Устинова Елизавета
Хотелось бы поблагодарить весь преподавательский и экспертный состав данного курса за нестандартный подход к обучению Мне кажется, что все слушатели «Организационного конфликтменеджмента» отметят это.
Я шла на эту дисциплину уже со сложившимся у меня за годы обучения в бакалавриате стереотипом, что конфликтменеджемент – это наука «не о чем», которая так и останется у меня лежать «теоретическим грузом». Однако оказалось, что курс был построен как тренинг, где мы имели дело с «живым» материалом, кроме того, с ситуациями, которыми касаются лично каждого из нас.
Кроме того, было очень приятно из уст профессионалов и людей с опытом (как профессиональным, так и жизненным) слышать подтверждение некоторых тезисов, к которым я в жизни пришла сама. Например, однажды на семинаре Любовь Николаевна сказала, что если мы будем молчать, и не будем говорить о своих проблемах, нам не будет доверия со стороны окружающих. Именно это я и говорила как-то одному из своих друзей, который интересовался, как я умудряюсь так быстро сближаться с людьми и находить друзей. Тогда я ответила, что мой секрет – в открытости. Я люблю выслушивать людей, при этом не стесняюсь говорить откровенно о том, что волнует меня. В ответ это порождает цепную реакцию… Общее правило взаимности гласит, что откровенность и доверие большей частью вызывают ответный отклик, тем самым повышая общий уровень интимности коммуникации.
Благодаря тому, что в рамках курса в задачи входило рассмотреть казалось бы, обыденные понятия (такие как: дружба, эмоции, критика, управление и так далее) с точки зрения теории и различных подходов, было изучено достаточно литературы, что, безусловно, обогатило нашу эрудицию и общий образовательный уровень. Очень интересно было почитать очерк о дружбе, а также статьи об особенностях «межполовой» дружбы.
Результатом проведенного курса стала оформленная программа действий в сложившейся, потенциально конфликтной ситуации, которая, в принципе, является приемлемым инструментом управления эмоциями в любых ситуациях.
Шпилева Валерия
От всей души хочу поблагодарить Любовь Николаевну, Лилию Ряшитовну, Сергея Сергеевича за то дело, которые вы делаете вместе, и я уверена, делаете лучше других! Лично я получила от этого курса намного больше, чем ожидала, самое главное для себя я считаю это обретенный навык смотреть на многие вещи, конфликтные ситуации по-другому, я бы сказала со стороны, что позволило мне добиться решения главной задачи которую я ставила перед собой выбирая этот курс — управлять эмоциями в конфликтной ситуации, именно эту тему я раскрыла в своем эссе.
Курицын Дмитрий
Главной пользой, полученной мною от этого курса, я считаю повышение уровня собственной открытости. Раньше я считал себе не очень застенчивым человеком. После пары занятий я понял, что не прав и понял, что надо работать над собой – ведь человеку, которого нельзя сбить с толку проще добиться успеха.
Я уверен, что значимость многого из того, что я услышал до меня пока не дошла. Однако большего всего меня потрясло то, что говорилось на многих занятиях о темах манипуляции. Это позволило по-новому взглянуть на мои отношения со многими людьми, на те моменты, которым я раньше не придавал значения. Самому, наверное, тяжело до этого дойти. С наставником проще.
Спасибо!
Хочу выразить благодарность за форму проведения курса. Это здорово, когда преподаватели дают пищу для раздумий на занятиях. То есть, когда для того, чтобы что-то узнать тебе недостаточно только внимательно послушать, тебе нужно поработать самому, подумать о своем жизненном опыте и т.д. При этом, ты всегда можешь додуматься сам – задачки не слишком сложные, чтобы быть нерешаемыми, но и не слишком простые, чтобы быть неинтересными.
Арбузова Татьяна
Что касается курса конфликтменеджмента, он показался мне очень интересным и полезным: он заставляет задуматься о множестве вещей, о которых раньше не думала или думала в другом ключе, я узнала много нового. Тем не менее, на первом занятии я не была уверена в его пользе, мне казалось, что преподавание осуществлялось несколько неэтично и задевало чувства студентов. Возможно, не реши я проявить силу воли, я бы не пошла на другое занятие и много бы упустила, как я теперь понимаю. Однако я думаю, что есть конфликты, которые люди не готовы всем открывать, поскольку, как сказал Шекспир, «Жизнь театр, и мы в нём актёры», и все мы строим свой имидж, а некоторые конфликты могут ему противоречить. Если бы разговор шёл один на один с преподавателем или если бы вокруг не сидели люди, с которыми мы контактируем каждый день, все бы с большим желанием открывали свои потайные конфликты, а при данных условиях некоторые конфликты, которые могли бы лечь в основу эссе, не раскрываются.
В остальном курс мне понравился, и я могу отнести его к одному из самых интересных и полезных курсов, которые я проходила.
Чистяков Михаил
В целом курс мне понравился по нескольким причинам. Во-первых, он позволяет взяться за проблемы, за которые не хочется браться в систематическом режиме (эссе). Во-вторых, много значит, возможность послушать опыт других людей вообще и специалистов в области конфликтов в частности, а также поделиться своим. В-третьих, режим обсуждения на занятиях побуждает анализировать сказанное и высказываться. В то же время иногда возникало ощущение жесткости в режиме проведения занятий, хотя и это иногда бывает полезным.
Из пожеланий – давать студентам возможность проводить «мозговые штурмы» по конкретным конфликтологическим кейсам (или игра Брейн-ринг), поощрять команды-победители бонусными баллами и т.д.
Чубко Дарья
Мне необыкновенно понравился этот курс, несмотря на всю жесткость вхождения в работу. Практически все техники решения конфликтом, рефлексии, построения пространства вокруг себя и анализ данных внутри и вне конфликтной ситуации имеют огромный потенциал для использования. Причем одна и та же техника может работать с незначительными изменениями в любых условиях. Становится понятно, что многое зависит только от человека, как он будет анализировать обстоятельства, что извлечет из ситуации, сможет ли решить конфликт без эскалации. С другой стороны, наравне с теорией и техникой, очень большую роль в решении конфликтов играет положительный опыт их решения. Ведь человек, ни разу не сталкивавшийся с конфликтами или не имеющий достаточно силы для их трезвой оценки и выхода победителем, может сломаться ил неправильно применить, а потом разочароваться в полученных знаниях.
Поэтому, на мой взгляд, было бы здорово ввести в курс разбор положительного опыта не в конце, а вначале обучения. И еще, уверена, что я не первая и не последняя, но, пожалуйста, не надо так жестко работать на первых занятиях.
Кроме того, отмечу, что при прочтении различной литературы по данной теме, особое внимание я обратила на книгу Ю.Щербатых «Психология страха». Отдельной строкой хочется посоветовать этот учебник (энциклопедию) тем, кто также заинтересован в этой теме. В нем собран большой объем полезной информации.
P.S. Это эссе не является рекламой Новопассита. =)
Харина Анна
В первую очередь хочется выразить благодарность за креативный и нестандартный подход к обучению. Особенно на первых занятиях шло преломление некоторых стереотипов о способах обучения и о преподавателях.
Так же необходимо отметить, что рациональным было использование провокаций по отношению к студентам, так как это помогло понять основную идею конфликтов и осознать то, что конфликт не является каким-то препятствием для достижения цели, так как основная цель, на пути к достижению которой стоит конфликт, пусть даже очень острый, одна, а способов решения конфликта – множество.
Однако, не могу не сделать маленькую ремарку: на мой взгляд, не стоит так много занятий уделять разбору чужих конфликтов, так как это можно сделать на виртуальном форуме. Тем более, если очень, интересна чужая тема, то каждый имеет возможность принять участие в обсуждениях. На мой взгляд, стоит больше внимания уделять интересным практическим и теоретическим моментам курса конфликтменеджмент, так как это поможет наиболее полно разобраться в зарождающемся конфликте в любой области. И тогда студенты точно будут выходить из стен университета первоклассными специалистами в области менеджмента.
Емельянов Виктор
Что же хочется сказать касательно этого курса? Еще раз рассказывать какой он инновационный и как мне он понравилось, не собираюсь – мои предшественники, да и думаю, мои одногруппники, справились с этим на «отлично». Я перейду сразу к конструктивной критике. Ведь ничто нас так не усиливает и не дает новой точки обзора, как хорошая критика. Раз курс такой инновационный, то стоило поддерживать этот статус до конца. Это касается дисциплины. Я откровенно недопонимал, почему некоторые шептались в полный голос, показывая свое пренебрежение. Я очень сомневаюсь, что дискуссия велась по теме семинара. И не думаю, что это прошло мимо внимания преподавателя. Раз был задан темп, но надо его поддерживать. Так же мне показался темп проведения занятий излишне медлительным. Его можно было бы усилить различными теоретическими справками, основываясь на темах магистрантов, чтобы не слишком углубляться в теорию.
Тихонова Вера
В курсе по конфликтменеджменту собраны все практические и теоретические знания по данной науке. Кроме того, там отражены термины, потреблявшиеся в данной работе, такие как психотип, мотивы конфликта, конфликт. Несомненно, данный курс помог мне разобраться в принципах, мотивах и способах решения конфликтов. Что касается решений конфликтов — я считаю, что это главное, чему учит данный курс – любой конфликт можно решить, следует лишь найти правильный подход.
Хочу сказать искреннее спасибо Цой Любовь Николаевне, Лилии Комаловой и Сергею Сергеевичу за то, что научили управлять конфликтной ситуацией и дали очень много интересного и познавательного.
Дормидонтова Юлия
Когда я выбирала курсы по выбору, я имела довольно смутное представление о том, что именно будет в курсе, как будут проходить занятия, кто будет преподавать. От одной однокурсницы, уже после того, как записалась на курс, узнала, что кто-то отзывался о курсе очень положительно, что очень интересно, полезно и максимально приближено к жизни. На этом я и успокоилась, что, наверное, с выбором курса не ошиблась.
Честно скажу, что такого я от курса не ожидала. Первые два занятия отношение было крайне неоднозначное. Наверное, дело еще в том, что при раскладе «преподаватель-ученик» я, как правило, без возражений принимаю правила игры, предложенные преподаватель и крайне редко считаю необходимым возражать и что-то просить изменить, если а) это не является для меня крайней необходимостью, б) я вижу, что спорить с преподавателем бесполезно и менять правила игры – бессмысленно и себе во зло.
Ваши принципы показались мне жесткими и непривычными, но вполне логичными, обоснованными и не такими уж сложными для соблюдения. Принципы ясны. Санкции – тоже. Поэтому яростные возражения и споры со стороны моих однокурсников мне показались довольно странными. Я, например, привыкла, что на большинство лекций можно после перерыва приходить с большим опозданием – и преподаватель ни слова не скажет. И, да, как и многие я имею привычку задерживаться в столовой. С другой стороны, приходить во время, если это является четкой и жесткой нормой, мне, как правило, несложно. А если же сложно – то я, как правило, готова отвечать за последствия своих действий, тем более, если правила прописаны изначально, а не изменились по ходу действия. Поэтому желания уйти из-за того, что принципы на курсе слишком жесткие, у меня не возникло. Возникло оно после жаркого спора по поводу опозданий. Да, в итоге мы пришла к разрешению конфликта. И я даже поняла, что сопротивление и возражения со стороны студентов, как минимум, частично входили в план курса как некая неозвученная норма.
После второго занятия я долго думала – оставаться на курсе или уходить. Я почти уверена, что мне бы без проблем разрешили выписаться с курса, так как минимально необходимое количество курсов по выбору – три, а я была записана на четыре. Но, подумав, я решила, что мне очень интересно, а как же будет развиваться курс дальше, что с нами будут делать, что будем делать мы. И раз уж я записалась, то глупо пасовать перед трудностями и надо оставаться.
Я не пожалела. Не знаю, что мне поставят за эссе и за курс в целом. Я знаю, что я не особенно спорила, сопротивлялась, на форуме писала реже многих, хоть и чаще некоторых. А это, безусловно, может отрицательно повлиять на окончательную оценку. А может и не повлиять. Не знаю. Но лично для себя результатами своего обучения я довольна. Не могу сказать, что все, рассказываемое в курсе, было для меня новым. Что-то я уже вывела для себя раньше на личном опыте проб и ошибок. В частности, отвечать за свои действия и решения я уже умела и до курса. Потому что уже раньше набила себе в этой области шишек и сделала соответствующие выводы. Что-то где-то читала до курса. Сказать, что мне сильно изменили психику, переломили и сильно трансформировали мои взгляды на себя и на какие-то окружающие меня явления, я тоже не могу. Что-то в моих действиях и взглядах подкорректировалось, что-то трансформировалось. На многое я посмотрела с несколько иной точки зрения. Многие вещи просто банальным образом вспомнила. Во время, надо сказать.
Содержательная сторона курса мне действительно оказалась очень полезной. Для своего эссе я осознанно взяла наименее болезненный для меня конфликт, который я могла позволить себе без страха обсуждать на занятиях. Однако конфликт этот у меня не единственный. Есть другие, менее для меня приятные, которые я не столько не хотела обсуждать в аудитории, сколько не хотела применять на них неизвестные мне методы. Просто решила подстраховаться. Но параллельно с написание эссе о бабушке я в той или иной мере пыталась применять то, что мы проходила на другие свои проблемы. Не столько с позиции действия – все-таки серьезно разрешать несколько существующих конфликтов одновременно достаточно сложно, можно запутаться и ни к чему не прийти – сколько с позиции анализа и выводов. Узнала много нового о себе, своих действиях и окружающих меня людях.
Все, что обсуждалось на курсе, действительно является очень жизненным и полезным. Я понимаю, что за десять занятий получить какие-то универсальные рецепты для жизни и даже для решения одной конкретной проблемы, рассматриваемой в эссе, нельзя. Но интересных направлений в области как конфликтологии, так и социологии, психологии и прочих близких дисциплин, с которыми можно попытаться поразбираться самостоятельно, я узнала массу.
В общем, полученные теоретические и практические знания действительно бесценны. И я надеюсь, что научусь и дальше по жизни извлекать из конфликтов максимум пользы без деструктивных последствий для себя и окружающих.
Критиковать курс мне достаточно сложно. Да, с некоторыми вашими заявлениями я не согласна. Да, некоторые из них мне казались очевидными, некоторые — слишком смелыми, некоторые – даже порой глупыми. Но учитывая то, что весь курс, так или иначе строит в атмосфере конфликтогенных ситуаций и некоторого постоянного напряжения, это все довольно сложно критиковать.
Возможно, стоило бы как-то оповещать студентов, когда они выбирают курс, что курс этот инновационный и связан с определенным риском. Потому что у нас, например, не было возможности прийти на два занятия, решить, что «это не мое» и спокойно уйти. Индивидуальные учебные планы мы заполняли еще в октябре месяце. С другой стороны, если заранее предупредить студентов о том, что курс довольно специфический, эффект от него может снизиться, потому что советы студентов, которые учились у вас раньше – это одно, а официальная информация о том, что курс сложный и инновационный – другое. Но, пожалуй, это единственное принципиальное критическое замечание по курсу, потому что в целом все было очень интересно и полезно.
Никитина Ольга
Курс «Организационный конфликтменеджмент» носит достаточно интересны характер, и он значительно отличается от многих других курсов. Одним из его преимуществом, с моей точки зрения является то, что он носит практический характер (анализ реальных ситуаций). Что мне действительно понравилось – это то, что курс «ломает» определенные внутренние «конструкты». Например, мне первоначально было тяжело рассказывать о своем конфликте при всей аудитории. Но в последующем я поняла, что аудитория показывает обратную связь на твою ситуации, соответственно, на нее можно посмотреть с разных позиций. Более того, ситуации, рассматриваемые в ходе данного курса (а у всех они были разными) так или иначе были связаны с каждым человеком (например, вечная проблема распределения обязанностей, или проблема личных отношений с родственниками). Помимо этого, было, как то непривычно следовать заранее установленным (!) нормам, поскольку ни один преподаватель еще не устанавливал такие категорические нормы поведения. При этом впоследствии осознаешь, что в жизненной ситуации реальные нормы могут быть гораздо более жесткими. Поэтому практическое поведение в «игровой» ситуации может быть очень применимым в последующем в жизненной практике.
Одним из главных элементов, который я хотела бы выделить в данном курсе, это умение манипулировать в конфликте. Например, то, каким образом необходимо вести себя, чтобы вывести конфликт в необходимой русло.
Обухова Анастасия
Уважаемые Любовь Николаевна, Сергей, Лилия!
Мне бы хотелось сказать, что ваш курс действительно очень интересный и произвел на меня сильное впечатление. Я многое открыла для себя (о чем говорила выше), по-другому посмотрела на, казалось бы, привычные вещи, а также на некоторые свои качества. Также стала интересоваться темами в литературе, которыми не увлекалась ранее («Человек играющий» Хейзинге; феномен дружбы между мужчиной и женщиной – несмотря на то, что моей конфликтной ситуации данный феномен не касается, тема все равно остается животрепещущей; техники НЛП; тайм-менеджмент согласно Архангельскому).
Из каких-то конкретных рекомендаций я бы хотела отметить вот что. На мой взгляд, очень эффективно начинать первое занятие, как это делаете вы – производить некоторую «ломку» устоявшихся стереотипов (хотя бы принцип «равности в обсуждении») и тем самым изначально вызывать интерес к дальнейшему курсу.
Кирюшина Ольга
Я не ожидала, что этот курс будет таким. Как наверно и многие кто на нем присутствовал. Я уже была на другом курсе по конфликт менеджменту, и он был пожалуй тоже интересным – теория, примеры кейсов и их обсуждение, потом обсуждение реальных конфликтных ситуаций компании в группах. Это был курс в компании, где я работала первый раз, поэтому было удобно рассмотреть конфликты в самой организации, в отличии от данного курса, где многие еще не работали. Данный курс был более полезным с точки зрения личного самосознания и методов постоянной личной обратной связи. Открытые конфликты в группах кажутся более понятными, чем внутриличностные, или такие, где объектом являются какие-то абстрактные понятие, такие как нехватка времени. Данный курс дал инструменты размышления над проблемами такого типа и их решения, что конечно очень полезно. Спасибо за курс!
Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»
Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»