Яндекс.Метрика

Отзывы магистрантов 1 г/о обучения ф-та менеджмента НИУ ВШЭ -2006 г.

Отзывы магистрантов 1 г/о обучения ф-та менеджмента НИУ ВШЭ -2006 г.

НИУ ВШЭ* * *
Не буду оригинален, если скажу, что главным открытием для меня стал тот факт, что не нужно бояться идти на конфликты. Любовь Николаевна утверждала на занятиях, что конфликты часто возникают при внедрении инноваций. Со своей стороны хотелось бы добавить, что сам курс управления конфликтами стал для меня инновационным. Как я не раз уже говорил «Организационный конфликтменеджмент» один из очень немногих предметов, на который я ходил с огромным удовольствием. Много новой полезной информации, которая преподносится в совершенно другом, нежели обычно, стиле и которую можно применить на практике – вот каким я запомню этот курс.
* * *
Прослушав курс, открыл для себя позитивные функции конфликтов, а именно: конфликт – как возможность сближения, как возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношений, мотивирующую функцию конфликтов. Выделил для себя  критерии успешности в конфликте. Полностью согласен с тем, что «успешный человек привлекает к себе людей в конфликте,  не торгуется, а действительно договаривается. Поучаствовал в первом для себя тренинге в роли эксперта-наблюдателя. На мой взгляд, курс отличался высокой степенью насыщенности материала, который подавался в исключительно профессиональной манере преподавания, способствовал качественной выработке коммуникативных и аналитических навыков у студентов, укреплял взаимоотношения в группе. В целом только положительные эмоции.
* * *
В первую очередь, хочу отметить, что данный курс был одним из самых необычных из прослушанных мною за время обучения в нашем университете. Меня сразу поразило то, что занятия проходят не в форме лекций и семинаров (как в рамках обычных академических курсов), но в форме живого обсуждения, а иногда и тренинга. Надо сказать, что в рамках бакалавриата у нас уже был семестровый курс по конфликтологии, но он был сугубо теоретическим. А ведь, как известно, знания, которые человек не может применить на практике,— не знания, а всего лишь информация. Могу сказать, что за время курса «Организационный конфликтменеджмент» я повторил многие теоретические положения, пройденные мной в рамках прошлого курса, а также узнал много нового материала (прежде всего, касающегося практики взаимодействия в конфликтных ситуациях). В рамках данного курса я узнал различные способы анализа конфликтных ситуаций, варианты эффективного и неэффективного поведения в конфликтах. Хочу особо отметить профессионализм и харизму нашего преподавателя, Л.Н. Цой. На мой взгляд, у другого человека вряд ли получилось бы сделать этот курс таким живым и интересным. В то же время за время курса мне пришло достаточно много мыслей относительно того, как его можно улучшить. Эти мысли являются исключительно субъективными, но я думаю, что они могут быть полезны для авторов курса для его дальнейшего совершенствования (ведь, как только мы перестаем развиваться, мы сразу начинаем терять конкурентоспособность).
Итак, коротко перечислю мои основные идеи по поводу улучшения данного курса:
На курс отведено слишком мало времени. Тема практического взаимодействия в конфликтных ситуациях крайне важна для будущих менеджеров, и полностью разобрать ее за полтора месяца практически нереально. Многие темы вообще не удалось разобрать, а некоторые были затронуты лишь вскользь.
На занятиях мы записывали очень много теоретического материала. На мой взгляд, это нецелесообразно. Весь материал можно сразу выкладывать в Интернете, а на занятиях — только разбирать и комментировать его. А иначе — слишком много времени уходит на записи.
Во многом из-за нехватки времени курс был недостаточно структурированным; порядок разбираемых тем иногда был не совсем понятным. Возвращаясь к вопросу о недостатке времени, могу сказать, что бессмысленно делать сразу два курса по конфликтам. На мой взгляд, лучше сделать один (ориентированный на практику) большой курс.
Наконец, в нашем курсе акцент делался на инновационные конфликты в организациях, хотя мы разбирали и другие типы конфликтов. Не знаю, насколько мое мнение справедливо, но лично мне хотелось бы, чтобы в курсе уделялось большее внимание внутриличностным конфликтам, межличностным конфликтам, конфликтам между личностью и социальной группой. Мне кажется, что для менеджера (чтобы сохранять личную эффективность и конкурентоспособность) необходимо справляться не только с организационными, но и с другими конфликтами, которые встречаются в жизни.
В общем, и целом же, я остался доволен данным курсом. Я получил много полезных знаний, которые пригодятся мне не только в моей будущей профессиональной деятельности, но и в личной жизни.
* * *
Среди плюсов готов отметить:
«Практичный» материал, позволяющий применять себя на практике.
Различные формы подачи – семинары с участием нескольких экспертов в области конфликтологии, ролевые игры, тренинги.
Живое общение – семинары и лекции проходят с учетом требований «здесь и сейчас» при четком соблюдении нити семинара.
Среди минусов:
Большой объем информации – «шоковая терапия», не позволяющая иногда сориентироваться всем слушателям.
Практика проведения «живого» семинара иногда не позволяла придерживаться заявленной теме.
Мои впечатления от курса:
Буду краткой, хочется конфликтовать, но конфликтовать конструктивно; хочется, чтобы конфликты были не бытовыми, а содержательными, развивающими; хочется попробовать себя в качестве тренера; стать НR-ром, способным разрешать конфликты, хочется изучать это проблематику дальше, более глубоко. Очень жаль, что все прошло так быстро. Переосмыслила для себя образ успешного человека, есть к чему стремиться. Весьма полезными, в том числе и для описания моей конфликтной ситуации,  для меня оказались следующие методические материалы: структура, признаки и типы конфликтных ситуаций; тактика и стратегия в конфликте, признаки успешного человека,  принцип самоопределения;  как вести себя в ситуации провокации, ресурсы в конфликтах; техника ведения переговоров, признаки конструктивности.
* * *
Мне очень понравился этот курс. Он значительно отличался от других, которые мы проходили или проходим сейчас. Прежде всего, отличие состоит даже не в том, что преподавалось (то есть содержание), а то как (то есть сама форма). Курс был настолько эмоционально насыщен, что после каждого занятия я выходила будто бы «заряженная батарейка прямо из аккумулятора». Я помню, на первом занятии Любовь Николаевна сказала, что «здесь мы будем ломать стереотипы…», а также в шутку добавила, что она и сниться по ночам будет. Конечно, звучало, с одной стороны, немного пугающе, а с другой стороны, смешно. Однако, это оказалось правдой. В ходе занятий у меня некоторые стереотипы просто ломались, изменялась точка зрения на многие проблемы и вопросы, а самое серьезное  – я научилась рефлексировать. Серьезно это потому, что постоянная рефлексия приводит к очень интересным последствиям: твоему сознанию открываются все новые и новые детали, обдумываются различные варианты той или иной проблемы и т.д. – и сознание, как писал один из известнейших психологов, становится  подобно реке, а мысли, подобно воде, текут нескончаемым потоком. Я раньше даже и не подозревала, что в моей голове может одновременно находиться столько мыслей и что они могут быть нескончаемы. Такой бурный поток мыслей теперь часто мне не дает спать. Порой я мысли просто не успеваю записывать. Еще одним знаковым моментом при изучении данного курса для меня стала проблема самоопределения, я серьезно задумалась над этим вопросом.
Мне хочется выразить огромную благодарность Любовь Николаевне  за данный курс. Большое спасибо!
* * *
Данный курс был очень специфическим, отличным от привычных занятий в университете. Нового не надо бояться, его надо узнавать. Я считаю, что занятия в форме тренинга наиболее эффективны, чем обычное диктование теории. Другое дело, что не все дисциплины, к сожалению, можно построить по такой технологии преподавания.
На самом деле, я не конфликтный человек, и для меня было достаточно тяжело обнаружить явный конфликт, который необходимо было решить. Я всегда боялась конфликтов и старалась их избегать или сглаживать. С помощью этого курса я поняла, что конфликты не разрушают, а помогают развиваться. Это некая сила, способствующая изменению ситуации в нужную сторону. Для того, чтобы добиться своего необходимо конфликтовать, но не просто, а с умом, контролировать, планировать и проектировать. Кроме того, я узнала много полезного материала, который поможет не только в жизни, но и в будущей профессиональной деятельности.
Что касается технологии преподавания. Вначале было достаточно непривычно и даже дискомфортно присутствовать на занятии. Чем дальше, тем больше понималось, что это своего рода игра. Просто нужно было привыкнуть и постепенно принять ее правила. После этого курса в моем сознании появилось понятие рефлексии. До этого я очень часто пыталась смотреть на ситуацию или на себя со стороны, но не совсем осознанно. Рефлексия в конце занятий очень полезна, по моему мнению, но для меня было тяжело после такого наплыва информации выделить, что-то отдельно запомнившееся, все было ново. В основном все осознавалось спустя пару часов после окончания занятий и осмысления, размышления над полученным. Кроме этого иногда мои собственные понятия, принципы и ценности по каким-либо вещам немного отличались от преподаваемых, что тоже было тяжело воспринять, пока Л.Н.Цой не объяснила, как к ним относиться и что их не обязательно принимать как аксиому, а просто иметь ввиду.
Кроме всего прочего поняла, что тот, кто не был на этих тренингах, не сможет понять ни правильность данной технологии преподавания, ни данный стиль коммуникации со студентами. Поэтому задумалась, а стоит ли вести на лекцию-подарок своих знакомых, не прошедших «курс молодого бойца». Ведь у них будет внимание акцентироваться не на сущности лекции, а на методе преподавания, к которому они не привыкли, на эмоциях.
Еще хотелось бы добавить, что курс приобрел такую необычность и эксклюзивность только благодаря преподавателю Л.Н.Цой. Человек с другой энергетикой вряд ли смог бы все это представить таким образом. Очень жаль, что на такой полезный и безумно интересный и необычный курс выделено так мало времени.
* * *
Несмотря на вспыльчивость, я всегда тяжело переживаю конфликты. Поэтому знания, полученное на спецкурсе, например то, что конфликт сам по себе – ни хорошо, ни плохо, учитывая возможность конструировать конфликты, а так же знание стратегий поведения в конфликтах, позволяет мне чувствовать себя увереннее в потенциально конфликтных ситуациях.
Кроме того, в течение спецкурса я услышала подтверждение своим собственным предположениям: «негативные связи устанавливаются быстрее», это избавит меня от возможных иллюзий на тему «мнение обо мне уже устоялось, они уже знают, что я – хорошая».
Если коснуться некоторых деталей, то по итогам курса я озадачилась тем, как именно представляться разным людям, чтобы запоминаться и формировать свой имидж и какое выражение придавать своему лицу каждый день. Я узнала, как называется общение по типу «как ты со мной разговариваешь?!» — конфликт формы, а так же то, что для конструктивного разрешения конфликта имеет смысл четко следовать своим целям и задачам (если необходимо быстро заплатить штраф за нарушение правил дорожного движения, то не стоит цепляться за манеру общения).
Более того, по итогам курса у меня сформировалось установка на конструктивное ведение конфликта, на четкое следование своим целям в конфликте, то есть на моделирование конфликта и своего поведения в нем.
Во время занятий исчез стереотип, которого я раньше не замечала, что конфликтов следует избегать. Как следствие, исчезло напряжение, которое сопровождало меня в жизни, связанное с негативным отношением ко мне как к конфликтному человеку.
В дальнейшем мне хотелось бы закрепить полученные знания и навыки «на поле боя», то есть в жизни. Это касается как формирования, и разрешения планирования конфликтов, так и поведения себя в них и контроля над своим лицом и движениями тела.
Таким образом, несмотря на усталость, с которой я выхожу с каждого занятия, практическое значение было огромно и положительно. Именно поэтому я бы порадовалась за тех студентов, которым бы поставили спецкурс в учебную программу, поскольку навыки, полученные за время работы, будут необходимы не только специалистам по УЧР, но всем студентам без исключения.
* * *
Курс «Организационный конфликтменеджмент» оказал на меня огромное воздействие. Сначала мое отношение к курсу было достаточно скептическим, но по ходу включения в тренинг я все больше и больше убеждалась, что именно эти знания я могу применить на практике. Часто на собеседованиях при трудоустройстве задают вопрос о том, как Вы решаете конфликты. Теперь я могу ответить, что я могу прогнозировать, проектировать и диагностировать конфликты. И эти знания являются моим конкурентным преимуществом.
Из курса мне понравилось больше всего две темы: самоопределение в конфликте и стрессоустойчивость в конфликтах. На мой взгляд, это две основополагающие темы, которые являются ценными не только при решении конфликтов, но и просто в реальной повседневной жизни.
За эти шесть занятий я получила несколько ценных установок, которые как мне кажется, являются передачей опыта мудрого человека.
Во-первых, на сегодняшний день я стала рассматривать любой конфликт как возможность для совершенствования себя. Я стараюсь быть открытой миру, для того чтобы узнать себя, узнать свои слабые стороны. Конечно, с первого раза не получится все знания применить на практике, поскольку говорить всегда проще, чем осуществлять задуманное. Зато есть к чему стремится. Во-вторых, я поняла, что самоопределение не только в конфликте, но и в жизни поможет отстаивать свои интересы. А в третьих, для себя я решила, что время  стоит отсчитывать не сначала, а с конца. Таким образом, я отношусь ко времени как к одному из самых ценных ресурсов.
Мне как участнику курса хотелось бы, чтобы курс  был рассчитан на более длительный период, чтобы у студентов была возможность погружения в определенную тематику. Возможно, если бы все студенты уже работали, то разбор ситуаций связанных с решением организационных конфликтов был бы более эффективен, и у нас была бы реальная возможность применения полученных знаний не только в своей личной жизни, но и профессиональной. Я надеюсь, что когда я буду работать, то я смогу применить методику решения конфликта и в организации.
Любовь Николаевна, спасибо за курс!
* * *
Мне очень понравилось, что курс был оснащен сильными практическими методологиями, которые мне удалось применить в своей ситуации. А некоторые мысли я приняла к сведению, и моя жизнь уже сильно меняется. Я постепенно учусь не реагировать на провокации, задирания, и если готовлюсь к конфликту, то знаю наверняка, с чем я столкнусь и как буду действовать. Я рада, что в вашем курсе есть своя философия, свой подход к жизни- этого так не хватает многим предметам.
Меня поразил подход к конфликту как к инновационному методу, эта идея очень сильно меняет мой взгляд на эффективную организацию. Очень важна была работа с провокациями, но я пока не согласна с тем, что не следует реагировать на провокации близких людей. Я считаю, было бы полезно узнать что-то про проведение мероприятий для сплочения группы после конфликта.
Вас   можно гордо называть: «Учитель, Мастер»
* * *
Почти на каждом занятии я не скрывал своего мнения и высказывал позитивное или негативное отношения к отдельным действиям ведущих или к занятиям в целом.
Хотелось бы выделить нестандартный для академической среды подход к донесению информации: тренинговая основа влечет за собой методический материал. Это позволяет лучше понимать теорию и накладывать ее на собственный опыт.
В то же время, отдельные моменты занятий вызвали у меня негативную реакцию. В первую очередь, речь идет о тренинге  конфликтоустойчивости. Членам нашей группы еще достаточно долго придется вместе учиться, и, как бы ни заглаживались на завершающем этапе острые углы, осадок остался у всех, это было очевидно.
Тем не менее, я благодарен Л. Н. Цой за крайне интересный и необычный курс, который позволил мне лучше разбираться в конфликтах и отделять их истинное содержание от формы.
* * *
В заключении я хотела бы сделать некоторые выводы, связанные с разрешением моей конфликтной ситуации. В самом начале мне казалось, что это ситуация не разрешима, но когда на лекциях Л.Н. Цой я услышала другие более сложные случаи, которые решались простыми путями, я решила рискнуть. После первой лекции, на которой мы разбирали «рассказы», я решила, что могу рассказать свою версию ситуации нужным мне людям и тем самым, создать себе группу поддержки. А, как известно, одной уже не так сложно.
В начале занятий я совсем не знала, как мне писать эссе, т.к. конфликт только созревал, но в середине курса я столкнулась с реальной ситуацией. Картография конфликта мне помогла разложить все по полочкам и в дальнейшем решить конфликтную ситуацию с выгодой для себя.
В начале курса я была очень удивлена формой проведения занятий по организационному конфликтменеджменту. Она была отлична от других. Было сложно привыкать к этому, а теперь будет еще сложнее отвыкать. Я получила немало практических знаний, т.к. в качестве примеров были использованы реальные случаи из жизни.
Что касается минусов, то они иногда возникали при резком переключении от реальной ситуации к теории. Мне было сложно перепрыгнуть от одного к другому.
Большим плюсом было наличие консультантов в различных областях. Они задавали интересные вопросы, давали свои комментарии и оценивали процесс со стороны, но мне показалось, что большое количество посторонних людей, как это было на одной из последних лекций, отвлекает от основной темы семинара. Правда на той лекции я для себя узнала много нового, а в частности как нужно представляться и знакомиться в абсолютно чужой для тебя обстановке.
Я подчеркивала много нового для себя на протяжении всего курса. Полученные мной знания, помогли мне в разрешении своей конфликтной ситуации. На других предметах мы приобретаем теоретические знания и порой совсем не знаем, как их применять на практике. По окончанию этого курса я перестала бояться конфликтных ситуаций, так как знаю, что теперь смогу их разрешить и одновременно добиться своей цели.
* * *
Мне, как довольно консервативному человеку, всегда сложно воспринимать что-то новое. Поэтому после первой лекции Любовь Николаевны, в моем сознании смешалось много различных эмоций и мнений. В некоторых случаях даже противоречивых.
То, что манера преподавания неординарна и интересна — это точно. Но возникли сразу же такие вопросы как:
Какие знания я получу на выходе?
Как мне их применять?
И самый основной —   Почему мы должны принимать все сказанное за истину, почему нельзя некоторые вопросы обсудить и принять во внимание нашу точку зрения?
У каждого человека на все есть своя точка зрения, и она имеет право на существование, если он ее может объяснить и доказать. В некоторых позициях, в начале курса, моя точка зрения не совпадает с представленной на лекциях, но возможности обсудить, подискутировать, и убедиться в несостоятельности своего мнения у меня не было.
Несомненно, я вынесла для себя много полезной информации, как, например, ресурсы при ведении переговоров, функции конфликтов в организации, конфликтогены и их типы, самоопределение в конфликте. Но об этом всем, я просто могла бы прочитать книгу. Основное, что я получила от курса — это изменившуюся себя. Теперь, я стала смотреть на многие вещи с другой стороны, во мне прибавилось смелости, и я убедилась на примере, что новое — это не плохо, а наоборот способствует развитию и прогрессу.
Я до занятий на курсе  не смогла написать ни строчки критики. Теперь, у меня есть внутренние силы, чтобы сказать то, что я думаю, а не то, что было бы приятно услышать.
Спасибо вам за это!
* * *
Прежде всего, я хочу поблагодарить Любовь Николаевну за то, что на каждом занятии она «вытаскивала» из нашего подсознания  многие неосознаваемые нами ранее понятия и вещи, как, например, польза конфликтов и возможность использовать в своих целях. Прохождение этого курса и участие в тренинге на стрессоустойчивость, по моим ощущениям, повысили мои способности к восприятию различных точек зрения. В совокупности с полученным материалом по теории и практике работы с конфликтами, курс позволил мне  реализовать себя более успешно и стать чуть настойчивее в достижении своих целей.
Для моей будущей работы курс будет важен тем, что позволил мне не только управлять и проектировать свои конфликты, но и точнее реагировать на конфликтные сигналы, получаемые от окружающих. Курс помог мне отследить в своем поведении различные отрицательные черты (неконтролируемые конфликтогены, стереотипное поведение и пр.).
* * *
Работу по данному вопросу я начала задолго до курса Л.Н. Цой «Организационный конфликтменеджмент».  Данный курс, его технологии помогли мне в двух направлениях: в значительной мере упростили мне работу и сделали ее более творческой и интересной. Во-первых, значительно проще стало смотреть на ситуацию, декомпозировать конфликты, вычленять содержательные его аспекты и отбрасывать коммунальную составляющую. Без этого я бы, возможно, запуталась, и процесс выдвижения идей и предложений существенно бы затянулся.
Во-вторых, анализ конфликта стал для меня более интересным и креативным, поскольку я научилась видеть в конфликте не только плохое. Я научилась учиться на конфликтах, использовать его и окружающих меня людей как ресурс для саморазвития.
Также, в дополнение я бы хотела добавить про тренинг на стрессоустойчивость. Несмотря на то, что после 4 часов тренинга меня слегка трясло, я согласна с Любовью Николаевной в том, что он был достаточно мягким.
* * *
Всех  слушателей можно разделить на четыре группы:
1. Те, кто не слушает. Они «выключают» оратора и думают о посторонних вещах, мало получая от речи преподавателя.
2. Те, кто слушает наполовину. Их манера слушать заключается то в пристальном внимании, то в его полном отсутствии. Они понимают фрагменты речи, но не воспринимают идею в целом.
3. Те, кто слушает с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, о чем говорит оратор. Из-за отсутствия критического отношения к речи они практически не соотносят ее со своим собственным опытом.
4. Те, кто слушает вдумчиво. Такой тип слушателя, называемый критическим слушателем, получает максимум пользы из речи.
На лекциях в ВШЭ студентов, которых можно отнести к 4 группе немного.  Большинство – из 1 и 2 категории, тем более в больших аудиториях. Естественно, на разных лекциях и семинарах по-разному.
Каждый раз, на семинарах конфликтменеджмента, я поражалась тому, как люди включаются в работу. 1-й и 2-й групп просто не  было. Это понятно, ведь невозможно остаться равнодушным к такому «исполнению» и преподнесению материала.
Про себя могу сказать, что ни один предмет в институте так не захватывает. В течение нескольких недель я знала, о чем будет говорить ВСЯ группа 625 — все обсуждают методический материал и свои конфликты.
Для себя я вынесла много полезных вещей. Также почувствовала, что меня только раздразнили, так как выделенные часы для семинаров не дают возможности рассказать еще очень многое, что было мне интересно.  Поэтому я буду следить за работами Л.Н. Цой и учиться конфликтовать. Так же на протяжении всего курса я училась слушать критически.
Для меня было новым то, что раздражение в конфликте – это признак ограниченности, что человек считает другого ниже себя. Если честно, раньше были моменты, когда я раздражалась. Сейчас я контролирую себя, чего бы мне это ни стоило.
В заключение хочу сказать, что я тоже очень хочу найти дело, которым я буду заниматься с азартом, в котором я буду одной из лучших.
* * *
Любовь Николаевна, огромное Вам спасибо за проведенный курс Организационного Кофликтменеджмента! Получено очень много важной,  полезной информации, которая обязательно пригодится всем ребятам в жизни. Так, в эссе я использовал знания, полученные в ходе лекций по Организационному Конфликтменеджменту:
Определил конфликт по наличию всех составляющих элементов конфликта.
Применил методологию описания конфликта (эмп. материал, предмет конфликта, задачи конфликта…).
Постоянно использовал рефлексивное мышление.
Усвоил понятие формирования имиджа в ходе знакомства.
Привел конфликт к конструктивному виду.
Самоопределился в конфликте.
Хорошо усвоил: «Чем больше знаем, тем больше зона незнания».
Уверен, однако, что основной интерес для Вас представляет критика и  пожелания к улучшению, т.к. только постоянно совершенствуясь и развиваясь, мы можем достичь успеха в сегодняшней жизни.
Думаю, в курс можно добавить немного методического материала по вопросам миссии человека, «расщепления» его жизненных целей  на более и менее важные составляющие (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).
Еще одно пожелание: проводить на отдельно взятые темы практические Конфликты в парах – займет минут 20-30, а приведет к более четкому усвоению новой методики и пониманию полезности теоретических знаний.
* * *
Данный курс был для меня открытием. На то существует множество причин, которые можно объединить в два блока: содержательный и формальный уровень курса (то есть курс как часть университетской программы).
Начну со второго блока. Еще не было у нас таких семинаров, на которые КАЖДЫЙ раз было приятно идти, получая заряд положительной энергии и порцию свежих знаний. Наблюдая за остальными ребятами и за собой, я сделала вывод, что стереотип, сформированный у нас за все время обучения и в институте, и отчасти в школе о том, что семинар/ урок/ лекция – это сухое изложение теории или общение со студентами «для галочки», «потому что так надо и так принято», исчезает. В принципе семинары в форме тренинга, новаторские подходы именно к семинарским университетским занятиям, как оказалось, очень легко принимать. Употребляю слово «легко», так как все новое обычно переживается и «приживается» с трудом. К тому же гораздо легче усваивается новый материал, когда его преподносят на примере конкретных ситуаций, в разных формах (иногда с юмором), в общем – живо. Новым был взгляд на рефлексивное мышление, так как можно было и вкратце напомнить самой себе о том, что запомнилось, что нового, что было интересно, и еще раз подчеркнуть это ребятам, и сделать отдачу преподавателю и консультантам, которые ведут занятие.
Что касается содержания курса, то отметить хотелось бы главным образом «аксиомы» (как выражается Л.Н. Цой). Они порой подразумевают элементарные вещи, но мы их почему-то в упор не замечаем, отсюда – ошибки. Было получено много новых знаний, которые действительно могут быть полезны в жизни, и вообще которые полезно знать: и значение представления при знакомстве, и методика конструктивной коммуникации, и диагностика оппонента перед переговорами, и «параметры» успешного человека и как им стать, и многое другое.
Очень запомнился семинар по стрессоустойчивости. Единственным разочарованием было то, что не все студенты попробовали себя в роли испытуемого. Я сначала была уверена на 100%, что ложку дегтя испробует каждый.
Было бы интересно проводить каждый семинар в игровой форме. Таким образом, можно было бы лучше прочувствовать, что такое конфликт и его составляющие, а также задействовать всех без исключения студентов.
Конечно, очень жаль, что курс столь непродолжительный, ведь тем для обсуждения так много. Все же хочу выразить огромную благодарность Цой Л.Н.  за этот курс.
* * *
Семинарские занятия мне очень понравились. Они были необычными и интересными. В методике проведения семинара, каждое занятие было своеобразным и непохожим на предыдущее.
На семинарах были разные обстановки: иногда дружественные, иногда конфликтные, но всегда не оставляющие равнодушными. Каждый мог высказать свое мнение.
Однажды присутствовало большое количество преподавательского состава. Это было необычно, так как любой из сторон мог задать вопросы или на них ответить. Чаще всего были заданы вопросы к докладчикам по поводу их конфликтов. Эти вопросы были глубокими и необходимыми в дальнейшем.
На занятиях я узнал много полезной информации. Она связана с жизненными ситуациями: в коллективе, в семье, обществе. В будущем все это мне пригодится. Теперь я представляю как себя вести в той или иной ситуации: в обществе; при знакомстве с людьми; в конфликтах, сумев управлять ими и разрешать их.
* * *
Честно говоря, я не смог удержаться и не совместить свои выводы с отношением к предмету, т.к. решение моего конфликта напрямую связано с тем, что я от него получил.
Мой конфликт был разрешен наилучшим для меня образом, в котором, я отстоял свою точку зрения, с одной стороны убедив (подавив  — удалить) начальника, а с другой добившись компромисса, без негативных последствий для него. ( т.к. не добился для него чего-то негативного.  — удалить)
Начальник вынужден был мне уступить, так как реально осознавал, что в противном случае многое потеряет. Как факт могу привести пример, что я придумал один метод и  (одним хитрым способом — удалить) добился скидки от одного поставщика в 35%, используя опыт, полученный всего за две недели работы в HR-агентстве, и естественно все переговоры и условия поставок вел сам.
Если бы даже у нас не было курса “Организационный конфликтменеджмент”, данная ситуация каким-то образом все равно разрешилась, но не так удачно для меня.
Не могу сказать, что я за это время накопил огромное количество четко структурированной информации об управлении конфликтам, но получил много уверенности в себе и реальное осознание того, что на конфликт надо  идти самому, а главное при этом, уметь собой  управлять. Не знаю, правильно ли я понял, но мне кажется, что курс специально не был четко структурирован, т.к. сложно подогнать каждый конфликт под теорию и каждый раз расписывать его на доске, как мы делали это на занятиях. Тем более я считаю, что такие конфликты, как у некоторых магистрантов, например,     в общежитии, не надо так расписывать вовсе. Нужно лишь иметь в голове инструменты позволяющие решить проблему и считаю, что такие инструменты были до нас донесены (по крайней мере, до меня) на занятиях Цой Л.Н.
Заканчивая свое эссе, хотел бы выразить свою огромную благодарность вам, Любовь Николаевна. Я получал невероятное удовольствие, участвуя в ваших занятиях, не помню, чтобы я так полностью и целиком отдавался предмету и проявлял такой интерес и считаю, что действительно абсолютно все были бы рады, если бы вели у нас в течение всей магистратуры. Я запомню на всю жизнь  фразу —  “Я опоздал, потому что не рассчитал свое время”. она мне уже  однажды  помогла.
* * *
В заключение хотелось бы выразить свое отношение к курсу. Сразу хочется отметить, что в процессе курса было представлено большое количество полезной информации, но я бы хотела выделить несколько основных моментов, которые я для себя четко зафиксировала и приняла на вооружение.
Прослушанный курс во многом помог мне сформировать окончательно мнение о том, что не стоит однозначно оценивать людей, тем более исходя из личных интуитивных восприятий. Главное – уделять внимание содержанию, а не человеку, который говорит и тому эмоциональному фону, в котором передается информация.
Курс настроил меня на такой лад, что конфликтов не стоит бояться, надо быть готовым («проектировать, прогнозировать, планировать и программировать конфликт») к нему и тогда ты сможешь извлечь из него максимум пользы, как для себя, так и для организации в целом.
И самая пожалуй интересная и глубокая для меня мысль, озвученная на лекциях – это то, что в конфликте ты самым лучшим способом сможешь познать себя и оппонента. В конфликте проявляется истинное лицо человека.  Курс помогает сломить стереотипы, способствует развитию мышления в разных направлениях. Сейчас, пройдя курс, и дописывая свою работу, мне пришла в голову следующая мысль: Мне кажется люди так устроены, что, ломая одни стереотипы, они спешат создать себе новые, потому что так проще и понятнее жить (как им кажется). Главное, пожалуй, что я вынесла из курса, что надо мыслить шире и разнообразнее, не принимать стереотипов, а держать в голове различные модели поведения и быть открытым к новому поведению. До некоторых вещей озвученных в курсе я уже дошла сама, другие были для меня новыми, и я не спешу с ними соглашаться, пока не осмыслю их не пропущу через себя. Но, по крайней мере, у меня теперь есть возможность поразмышлять об этом и вообще иметь в виду более широкий спектр альтернатив.
Что касается метода преподавания, могу сказать, что первый раз сталкиваюсь с таким подходом к обучению. А все новое и нестандартное, на мой взгляд, запоминается хорошо и надолго. Очень важную роль в таком восприятии играет личность преподавателя. В данном случае нестандартное поведение Любовь Николаевны сразу же настраивает на нестандартный лад занятий, появляется интерес и азарт, который присутствует на протяжении всего курса. На мой взгляд, новая информация наилучшим образом усваивается именно в таком состоянии. Самое главное, что изначально резкое поведение преподавателя менялось по мере прохождения курса. Также важно, что семинар сопровождался юмором и положительными эмоциями. Понравились принципы поведения на семинаре, которые сразу настроили на совместную и честную работу. Еще понравилось присутствие на некоторых семинарах не консультантов.  Несмотря на бурю положительных эмоций, есть и некоторые замечания.
Очень яркая и сильная личность преподавателя, как мне кажется, иногда слишком давила на аудиторию и люди не всегда высказывали свое мнение. Иногда казалось, что преподаватель всех подавляет  и большинство сидит и слушают с открытым ртом и делает только то, что скажет Любовь Николаевна, и принимают на веру все, что она говорит (такое мнение у меня сложилось из общения с другими, может оно и не верное). А, на мой взгляд, надо было не принять безоговорочно все на веру, а осмыслить это и просто знать об этом. Ведь никакому поведению нельзя научиться без осознания и пропускания его через себя.
Также я считаю, что не хватило времени для лучшего усвоения курса и осознания материала, так как под конец чувствовалась какая-то спешка. А хотелось бы детальнее проработать конкретные методики.
Но, в любом случае, для меня курс был очень полезен не только с точки зрения организационного конфликтменеджмента (это мне еще предстоит проверить), но и с общечеловеческой.
Хочется сказать: «Большое спасибо!» преподавателю Цой Л. Н.   После пройденного курса я легко могу сказать: «Спасибо Тебе Люба!»
* * *
На первом занятии я не присутствовала. На следующий день, когда пришла в университет, все разговоры были только о конфликтменеджменте и Любовь Николаевне Цой. Все обсуждали, как было жестко, но при этом были в восторге и с нетерпением ждали следующего занятия. Я же в первый раз шла со смешанными чувствами. С одной стороны, было крайне интересно, чем же всех так зацепил предложенный курс, а с другой, что же скажет Л.Н. Цой тем, кого не было на предыдущих парах. Хотя я и готовилась к худшему, все равно оскорбления были неприятны! Особенно досталось моей подружке Л.   На что я подумала, нас могли бы хоть как-то подготовить! Ведь даже на занятии по стрессоустойчивости  ребята, предполагая, что будет с ними происходить и будучи уже несколько подготовленными за время прохождения курса, не могли справиться до конца со своими эмоциями. Что же говорить о тех, кто пришел в первый раз! И тут меня осенило, на сколько классный курс предстоит нам пройти. Как это важно в любом конфликте не терять лица, ведь именно в таких ситуациях и проявляются самые глубинные чувства и эмоции, которые человек ни за что не раскроет в обыденной ситуации.
Из курса организационный конфликтменеджмент я вынесла самое главное для себя. Чтобы добиться желаемого, стоит иногда и поконфликтовать. Другое дело, что это не должно походить на бытовуху. Раньше всеми возможными и невозможными способами я старалась избежать конфликтов. А теперь понимаю, как это здорово уметь конструктивно строить диалог, чтобы получить необходимое. Конфликт надо сконструировать, продумать, создать его красивым. Нам достаточно много было дано материала, чтобы, используя его для разрешения конфликтных ситуаций, мы подключали и свое творчество.
Кроме нового из этого курса, я вспомнила некоторую уже известную информацию. Она только больше закрепилась. Например, о способах перехода из деструктивного конфликта в конструктивный.
Больше всего меня порадовала мысль, что уважение заслуживается ежедневно. Мы не должны его испытывать к человеку за его прошлые заслуги. Каждый раз, решила я для себя, уважение окружающих к себе надо зарабатывать снова и снова. Применительно к своей ситуации, я поняла, что мне не за что уважать своего молодого человека. Он даже не пытается заслужить это уважение, считая, что оно должно быть само собой.
У меня есть единственное критическое замечание — курса Л.Н. Цой в таких размерах недостаточно! Я уверена, что мы смогли бы почерпнуть гораздо больше, если бы было дополнительное время. Очень хочется «вытащить» как можно больше знаний из Любви Николаевны. Они не только полезны и необходимы в профессии HR-менеджеров, но и чрезвычайно интересны для собственного развития.
Честно говоря, терпеть не могу писать хвалебные оды, гораздо лучше получается критика. Раскритиковать этот курс мне не удается. Это, наверное, самый главный показатель практичности для меня. Поэтому хотелось бы поблагодарить Любовь Николаевну за проведенное с нами время и кучу важной информации, которой она с нами делилась.

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»