Яндекс.Метрика

Методология исследования «будущего» на разных этапах развития наук

Методология исследования «будущего» на разных этапах развития наук

2 картина мира

Взаимосвязь между методологией исследования социальной реальности и этапами развития наук  была выявлена  Степиным В.С. , который обратил внимание на то, что на  разных этапах развития наук, фокус внимания исследователя смещался с объекта, на средства исследования, со средств исследования на субъекта-исследования [15, С.160].                         

И это смещение фокуса внимания оказывало существенное влияние не только на методологию, но и результаты исследования, на мировоззрение человека, на его способность оказывать влияние будущее. Он выделяет три этапа развития наук: классический, неклассический и постнеклассический, для каждого из этапов строилась своя методология: методология классической науки, методология неклассической науки и методология постнеклассической науки.

Постнеклассическая наука начинается тогда, когда исследователь  начинает осознавать, что он сам является частью системы, которую исследует. Система втягивает в деятельность исследователя, то есть исследователь как действующий субъект начинает оказывать влияние на изучаемую систему. Эти развивающиеся системы таковы, что когда исследователь  начинает с ними действовать, деятельность становится частью системы. Исследователь как действующий субъект начинает оказывать влияние на изучаемую систему

Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука предполагает различные типы рефлексии над деятельностью исследователя: 1) процедуры объяснения всего, что не относится к объекту (классика); 2) соотнесение объясняемых  характеристик объекта, с особенностями средств и операций деятельности (неклассика); 3) осмысление ценностно-целевых ориентаций субъекта научной деятельности в их соотнесении с социальными целями и ценностями (постнеклассика).

Применительно к «будущему», в постнеклассической науке исследователь оказывает активное влияние на формирование представления о будущем, исходя из своей картины мира, которая всегда строится относительно схемы деятельности, последняя  выражается в системе идеалов и норм науки. С изменением идеалов и норм открывается возможность познания новых типов объектов. «В состоянии неустойчивости, в точках бифуркации система становится особо чувствительной  к внешним воздействиям, а сами эти воздействия не являются чем-то таким, что насильственно меняет природу саморазвивающихся систем» [15, С.163]. В ситуации  быстроменяющейся социальной реальности  категориальные схемы, с помощью которых наука осваивала устойчивую  социальную реальность,  становятся неадекватными  изменяющейся реальности и часто  не совпадают с ходячими категориальными схемами культуры данной исторической эпохи.

С этой точки зрения, всякий переход к новому типу системных объектов требует иных философско-методологических обоснований и новых теорий. Теория – это сеть, которую забрасывает ученый в мир и он обнаруживает только то, что сможет распознать, в зависимости от имеющихся средств распознавания. Распознавание во многом определяется тем, на каком этапе развития находится наука. Для саморазвивающихся систем по-новому ставится проблема искусственного и естественного. Будущее – это результат искусственного преодоления естественного хода событий, однако противопоставление естественного, как возникающего без вмешательства человека, искусственному, как результату деятельности человека, основанное на вмешательстве в ход естественных процессов,  не является абсолютным.            Новые состояния саморазвивающейся системы возникают как результат реализации ее потенциальных возможностей, как один из нескольких вероятных сценариев развития системы.          Ее существенной характеристикой является актуализация определенных сценариев развития в зависимости от особенностей внешних воздействий.  С этой точки зрения, деятельность, актуализируя те или иные сценарии, становится «соучастником» естественного процесса эволюции. Реализация  одного из возможных сценариев предстает и как искусственно созданная, и как результат естественного развития.

Другое дело, что благодаря деятельности могут реализовываться маловероятные сценарии развития, в этом аспекте различение естественного и искусственного может  сохранять свой смысл» [15, С.164]. 

Продолжение

Будущее в контексте конфликтологии. Преамбула

«Картины мира» и «будущее» в социологии познания.

Методология исследования «будущего» на разных этапах развития наук.

Будущее России в  рамках мирового культурного контекста.

Будущее России: научная  позиция и политическая оппозиция

«Будущее» как с понятие социологии управления.

Резюме.

Список литературы 

_______________

 Цой Л.Н. Статьи и размышления о конфликтах

Конфликтология и конфликты