потому, что не хотелось упускать новый материал. За время курса я слушала и запоминала лекции, записывала ключевые моменты, прорабатывала некоторые приемы на практике. Понравилось, что было очень наглядная связь теории с практикой – при презентации нового материала всегда были примеры из жизни, была возможность задать вопросы, отработать методы, почерпнуть материал для эссе. Хотя в начале курса атмосфера на занятиях казалась напряженной, но потом я поняла, какую пользу приносит такая открытость конфликтам, возможность открыто говорить и отстаивать мнение. Теперь я не рассматриваю конфликт как однозначно что-то негативное, наоборот – каждая такая ситуация это возможность работы над собой, над взаимодействием с окружающим миром. Если знать механику конфликта, то уже есть возможность контролировать свои эмоции. Особенно понравилась тема про механизм обиды – это открыло мне глаза на многие вещи в своем поведении и в поведении близких мне людей, теперь я стараюсь не поддаваться этому деструктивному чувству. Также очень пригодилась схема ответа на критику, правила критики, как выявить неконструктивную критику, так как мне приходится часто с этим сталкиваться из-за хобби. Впечатлила тема про манипуляторов и активаторов – теперь я намного критичнее стала относиться к разнообразным книгам про «искусство общения». За время курса я прочитала главы из книги «Антихрупкость» Талеба и Цой Л.Н. «Организационный конфликт-менеджмент: 111 вопросов и 111 ответов».

По итогам курса могу сказать, что я стала гораздо более конфликтоустойчивой, перестала испытывать сильные негативные эмоции при виде конфликта, потому что понимаю, как он устроен и как им можно управлять.

Бубнова Екатерина  — Тема эссе «Роль консультанта по разрешению конфликта между моим парнем и его мамой».

Постараюсь написать максимально честно. Последнее время (окончание бакалавриата, начало магистратуры) я привыкла опаздывать на занятия – обычно большинство преподавателей либо сами задерживаются, либо долго готовятся к началу (компьютер, проектор, разогрев), либо просто не интересно рассказывают материал. К тому же, они спокойно реагируют на опаздывающих студентов. И я, не беспокоясь и не подозревая ни о чем, опоздала на первое занятие ОКМ.

Я прекрасно помню, какой дискомфорт испытала после Вашей демонстрации опоздания как конфликтогенного фактора на моем примере. Сначала я даже не поняла за что мне это – подумаешь, на пятнадцать минут позже подошла. Но уже через полчаса у меня голова была завалена мыслями: нельзя опаздывать, здесь все по-другому, я не знаю как отреагировала на замечания – то ли хорошо, то ли глупо и беспомощно смотрелась, и что с моим лицом не так… А до курса я думала что хорошо ориентируюсь в конфликтах.

В общем, я сделала для себя пометки, на следующее занятие пришла заранее, все записывала, слушала, отмечала, что нужно самой почитать – а на первое занятие даже ручки и тетрадки не взяла. Все последующие занятия чувствовала себя спокойно, уверенно, положительно. Что касается материала – давно не было так интересно и так полезно одновременно присутствовать на занятиях. Помимо полученных на курсе знаний хочу еще почитать литературу о мемах, стрессе и актуализаторах.

Больше всего мне понравилась практическая направленность курса – за все время обучения у меня было еще только два подобных предмета (управление человеческими ресурсами и методы групповой работы).

Мне хотелось бы написать много конструктивной критики и замечаний, чтобы все не было приторно, но на самом деле, лично мне хотелось бы добавить в курс побольше занятий, и побольше жесткости – гулять, так гулять!

Москва. 2014 г.

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Конфликтология и конфликты