Говоря в концептуальном плане о саморазвитии консультантов, прежде всего нужно определить, что такое “развитие”. Если под “развитием” подразумевать приобретение нового, ранее отсутствовавшего качества, либо усиление, обогащение, расширение, повышение эффективности качества имеющегося, то саморазвитие консультанта предстаёт как его самостоятельные действия по организации этих процессов. Изменения класса “саморазвитие” происходят в действиях, соответствующим таким позициям консультанта, как профессионал, должностное лицо, работник, личность и индивид.
Рассматривая саморазвитие консультантов в методологическом плане, прежде всего надо прояснить понятие методологии, которое используется в этой статье. Под методологией саморазвития консультантов понимается набор принципов и методов саморазвития, а также описание их использования в анализе и практической работе по саморазвитию. В качестве таковой здесь рассматривается методология онтосинтеза.
Методология онтосинтеза
Онтосинтез, или онтологический синтез, то есть первичный синтез реальности, по отношению к которой затем начинают действовать механизмы восприятия, в качестве особой методологии отвечает на вопросы: Как можно конструировать отношения человека с этим миром? Как создавать нужную тебе реальность? Как осуществлять зффективные действия в этой реальности?
Основные идеи методологии онтосинтеза, или ОС-методологии, могут быть представлены следующим образом.
- Человек сам творит реальность, в которой живет.
- По сути, он является вторым создателем мира, он один дает миру его объективное существование, без которого, неслышимый, невидимый, в молчании поглощающий пищу, дающий рождение, умирающий, дремлющий сквозь сотни миллионов лет, мир двигался бы в глубочайшей ночи небытия к своему неведомому концу (С.Стэндэл).
- Методология онтосинтеза рассматривается в качестве инструмента, используемого в трёх функциях: как герменевтическое и исследовательское средство, как средство порождения реальности и как средство эффективного действия и продуктивной жизни.
- Онтосинтез рассматривается как метод, процесс и результат синтеза реальности и порождения ее смыслов.
- ОС-методология задаёт меру оптимальности (“экологичности”) осознанного построения взаимоотношений человека с миром, в том числе социальным, задавая соотношение онтосинтеза, реальности, способов ее восприятия/интерпретации и действий.
- ОС-методология задает методы и способы проецирования образцов и реализации программ, порождающих собьггия мира.
- ОС-методология раскрывает и определяет методы, способы и правила порождения событий обыденного мира в контексте определённой социальной реальности.
- ОС-методология продуцирует, содержит и развивает методы формирования и осознанного проецирования культурных образцов на материал мира, а также разворачивания программ действий, соответствующих синтезированной реальности.
- ОС-методология содержит способы и средства осуществления онтосинтеза и разворачивается из содержания метода онтосинтеза.
Метод онтосинтеза
“Метод” обычно трактуется как средство познания и преобразования мира. Исходя из такого понимания метод онтосинтеза (или онтосинтез как метод, ОС-метод) трактуется здесь как осознанно используемое средство порождения и преобразования реальности на основе преобразования действия механизма её порождения, а также средство её познания (понимания, осмысления, осознания, ”схватывания”). Сущность ОС-метода может быть выражена следующими постулатами:
Постулат 1. Реальность есть результат проецирования культурных образцов на материал мира.
Постулат 2. Для познания реальности необходимо, прежде всего, познать культурные образцы, проекция которых на материал мира породила эту реальность, а также способ их проецирования.
Постулат 3. Для преобразования реальности необходимо, прежде всего, преобразовать культурные образцы, порождающие эту реальность, а также способы их проецирования на материал мира.
ОС-метод как метод конструирования деятельности
В ходе сознательного конструирования программ деятельности, мышления и коммуникации необходимо учитывать указания материала мира и создавать программы, которые будут адекватны этим указаниям и нашим намерениям. Однако наш разум не может учесть десятки и сотни тысяч “указаний” материала мира, как это делает наша интуиция и наша родовая органика. Ум, интеллект, рациональные средства мышления и деятельности, так же как и наши ощущения, — это, скорее, инструменты ограничения нашей активности и наших возможностей в мире, нежели инструменты расширения наших возможностей проникновения в этот мир. Так, мы видим, слышим и обоняем в строго определённом (кстати, очень узком) диапазоне, то есть бесконечное многообразие мира недоступно нашим органам чувств. Знаем мы о мире ничтожную частицу его бесконечного многообразия. Отсюда, сознательное конструирование новых программ, которые могли бы затронуть и повредить хрупкую гармонию этого мира, может привести, и часто приводит, к негативным и даже трагическим последствиям. И тем не менее человечество потратило тысячи и десятки тысяч лет на эволюционное выращивание программ жизни, мышления и деятельности хотя бы в этом узком жизненном диапазоне.
Сознательно использовать онтосинтез — всё равно, что иметь дело с термоядерной энергией. Какова сила — такова и опасность. Отрабатывая со всеми возможными предосторожностями варианты сознательного онтосинтеза, следует искать пути и подходы, которые бы строились на большем учёте возможностей и ограничений человека и сообщества людей относительно материала мира, поскольку эти возможности и ограничения формировались миллионы лет, как всё живое на Земле. Наиболее продуктивный путь, дающий возможность осуществиться такому учёту, — расширение границ сознания и номенклатуры парадигмообразующих идей, а также выход за рамки сегодняшних возможностей мышления и использования надинтеллектуальных способов взаимодействия с миром, в частности, за счёт особых духовных практик.
Для этого, как минимум, необходимо:
- Осознать, что мы живём в непрерывно меняющейся и, в силу этого, непрерывно обновляющейся тотальной целостности мира, тотально едины с миром и сами непрерывно меняемся.
- Принять правомерность утверждения о том, что спонтанный онтосинтез часто порождает псевдореальность и делает невозможным эффективное действие в ежесекундно обновляющемся мире.
- Научиться осознанному онтосинтезу действительной реальности.
- Научиться действительному онтосинтезу эффективных действий, продуктивной жизни и действительной реальности.
- Научиться передавать людям достигнутое.
Онтосинтез как система идей, принципов и техник, выросшая из многообразной практики и уходящая корнями в многотысячелетнюю историю человеческой мысли, выступает в качестве системы методологических указаний на возможность построения и использования сверхпродуктивных способов взаимодействия с миром, мыслительной работы и практической деятельности. Уровень действительности ситуаций, порождаемых методологией онтосинтеза, подтверждается практикой интуитивно или осознанно пришедших к ней сотен и тысяч людей. И первые шаги, которые человек может сделать на этом пути, — признать малую продуктивность своей жизни в псевдореальности, допустить возможность существования бесконечного многообразия мира и бесконечной вариабельности взаимоотношений с ним.
Но самое главное – всегда и везде следовать законам экологии мысли.
Позиционное саморазвитие консультанта
1. Развитие профессиональных компетенций, умений и навыков, обогащение профессиональных знаний консультанта – главная составляющая его профессионального саморазвития. Секрет успешности профессионального саморазвития состоит в том, что работа над собой направлена не только на обогащение ключевых профессиональных компетенций, оправдавших себя в данном виде деятельности, но и на создание компетенций, которые будут востребованы в будущем. Можно сказать, что наряду с отработкой, наращиванием и совершенствованием ключевых компетенций, являющихся основой профессионализма в данной деятельности сегодня, создаются, отрабатываются и осваиваются ключевые компетенции, которые будут востребованы в ближайшем и средне- и долгосрочном будущем. Применяя методологию онтосинтеза, мы можем конструировать из себя консультанта-профессионала любого мыслимого нами уровня.
2. “Должностное лицо” – это человек, занимающий данную должность. Должность предъявляет к человеку определённые требования и задаёт определённые ограничения. Их обычно на организационном языке называют “функциями” и “ответственностью”. Полное или неполное, качественное или некачественное, формальное или с внесением здравого смысла выполнение этих функций, принятие и реализация соответствующей ответственности определяют оценку эффективности действий консультанта как “должностного лица”. Развитие в этом плане выглядит как всё более точное и эффективное выполнение функций своей должности и наращивание, либо трансформация, функций в зависимости от требований консалтингового бизнеса, технологии или ситуации. Принятие на себя дополнительной ответственности также можно отнести к развитию консультанта как “должностного лица”. Консультанты работают в самых разнообразных должностных позициях, начиная с генеральных директоров фирм и заканчивая отсутствием всяких должностных позиций. Иногда требования должностных позиций вступают в противоречие с требованиями консультационной деятельности. Так, если я – старший научный сотрудник научно-исследовательского института, главным требованием ко мне будет требование проводить исследования и производить научное знание как конечный продукт в виде научных отчётов и статей. Главным же требованием ко мне как консультанту будет требование добиваться позитивных практических изменений в людях, процессах и организациях, которые я консультирую. Эта ключевая функция должна стать основой модели эффективного консультанта, из материала которой создаётся образец для последующего проецирования на себя как человека, занимающего данную должность.
3. В практической жизни качества человека как работника ничуть не менее значимы, чем его профессиональные качества. Этому аспекту в литературе обычно уделяется мало внимания или не уделяется совсем. Интуитивно мы достаточно легко определяем, “хороший” или “плохой” перед нами работник. Если он творчески подходит к своей работе, не ищет оправданий невыполненному, не ссылается при неудачах на внешние обстоятельства или других людей, берёт на себя личную ответственность и чётко, организованно решает свои вопросы, — мы говорим, что это – “хороший работник”. В случае, когда человек непрерывно спорит со всеми, возражает на любое предложение, когда он не делает дело, у него нет результатов, когда результаты он подменяет политесом или интеллектуальным умствованием, непрерывно оправдывается, когда он во всём видит препятствия, противодействия и направленные на него козни — такой работник квалифицируется нами как “плохой”. Когда консультант плохой работник, — клиент это сразу чувствует и авторитета у такого консультанта, а значит и заказов, не будет.
Хороший работник даёт результаты и не создаёт другим людям проблем.
Этот образец, понятый, принятый и разделённый, проецируется консультантом далее на себя как на материал, и в результате получается эффективный работник.
4. Личность консультанта во многом определяет его положение в системе профессиональной деятельности. Ярче всего личностные особенности проявляются в коммуникации, деловом и неформальном общении. В быту мы определяем человека, говоря о нём как о “хорошем” или “плохом” человеке. Оценку человек получает в результате соблюдения или несоблюдения нравственных, этических норм и принятых в данной организации норм корпоративной культуры. Саморазвитие человека в этом плане определяется его нравственно-этической трансформацией. Например, человек в процессе личностного развития дрейфует от “ненадёжности” к “надёжности” в делах, либо от “эгоцентричности” к “коллективизму”, от “мелочности” к “великодушию” и так далее. Немалую роль в процессе личностного развития играет выработка консультантом собственной устойчивости, стабильности в отношениях и жизни, дипломатичности, толерантности и других личностно значимых черт, облегчающих и повышающих эффективность коммуникации с другими людьми. К личностным чертам можно отнести и харизму, усиливающую и выражающую энергетическую структуру консультанта.
В нашем профессиональном кругу мы часто говорим, что главный инструмент профессиональной работы консультанта – его личность.
5. Среди индивидуальных черт человека, которые могут, а в отдельных случаях и должны, непрерывно развиваться, можно отметить черты, определяющие самобытность человека, его психофизиологические особенности, характеристики его физического состояния и здоровья. Если при анализе и конструировании предыдущих аспектов развития консультанта мы подходим с таким критерием, как экологичность взаимоотношений и взаимодействий с людьми и организационной средой, то в случае акцентирования внимания на психофизиологических структурах, мы имеем дело с системами, главными критериями оценки которых будут здоровье, удовольствие, низкая утомляемость, высокая энергетика, неповторимая индивидуальность консультантов. Эти же критерии могут быть использованы как элементы образца яркого, самобытного специалиста, всегда находящегося в ресурсном состоянии.
Здесь показано лишь одно из множества духовно-интеллектуальных пространств, создающих безграничные возможности для саморазвития консультанта. Работая с предельными человеческими представлениями о мире и о человеке, консультант получает возможность рассматривать собственную практику и практику своих клиентов в режиме “рефлексивного охвата”, что, в свою очередь, создаёт возможность управления этими процессами.
Главный ключ к осознанию открывающихся перед нами огромных возможностей состоит в понимании, принятии и практическом использовании парадигмы онтосинтеза саморазвития.
________
Конфликтология и конфликты