Одной из самых опасных психологических ловушек является склонность человека мыслить аналогиями, строить в своем мышлении т.н. псевдологические последовательности. Привычным для большинства людей стилем мышления является тот стиль, который использует логические связки «причина — следствие». Эти связки кажутся полностью доступными контролю сознания и соответствуют сфере «здравого смысла». Связку «конкретная причина — конкретное следствие», которая имела место когда-либо, мы склонны экстраполировать и на другие объекты, не имеющие никакого отношения к первоначальным — тут и кроется подвох.
Данная психологическая особенность активно используется пропагандистами. Прекрасные примеры подобного рода, относящиеся ко временам т.н. «перестройки», находим в книге С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием»: «Вспомним метафору рыночников: «нельзя быть немножко беременной». Мол, надо полностью разрушить плановую систему и перейти к стихии рынка. Но ведь никакого подобия между беременностью и экономикой нет. Более того, реальная экономика и не признает «или — или», она, если хотите, именно «немножко беременна» многими хозяйственными укладами. Поскольку все указания специалистов на постоянные ошибки такого рода игнорировались, речь идет о сознательных акциях по разрушению логики. Диверсия против логики — во всех ссылках на Запад (не будем даже придираться к тому, что и сама западная действительность при этом была представлена ложно). Постоянно повторялось, например, такое: «Британская империя распалась — значит, и СССР должен был распасться!». И никаких обоснований подобия. И почему сравнивают с Британской империей, а не с Китаем и не с США? Или и они должны распасться и именно сегодня? Кстати, из тезиса о закономерности распада СССР с неизбежностью следует, что и Российская Федерация должна распасться — ведь она точно такая же империя, какой был СССР. Ну, чуть поменьше, но это дела не меняет».
На использовании ложных аналогий строится пропагандистская техника создания Ассоциативных связей.
РАЗДЕЛЫ:
- Анонимный авторитет
- «Будничный рассказ»
- Голодовка
- «Держи вора»
- Забалтывание
- Эмоциональный резонанс
- Эффект бумеранга
- Эффект ореола
- Эффект первичности
- Эффект присутствия
- Информационная блокада
- Использование медиаторов
- Классификаторы
- Комментарии
- Констатация факта
- Ложная аналогия
- Обратная связь
- Обход с фланга
- Отвлечение внимания
- «Очевидцы» события
- Переписывание истории
- Перспектива
- Повторение
- Подмена
- Полуправда
- Принцип контраста
- Пробные шары
- Психологический шок
- Рейтингование
- Сенсационность или срочность
- Смещение акцентов
- Создание ассоциаций
- Создание информационной волны
- Создание проблемы
- Создание угрозы
- Социальное одобрение
- Сросшиеся предложения
- Упреждающий удар
- Ядовитый сэндвич
Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама.
___________