Яндекс.Метрика

Непродуктивные модели поведения

Непродуктивные модели поведения

Абсолютный консультант(Фрагмент из книги В.С.Дудченко «Абсолютный консультант или секреты успешного консультирования»)    

  За сотни и десятки тысяч лет человечество, наивно желая избежать неприятностей или устав от них, выработало неисчислимое множество       программ и форм поведения, дающих облегчение на минуту, но наносящих невосполнимый ущерб жизни, мышлению и чувствам.   Люди от них теряют больше, чем приобретают.

Для пущей значимости рассуждений можно рассматривать эти модели поведения с точки зрения их роли и последствий в организациях, поскольку именно организации заинтересованно и сознательно заботятся о повышении собственной эффективности и эффективности людей, работающих в организации.

Слушать этот материал нужно следующим образом. Каждую модель в ходе и после знакомства с ней надо примерить применительно к своей жизни и к себе, как мы это делаем, когда покупаем новый костюм.

Примерив на себя этот новый костюм, вы сразу почувствуете, где он жмёт (значит, эта часть не ваша), где сидит как влитый, прекрасно соотносясь с вашим жизненным опытом, конкретными случаями из вашей жизни, вашими представлениями о правильном и неправильном, вашим психологическим комфортом.

Примерять нужно не умозрительно, а как будто от результатов этого зависит вся ваша дальнейшая жизнь.

Таким образом, если вы по настоящему и честно проделаете эти упражнения, вы получите ни с чем не сопоставимый по глубине и значимости эффект. Итак, перед вами текст-тренинг.

 1.  ПЕЩЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Пещерный человекЖить в те давние времена было тяжко. То львы, то какие-то бешеные кошки, похожие на рысь, змеи всех размеров и ядовитостей, мохнатые тарантулы, хищные ободранные птицы, и прочая, и прочая живность, норовящая укусить, откусить, умертвить ядом, вырвать клок и, в конечном итоге, съесть. В этой вакханалии агрессивности и жестокости особое место занимали, как, впрочем, и сейчас, собратья по разуму, которые делали всё то, что и разная звериная живность, но еще кое-что сверх этого, идущее от непомерно разросшегося мозга.  «Пещерными людьми» мы называем тех наших современников, которые живут преимущественно инстинктами, нежели умом и другими высшими формами человеческого сознания. Они бывают по-бычьи упрямыми, иногда жестокими и кровожадными, яростными или трусливыми. Но во всех случаях они примитивно недалеки и духовно неразвиты.

Духовность как высшая форма сознания им ещё не нужна, поэтому она находится в зародышевом состоянии. Мир для них устроен примитивно и жёстко («или ты съешь, или тебя»; «все воруют»; «все продажны» и тому подобное), оказавшись «сверху», они важны и надменны, оказавшись «снизу», они лебезят и пресмыкаются, и так далее…

Но есть в «пещерных людях» нечто такое, что угрожает испортить эту однозначную, логически непротиворечивую картину. Например, животная сила, животный магнетизм, животная грация, харизма. Именно «пещерность» зачастую лежит в основе мужского обаяния.

У женщин же «пещерность», отключает  мозги, комплексы, социальные условности, искусственную рассудочность, превращает её в пантерообразное воплощение  эротичности и сексуальности.

2. «ОКОПНЫЙ ЧЕЛОВЕК»- взгляд из щели.

«Окопный человек» — это человек, мир которого ограничивается узкими рамками, присущими той или из щелииной позиции. И он упорствует в этом, считая мир исчерпанным его достаточно убогими   представлениями – «должностной окоп», «профессиональный окоп», «политический окоп»,

«региональный окоп», «ментальный окоп»  и некоторые другие.

Кругозор этого человечка и контекст принятия им решений, ограничивались плоскостью стенки окопа перед его глазами. Естественно, что в этом узком контексте человек не может принимать качественных решений.  Сидящие в разных окопах, не способны вступить в продуктивную коммуникацию друг с другом.  Но когда встречаются собратья по окопу,   нет предела их радости, поскольку, во-первых, их миры совпадают, во-вторых, они подтверждают друг для друга нормальность, законность и очевидность мира, ограниченного стенкой окопа, не ведая, что это лишь ничтожная часть пространства, которое им не дано воспринять.

Чтобы учесть при выработке и принятии решения максимально возможное количество значимых факторов, чтобы вступить в коммуникацию с другими участниками деятельности, щелевому сознанию надо выбраться из окопа.   Необходимо  подняться на такую высоту, с которой открывается широкий обзор многочисленных контекстов, которые необходимо учитывать при работе с решениями.

3. «ТУПОЙ НАТУРАЛ»

Для натуралистически мыслящего человека любые другие воззрения звучат как ересь, вздор, тупой натурадвозмутительная чушь, нелепая ошибка. И он упорствует в этой квалификации иного, так как для него мир дан ему как абсолютно не зависящая от него объективная реальность.    Его картина мира постоянно самоподтверждается, поскольку любые идеи, противоречащие ей, он либо переиначивает на свой лад, либо делает подтверждающие его позицию, либо объявляет бредом сумасшедшего, либо просто игнорирует. Образно, тупой «натурал» — «упорствующий», «неслышащий», «невменяемый».

4. «ЧЕЛОВЕК-ПОМОЙКА»

  Ограничения «человека-помойки» можно диагносцироват как мыслительно- нравственное заболевание, помойкасостоящее в отсечении в их представлении о мире всего позитивного, светлого, созидательного, и в патологической концентрации на негативных, тёмных, отрицательных сторонах жизни.  Общаясь с людьми, они инициируют движение самых тёмных, самых мрачных сил их сознания, заставлял их выворачивать мир грязными сторонами. А в таком состоянии люди не способны на конструктивные, созидательные действия. Они не способны обрести позитивную мотивацию, что убивает в них творческое начало, не способны жить среди людей без вражды, ненависти и конфликтов. Когда вы попадаете таким людям  «на зуб», каждое ваше действие трактуется как действие с коварным, злым умыслом, или как ваша природная глупость, или как природная склонность к обману.

Выходов в работе с людьми-помойками может быть, как минимум, три.

Первый: использовать их паранояльную склонность к выискиванию во всём, выколупыванию из всего всяческого негатива, в качестве критической функции в ситуациях, требующих проверки на прочность какой-то идеи,  либо человека.

Второй: переводить негатив            в позитив; использовать ситуацию наличия           подобных людей для оттачивания навыков вытаскивания из всего новых возможностей, конструктивных идей, созидательных импульсов.

И третий: гнать поганой метлой выжигать людей-помоек калёным железом из коллектива, одновременно стимулируя    развитие здорового критического начала и правдивости, искренности, честности, что исключает ситуацию, когда люди думают одно, говорят другое, а делают третье.

5. «БЛЯ — МЫСЛИТЕЛЬ»

Во многих организациях поселились такие два вируса как: «на самом деле» и «как бы». Эти мыслительлингвистические вирусы искажают, разрушают смысл того, что говорится, привносят в него нежелательные элементы. Скажем, участник коллективной работы сидит, слушает, потом просит слова, выходит и говорит:«На самом деле здесь то-то, то-то и то-то».

Фактически человек этим говорит: «Всё, что вы говорили до сих пор, чепуха на постном масле. А на самом деле (я-то, в отличие от вас, знаю, как обстоят дела)…». Выражение «на самом деле», таким образом, усомневает то, что говорят другие. Выражения «как бы» и «на самом деле» появились в философско-методологической среде, где считалось неприличным говорить о чем-то с полной уверенностью, где в силу этого установилась норма усомневания и себя и других. В сфере развития мысли это было до определённой степени оправдано. Проникнув в сферу практической жизни, эти предложения превратились в вирусы и  слова-паразиты.

Работать с людьми, у которых ограничен словарный запас  и обширный запас слов-паразитов, чрезвычайно сложно. Поскольку они невосприимчивы ни к оттенкам мысли, ни к новым идеям. Особенно когда для этих идей создаются новые слова. Тезаурус — это словарный запас, которым владеет человек. Для новых реалий создаются новые слова, термины.  Так обогащается тезаурус человека,    общества, человечества. Попытки выразить все идеи ограниченным набором слов ведут к обеднению смыслов и снижению возможностей для появления и развития нового. Особую роль в этом процессе играют слова и выражения-паразиты. Мы их называем «вредными вирусами».

6. «ЧЕЛОВЕК-ПРЕПЯТСТВИЕ».

В   русском слове  «НЕТ» овеществляется исконное        подсознательное сопротивление среде. Говоря нетпостоянно   «НЕТ» мы оказываем себе медвежью услугу: мы создаём препятствие, которое затем мужественно             и с большой затратой сил преодолеваем.Человек  у которого доминирует на  всё реакция «НЕТ», который сам себе создает  препятствия, мы назвали  «Человек-препятствие».

«Человек-препятствие» везде видит ограничения, сопротивление, невозможность продуктивно действовать, злонамеренное стремление других ему мешать.

И, естественно, что такой человек быть продуктивным в жизни и работе не может. Невдомёк ему, бедолаге, что так же, как окружающая нас природная среда не злонамеренна и абсолютно нейтральна по отношению к нам, так же и социум, общество, в принципе, относятся к нам персонально абсолютно индифферентно, безразлично.

Ливень, который намочил вас насквозь, не имел намерения это сделать.          Правда, когда волк хочет     есть, а вы — зайчик, бегаете         неважно, то по законам природы вы будете съедены, и это нормально. Выживут только те зайчики, которые поумнее и бегают хорошо. Антропоморфизация (приписывание чему-то человеческой способности мыслить, намереваться) общества приводит к превращению его в сплошное препятствие.

7. «ЧЕЛОВЕК-ЖЕРТВА»

Жертва — это состояние души. Человека-жертву можно обнаружить по типичным словам и выражениям: «Я так и знал, что это случится», «Вечно со мной происходят всякие неприятности», «Меня никто не любит», «Я же говорил, что у меня ничего не получится» и т.п.

Можно определить и по внешним признакам: вечно страдальческое выражение лица, угнетенность фигуры, тихий голос, общая забитость судьбой и миром. И даже если это здоровый мужик, ежели он жертва, он постоянно съёживается. Человек-жертва убеждён, что обстоятельства, судьба, рок действуют таким образом, чтобы причинить ему ущерб, заставить его страдать.

Эти люди находят почти мазохистское удовольствие, «обнаруживая» вновь и вновь подтверждения несчастной жизни, неудачливости в делах, обречённости быть объектом злонамеренных действий других людей, направленных против него.

Человек-жертва выстраивает свой мир по определённой концепции. Для жертвы        окружающий мир —             грозный палач.  Он строит свой мир на идее неизбежности поражения, страдания, неминуемого ущерба. Человек-жертва постоянно испускает эманации страха. Особенно хорошо это чувствуют собаки: они выберут в толпе человека-жертву и обязательно его укусят.

ИАСудьба жертвы — это всегда           судьба неудачника. И если вначале люди сопереживают, сочувствуют жертве, жалеют         жертву, пытаются даже чем-            то помочь, то потом дружно отворачиваются и стараются    его избегать. Когда в сотый раз у человека пропадают деньги, его подставляют, он попадает в неприятные ситуации, ломает ногу, теряет семью и прочее.., окружающие начинают понимать — «не в коня корм».

Ослик  Иа с его коронной фразой на все неприятные случаи жизни: «Я так и знал, что со мной это случится».

Будущее человека-жертвы черно и безрадостно. Поэтому помочь         ему построить притягательный образ будущего, замотивировать   его этим будущим практически невозможно. Поскольку жертва — это социальное заболевание, в некотором роде инвалидность, для него вначале нужно провести психотерапевтический тренинг, и только после этого с ним можно говорить о делах, о бизнесе, о стратегии.

Но не надо путать «жертву» и «жертвенность». Жертвенность — это беззаветное, самозабвенное, от избытка сил служение другим людям. Это сила, счастье и самореализация. Это увеличение богатства мира и жизни.

8. «ТРЕТЬЯ СВОЛОЧЬ»

Во всех конфликтах, — семейных, организационных, этнических          и  прочих,   помимо конфликтующих сторон, всегда есть третья сторона,            являющаяся истинной причиной конфликта. Эта третья сторона сволочьразжигает ссоры и войны, преследуя свои тщательно скрываемые интересы, искусно стравливая потенциально враждующие стороны, передавая им тенденциозно подобранную информацию, а то и просто ложь.

Искренностью, эмоциональностью, тотальной ориентацией на добро и открытостью  —  пользуются нечистоплотные люди, преследующие  свои корыстные интересы.  Многие  конфликты в организациях инициируются и развиваются по сценариям какой-нибудь «третьей сволочи».              Это проявляется  в подборе лексики, конструкций высказываний, в отборе информации, постановке нужных для этого акцентов, удержании и игнорировании некоторой информации и ряде других приёмов.

Поскольку третья сволочь действует исключительно инкогнито, будучи обнаруженной, она с недовольным шипением, как змея,  уползает в свою нору. Закон, который был  сформулирован на основе этих открытий, звучит следующим образом: — «Ищи, выслеживай, обнаруживай и осознавай в себе третью сволочь. И тогда ты перестанешь порождать вокруг себя этот кошмарный, невыносимый, конфликтный мир».

9. «ДОХЛАЯ ЛОШАДЬ»

«Дохлая лошадь» — термин,           придуманный индейцами племени Дакота. Мысль            о дохлой лошади проста: — «когда ты осознал, что скачешь на дохлой лошади, —            слезь с неё.

больная лошадь«Дохлая лошадь» — это  символ человека перегоревшего в жизни, отказавшегося от своих амбиций, уставшего, потерявшего интерес ко всему и желания. Зажечь такого человека чем-то практически невозможно. Никакие мотивационные системы на него не действуют.    Реанимации он обычно не поддаётся.   Противоположностью дохлой лошади, клячи выпирающими рёбрами и потухшими глазами, является арабский      скакун, — крепкий, сплошные мышцы, желания, глаз горит     бешеным огнём, хвост торчит вверх, ни секунды не стоит на месте, гарцует, дышит, хочет, рвётся …

Идеология, вытекающая из концепции «дохлой лошади», на корню отрицает наш старый совковый псевдогуманистический подход. В соответствии с этой идеологией с дохлыми лошадьми не стоит с ними возиться,   тащить их за уши, пытаться реанимировать, мотивировать, социально защищать. Всё равноскакун арабский не в коня корм.

Работать надо с арабскими скакунами. Если ты, конечно, сам не дохлая лошадь. Сколько в вас процентов дохлой лошади и арабского скакуна, из ста процентов? Держитесь руками и ногами за ваш процент арабского скакуна: это ваша единственная надежда жить полноценной жизнью.

________

Болезнь как социальная модель самоощущения

Конфликт: механизмы перехода в иную реальность

Метод самопрограммирования  «Выполнение любых желаний»

Критика в контексте конфликтологии: простые правила для простых людей

Самоопределение конфликтолога: семейный конфликт

Стереотипы о конфликтах. Отношение к конфликту.

Трансформация конфликта
Универсальное конфликтное содержание

_______

Статьи  и фрагменты из книг: конфликтология и конфликты