Яндекс.Метрика

Отзывы магистрантов 1 г/о обучения ф-та менеджмента НИУ ВШЭ -2011г.

Отзывы магистрантов 1 г/о обучения ф-та менеджмента НИУ ВШЭ -2011г.

НИУ ВШЭВ 2011 году курс ОКМ  впервые был построенном   в формате смешанного обучения «offline» и «online» коммуникации, с использованием платформы LMS.

* * *
На мой взгляд, курс по «Организационному конфликтменеджменту» оказался одним из самых полезных курсов в моей учебной практике. Затронув действительно важные аспекты моей жизни, курс заставил меня задуматься над фундаментальным вопросом моей жизни – «кто есть я на самом деле?». Детально разбирая свой конфликт, с помощью инструментов, которые давались в процессе курса, я пришел к определенным умозаключениям, которые, безусловно, помогут мне определиться в жизни и найти тот необходимый баланс между моим внутренним «Я» и социальным «Я».
* * *
За эти несколько месяцев по отношению к преподавателю  и к предмету,  я испытал различные диаметрально противоположные чувства. Моим мотивом записаться на курс было предположение, что там будет “жесть” (ну раз конфликтменеджмент), а какого-то ярко выраженного конфликта в моей жизни не было — я просто “плыл по течению” избегая воронок и встречных поток. Первые несколько занятий мне не особо нравилось, наверно потому что тема, которую я определил, была очень поверхностной (как я позже понял) и совсем не отражала то, что я хотел бы в реальности получить.
Однако правильно люди говорят, что “никогда ничего просто так не случается” и в моей жизни произошли события, о которых я писал в первой половине моего эссе. Благодаря такому негативному вдохновению, я стал углубляться в свою тему и понял, что это совсем не корень проблемы.
Конечно же, 12 страничное эссе и небольшой анализ не принесут такие изменения в жизни, которые я себе наметил, однако они дали необходимый толчок и понимание проблемы. Действительно — это стоило того, чтобы пропускать работу, доставать «все из себя», переосмысливая многие вещи по несколько раз..это действительно того стоило.
И вот за это огромное Вам спасибо!
* * *
Курс ОКМ  мне был интересен и помог чуть лучше понять себя, так как во время данного курса я прослушала большое количество информации по разным аспектам человеческих взаимоотношений.  Курс позволил мне объективнее оценивать себя и понимать, что я не являюсь «белой и пушистой», как мне казалось до курса. Кроме того, для написания эссе мне пришлось поработать полезную для себя литературу, что, надеюсь, позволит мне вести себя разумнее в будущем.
С другой стороны, многие моменты, озвученные в рамках данного курса, были для меня вербальным подтверждением эмпирически выработанных для меня моделей повеления и восприятия окружающего меня мира.
Для меня важен тот факт, что курс часто заставлял меня задумываться о своем поведении и своих реакциях, и познакомил меня с понятием рефлексии.
Перед началом курса нас пугали, что это достаточно тяжелый курс, так как он с погружением в конфликты, но лично для себя я эмоционального дискомфорта не заметила на протяжении всего курса, поэтому я так и не поняла, для чего были эти предупреждения, когда мы выбирали курсы.
Кроме того, я вынесла из данного курса, что конфликт – это не обязательно негативное явление, и что не надо их бояться. Важно рефлексировать и правильно себя вести в конфликтах, изменять свое поведение или отношение к конфликтам, и тогда конфликты будут помогать дальнейшему развитию как личности, как и бизнес-отношений.
* * *
Мои представления о конфликте до курса   были весьма банальными – крик, разрушения, гром и молнии. Сейчас – «всякому конфликту – свое время и место», нет смысла постоянно избегать конфликтов и превращать их во внутренние терзания.
Наиболее запоминающимися методами стали:
— отделение «рассказов» от «фактов»;
— рефлексия.
Курс ОКМ помог мне вспомнить философские и нравственные концепции И. Канта и Ф. Ницще, открыл для меня работы В.С. Мерлина, Н.В. Гришиной, В.В. Столина и др. авторов, чьи работы помогли мне разобрать свой собственный внутриличностный конфликт.
На данном этапе конфликт еще не разрешен, но разработана схема действий, которые должны помочь в его решении.
Мне кажется, в дополнение к запоминающемуся визуальному ряду в презентациях, было бы интересным приемом рассматривать конфликты на примерах из фильмов (демонстрация отрывков, разбор поведения, методов и т.д.). Хотелось бы разыгрывать какие-то реальные ситуации, конструировать их, выделять ошибки поведения, искать правильные слова и действия.
* * *
ДО курса было типичное стереотипное мышление а-ля «конфликт – зло!».
ПОСЛЕ курса: при правильном отношении и обращении конфликт есть инструмент, порождающий новое конструктивное состояние.  Конфликт – это один из инструментов на пути развития. Мною понята и принята его инструментальная составляющая, составляющая не только «разрушения» старого, но и создания часто принципиально нового.
Произошло понимание того, что в конфликте следует смотреть на себя со стороны, что позволяет более ясно отражать ситуацию, подвергая её критическому анализу. А это путь к управлению конфликтом и, что немаловажно, собой в этом конфликте;
Мною заново были   осознаны ценностные ориентации, отношение к критике и её восприятие,  манипулятивное начало личности. Появилось чёткое и сильное стремление стать актуализатором;
Появилось желание научиться контролировать себя, прежде всего, и ситуацию.
Я считаю, что данная дисциплина необходима каждому человеку, поскольку мир вокруг нас конфликтен по своей природе, и надо уметь адекватно воспринимать его и соответствующе реагировать. А для любого менеджера эти навыки являются частью профессиональной компетенции.
В курсе хотелось бы больше практической составляющей, поскольку ни один человек, не прочувствовав даже гипотетическую ситуацию, никогда не поймёт себя в ней. А это важный момент, поскольку приобретя навык рефлексивного мышления, очень качественно преподаваемый в курсе, каждый сможет быть в определённой степени готов к реалиям окружающей действительности.
* * *
Хотелось бы отметить, что дисциплина «Организационный конфликтменеджмент» достаточно важна для современного HR менеджера. Очень часто в организациях возникают конфликты между коллегами, партнерами, заказчиком и исполнителем. Иногда при решении таких конфликтов можно еще больше усугубить и так тяжелую ситуацию.
Конфликты возникают во всех сферах жизни, и разрешать их нужно конструктивно. Решение конфликтов не должно приводить к потере друзей, партнеров, клиентов. Организационной конфликтологии, на мой взгляд, должны обучать не только на факультете менеджмента, но и на других.
Курс данной дисциплины мне очень понравился в основном благодаря преподавателю, лекции были достаточно познавательны для меня. Конфликт я открыла для себя с другой стороны. Как говорилось на лекции, что большинство людей воспринимают конфликт с негативной стороны. Раньше я также относилась к этой группе людей, сейчас все наоборот.
Несмотря на то, что я уже прослушала курс конфликтологии в бакалавриате, я получила много новой информации о данной науке. Особенно мне была интересна тема о манипуляциях и манипуляторах. Как говорилось выше, я скорее актуализатор. В последние годы я начала отмечать ситуации, когда люди начинали мной манипулировать, и я старалась не поддаваться их манипуляциям, а иногда начинала действовать их же оружием.
Для себя я сделала вывод, что конфликтов не надо бояться, а если он возник, то надо разрешать его как можно более конструктивно.
* * *
Представления о конфликте до курса. Характеризуя этот пункт, я могу заключить, что до курса я вообще не видел границы, что является конфликтом, что конфликтной ситуацией, а что вообще не имеет отношения к этим понятиям. Именно поэтому тема моего эссе менялась трижды. Каждая новая смена позволяла всё лучше и лучше докапываться до сути. Говорить же о новых представлениях, приобретенных после курса, можно долго. Если попытаться сжать весь материал, то все полученные знания можно охарактеризовать как «система обнаружения и решения конфликтов и конфликтных ситуаций». Причём главным является слово «система», так как я не в первый раз убеждаюсь, что показатель качества подачи материала – это системность. Единая картина, на базе которой знания размещаются там, где они и должны быть.
Что меня очень радует, так это то, что благодаря профессиональному подходу я смог разрешить свой конфликт. Причём самое интересное то, что для его решения необходимо было затратить только интеллектуальные и временные ресурсы. Я действительно понял, что для меня важно, и почему в процессе профессионального выбора у меня возникало внутреннее беспокойство – конфликт. В своём же эссе я выработал способ, как свести эти переживания к минимально возможной величине.
Ну и в заключение своего резюме, хотелось бы внести несколько новых предложений, которые, как я думаю, позволят сделать курс для будущих слушателей ещё более занимательным. Во-первых, включить больше тренинговых составляющих. Дело в том, что на первом занятии разговор о нормах, санкции за опоздание действительно очень эффектно действовали на аудиторию. Я и вправду словил себя на мысли, что сижу не с лицом, а «мордой». То же самое читалось и на лицах всех присутствующих.  Последующие же занятия были менее стрессовые, возникла своего рода зона комфорта. Поэтому я предлагаю Вам наполнять каждое занятие одним-двумя сюрпризами, которые будут выбивать публику из этой зоны, ведь одна из задач курса – научиться выявлять и противостоять манипуляциям.
Также для придачи занятиям большего динамизма необходимо добавлять видео —ролики. В мировом кинематографе существуют десятки фильмов, видеороликов, где обыгрывается тема конфликтов.
Ещё я бы посоветовал включить в курс игровые задания: ролевые игры – например, одна команда должна убедить другую, что она лучше и если вторая команда действительно их признает таковыми, то они выигрывает. Я участвовал в подобного рода мероприятиях, и видел насколько она может ярко продемонстрировать этапы зарождения и взрыва конфликтной ситуации.
Также было бы интересно организовать хотя бы одно короткое стресс –интервью, то есть дать добровольцам своего рода домашнее задание – подготовить стресс-интервью и на занятиях попытаться его провести.
Я прекрасно понимаю, что за 12 занятий мало что можно успеть, но можно к примеру лимитировать время докладчиков (не более 5 минут), освободив при этом дополнительное время.
* * *
Выбранный мной курс «Организационный конфликтменеджмент» оцениваю на 5 баллов по пятибалльной шкале. В первую очередь привлек нестандартный формат лекционных занятий, где можно открыто высказывать свою позицию по отношению ко многим стереотипным вещам, и конечно, сами знания, полученные в ходе курса очень полезны для построения как делового общения, так и неформального с близкими и друзьями. Важным является и то, что в ходе изучения данной дисциплины я получила подтверждение  своего принципа открытости и честности в общении с коллегами и знакомыми. В последнее время, стала сильно сомневаться в разумности следования этим принципам, потому что на практике в краткосрочном временном промежутке обычно выигрывает манипулятор, в долгосрочном всегда – актуализатор. Сейчас я убеждена, что крепкие, стабильные доверительные отношения можно построить только будучи актуализатором.
Но самое главное – это препарирование своей личной конфликта и решение давней проблемы, которая ведет свое начало еще со школьных лет.
* * *
До   курса у меня были только негативные представления о конфликтах. Для меня конфликт был чем-то несущим отрицательные эмоции и причиняющим боль.  И поэтому в своей жизни я часто уходила от конфликтов, лишь бы сохранить спокойную обстановку.  Но при этом не замечала, что я теряю не только ресурсы, но и важных для меня людей.
Теперь для меня конфликт — это не «ураган», несущий бедствия, а также и положительное явление.  Конфликт  даёт возможно даже  больше позитивного, чем негативного.  По окончанию курса я постараюсь попробовать изменить свою стратегию поведения и добиваться не только сохранения отношений, но и также своих целей.
Хочется отметить, что я  реже стала опаздывать и стала ценить своё время.
* * *
До курса конфликт воспринимался как негативное явление. С ужасом диагностировала у себя признаки конфликтной личности, хотя никогда не решала проблемы «коммунальным» способом. Именно так представлялся мне конфликт – проявлением слабой личности, не умеющим достичь своей цели, не прибегая к крику, эмоциональным всплескам.
ПОСЛЕ курса пришло понимание роли конфликтных и кризисных ситуаций в процессе развития личности. Начала понимать свои сильные стороны: не боязнь идти на открытое сопротивление и борьбу; и слабые: отсутствие лояльности по отношению к оппонентам, излишнее стремление обострить ситуацию. Раскрылась сущность появления конфликтов и что самое интересное – научилась различать людей в зависимости от их поведения в конфликтной ситуации.
Было интересно работать с методикой диагностики поведения в конфликте Томаса, практически использовала метод построения картографии конфликта. В жизни, на мой взгляд, в общении с неуравновешенными личностями пригодятся манипулятивные методики.
Установки принятые мной:
— всегда формально закреплять нормы, и озвучивать свои требования и желания — никто никогда не будет разгадывать их
— не быть «токсичным родителем», дать возможность будущему ребенку взрослеть
— не поддаваться провокациям и уметь манипулировать людьми
— использовать конфликт как конкурентное преимущество
— выслушивать оппонента, идти на диалог. Но я этим сложнее..
— отделять рассказ от факта
— проще относиться к критике
— и еще очень-очень много других, что  позволило иначе рассмотреть свой конфликт.
Теоретические знания, почерпнутые из разных источников, дали мне ответы, на которые я так долго  не могла ответить, опираясь на свой небогатый опыт взаимоотношений с противоположным полом.
Какие личные этические нормы были заново осознаны?
— Нельзя лезть в чужие отношения
— Не все то, к чему привыкаешь с детства – единственно верное.
Появились ли (сформировались ли) новые принципы действий в конфликте?
Определенно. Сейчас, когда дело доходит до отстаивания своей точки зрения, не повышаю голос. Не хочется видеть себя со стороны в таком состоянии. Если возникает конфликтная ситуация в процессе диалога, заметила, что МЧ умеет вовремя сказать «СТОП!» я это ценю, но в силу характера пока не могу заставить себя это делать.
Конфликт благополучно разрешен, новые проблемы возникали только относительно внутриличностного конфликта, с которым я пыталась разобраться в одиночестве. Оказалось, что мне в конфликте нужно быть одной, мне трудно конструктивно выстраивать критику, не задевая личностных особенностей оппонента. Проблемы были и с разработкой механизмов выхода из конфликта. По крайней мере, сейчас есть понимание в каком направлении двигаться
Мне в методике преподавания ОКМ не хватало логики построения курса. Думаю, озвучивание обзора тем в начале курса или объявление темы следующего занятия, позволило бы мне подготовиться к занятию, почитать литературу, поразмышлять, вспомнить собственные проблемы, связанные с будущей тематикой.
Очень хотелось ролевых игр или другого performancА))
* * *
До курса у меня было негативное представление о конфликте, не то что бы я боялось вступать в конфликт, просто он у меня вызывал негативные эмоции и забирал много энергии. По ходу курса, я бы даже сказала с каждым занятием, мое представление о конфликте менялось, постепенно конфликт перестал вызывать негативные эмоции. Конфликт для меня теперь понимается как источник развития. На протяжении всего курса я пропускала весь новый материал через себя, узнавала новое о себе, например то, что я манипулятор и что мне нужно стремиться стать актуализатором. Узнала отличие фактов от рассказов,  узнала, что конфликт может быть как конструктивным, так и деструктивным Интересным было узнать о типах семейной организации и определить к какому типу относится моя семья. Интересной была лекция про этические системы. Курс мне понравился, сначала всех запугали, что, он, мол, не для «слабонервных», но ничего такого страшного, на мой взгляд, не было. Курс полезен для всех, с практической точки зрения, помогает на многие вещи взглянуть с другой стороны, многое переосмыслить, о многом задуматься. Занятия не перенасыщены теорией, очень хорошо визуализированы, с постоянными отсылками на авторов, для тех, кому интересно узнать больше. Трудности, с которыми я столкнулась, это нехватка теории, необходимой для написания эссе,  материал по семи этапам анализа конфликта раскидан по курсу, и не очень просто собрать все воедино. В ходе написания эссе мой конфликт разрешился, я изменила свою позицию и отношение, собственно говоря, цель которую я ставила в начале написания эссе, я достигла.
* * *
До этого курса у меня было совершенно жуткое отношение к конфликтам. Они воспринимались как что-то негативное, деструктивное. Мне по ряду причин было страшно признавать ее наличие. В какой-то степени – это трусость, в какой-то инстинкт самосохранения, не хотелось лишних потрясений. Были опасения потерять себя. После написания эмпирической части, когда были сброшены все негативные эмоции, высказано все, что наболело, с тем, что осталось – с неким сухим остатком – можно начинать работать. Пожалуй, самым сложным оказались две вещи – начать говорить (ну, или писать, как в случае с этим эссе) и абстрагироваться от эмоций и начать работать. Теперь я понимаю, что работы еще – непочатый край, чем больше начинаешь расшатывать себя, изменять себя, тем больше понимаешь, как ты далек от того, чего хочешь достичь.
Теперь, непосредственно по проведению курса:
Слайды. Очень понравилась содержательная составляющая и визуальный ряд. Так же очень полезным оказались вставки с мыслителями и классиками мысли с рассмотрением основных работ и постулатов. Единственное – когда на слайде очень много текстовой информации – ее не всегда удается прочитать и усвоить.
Ожидания от курса. В этой связи еще раз осознала управляющей силой слухов. Перед началом курса слышала очень много сплетен, слухов и высказываний о том, что «Цой надо пережить», «очень жесткий курс» и т.д. После первой же пары стало понятно, что с нами работает профессионал, так что граница допустимого перейдена не будет. Не хватило, наверное, каких-то практических тренингов. Хотелось бы потренировать «на кошечках» и на самой себе какие-то практические ситуации.
* * *
Прохождение курса «Организационный конфликтменеджмент», позволило мне взглянуть другими глазами на сущность человеческих отношений. На то, что люди одевают маски, на то, что без конфликтов жить нельзя.
Если говорить о том, что не понравилось – это то, что возникла некая досада из-за отсутствия тренингов и игр. Хотелось драйва. К сожалению, из-за отсутствия нужного количества времени таких игр мы не получили.
В целом, все понравилось. Курс позволил познакомиться с новыми людьми из факультета, а также научил норме – рассчитывать свое время точно и конкретно и не опаздывать.
Буду и дальше увеличивать свои знания в направлении конфликтологии, но уже самостоятельно.
Также, хотелось бы отметить, что во время написания эссе мне позвонили из дома и сообщили плохую новость о том, что мою бабушку сбила машина. Честно признаться, дальше эссе писать совершенно не хотелось и не было сил. Но я переборола себя и тем самым поняла, что не важно все вокруг – важны хорошие семейные отношения и здоровье близких.
* **
Из курса «Организационный конфликтменеджмент» для себя я вывел много неоспоримо полезных и потенциально эффективных тезисов. Естественно, что они будут в моей голове при возникновении важных для меня конфликтов в дальнейшем.
Конфликт – это не негативный процесс
Чтобы суметь полностью контролировать конфликт и управлять им, нужно быть его создателем
Чтобы конфликт был для меня полезен, приводил лишь к созидательным процессам и был позитивным процессом, нужно уметь им управлять и применять необходимые ресурсы.
Я понял важность норм, которые устанавливаются отдельно формально или неформально в каждой референтной группе. Я понял, что в некоторых референтных группах именно я создаю эти нормы, сам того не осознавая.
На примере элементарных норм поведения во время занятий я раскрыл для себя, что не нужно делать не только при нарушении норм, но при любого рода конфликтах, как надо себя вести в таких ситуациях.
* * *
До курса организационного конфликтменеджмента я полагала, что единственный способ выхода из конфликта – это манипуляции. Сейчас я понимаю, что анализ своих собственных взглядов на проблему порой может стать способом выхода из конфликтной ситуации.
Каждое занятие приносило какие-то исключительно новые идеи, часто затрагивалась тема этических норм, но важнее всего для меня оказались вопрос целесообразности каждого конкретного конфликта, особенно бытовых, и вопрос самодостаточности и обоснованной уверенности в себе, гармонизирующие человека.
Я не могу сказать, что кардинально сменила свой взгляд на собственный конфликт. В целом, я и до курса пришла к пониманию ключевых моментов, описанных в эссе. Это не значит, что мое видение не изменилось: я оценила не только ошибки родителей, как было ранее, но и свои собственные, и смогла говорить о проблеме настолько объективно, насколько это возможно, без агрессии и без самобичевания. Конфликт остался нерешенным, но я и не предполагала так быстро выйти из него, на это потребуется еще много времени и сил. Хочу также отметить, что ближе к завершению курса я стала сомневаться в правильности выбора конфликта для анализа, так как при ближайшем рассмотрении он оказался слишком глубоким и долго тянущимся (изначально я полагала, что ситуация возникла около года назад), а тема отношений с родителями – слишком больной, чтобы как следует проанализировать ее. Но отступать было поздно, поэтому я, по мере возможностей, разобрала именно этот конфликт.
Большое влияние на меня оказала тема манипуляции, неоднократно затронутая на занятиях. Будучи как манипулятором, так и легко поддающейся манипуляции, я научилась распознавать манипуляцию и узнала способы противостояния ей.
Курс организационный конфликтменеджмент  оказался одним из самых интересных и важных для меня за все время обучения в ВШЭ. Несмотря на то, что курс закончился, у меня осталось еще множество тем, которые предстоит обдумать и изучить. Поэтому главное мое пожелание к курсу – чтобы он длился дольше, если не полтора-два семестра, то хотя бы один – от начала до конца. Я не представляю, как можно сократить объем лекционной части, но расширение и совершенствование практической части было бы очень полезно. Также, мне очень жаль, что мне не хватило мужества выступить с презентацией своей ситуации перед группой; думаю, коллективный анализ, и вопросы аудитории очень помогли бы мне и в написании эссе, и в выходе в ситуацию.
* * *
Я считала, что конфликт – это непременно что-то неприятное, отнимающее силы, негативное… Почти «полный комплект» стереотипов о конфликте:
Конфликт – это враждебность
Конфликт – это агрессия
Конфликт – это негативные эмоции
Конфликт – это разрушение
Конфликт разъединяет и дезорганизует коллектив
Новые представления после курса
Конфликт как развитие. Конфликт как конструктивное явление.
Я усвоила методику исследования, анализа и подготовки к разрешению конфликта. Приняла новую установку на поиск конфликта, установку на отказ от позиции избегания конфликта.
Новые знания о конфликте
Польза от конфликта, разрушительная сила конфликта, опасность, таящаяся в «отсутствии» конфликтов, многомерность конфликта
Что позволило иначе рассмотреть свой конфликт
Некоторое подобие метода триангуляции, которое представляла собой практика публичного представления своего эссе, помогло мне расширить рамки анализа собственного конфликта.
Ваша установка на междисциплинарное исследование конфликта также расширила границы анализа, взглядов.
В некоторой степени мне помогла ситуация с переменой темы (более глубокий конфликт ярче проявился на фоне более поверхностного, «притянутого за уши».
Заново созданные этические нормы
В определенной степени я рада, что не все нормы пришлось заново создавать. Но наиболее сильной трансформации подверглась этическая норма конфиденциальности личной информации (и способы ее абстрактной, не задевающей чувство «вторжения» публичной подачи). Также я очень рада, что прояснилась ситуация с «масками», и моя «шаткая» этическая норма искренности перед всеми людьми была по-новому укреплена тем открытием, что маски – это неотъемлемая часть и условие нашей жизни, что их использование (и наличие) – это норма. Хоть и не совсем ясно как соблюсти принципы использования масок: запрет на проявление себя настоящего сквозь маску, опасность «срастись» с маской, потерять себя.
Новые принципы действий в конфликте:
Принятие «вызова» конфликта, а не побег от него.
Методы противостояния вопросам-уловкам.
«Нет неправильных вопросов, есть неправильные ответы»
Правило трех – конструктивная коммуникация: оценка, возврат, углубление.
Конструктивная цель коммуникации (не обвинять, а выяснять необходимое для решения, важное для темы). Конфликт ослаблен, переведен в менее насильственную форму, практически взят под контроль обеих сторон (в плане сдерживания его дальнейшей эскалации). Есть предпосылки к его полному разрешению.
Искреннее отношение к курсу
С первого взгляда показалось, что на первом же занятии не стоило огорошивать нас известием о том, что нам предстоит раскрыть все «тайны» своей жизни. Без проведения глубокого анализа ситуации мне кажется, следовало подождать до той лекции, когда мы как раз активизировали переустановку этических норм. Тем не менее, я подозреваю (и, можно сказать, уверена), что у Вас были конструктивные причины для того, чтобы именно так построить логику событий.
Вместе с неоспоримой пользой от правила «не опаздывать» на нас «обрушилась» и доля дополнительного стресса (не исключаю, что это все же был не дистресс, а позитивный стресс). Тем не менее, «нервишки немножко потрепаны».
Однако эти особенности, которые сложно объективно назвать недостатками, отнюдь не перечеркивают ту огромную пользу, личностный рост, которые привнес этот курс. Внося его в свой учебный план, я рассчитывала получить инструменты поведения в конфликте, а получила гораздо больше. Оказалось, что конфликт-менеджмент это в большей степени даже само-менеджмент. И непосредственно управлять своим «противником» в конфликте даже не обязательно, чтобы управлять самим конфликтом, и не означает этого.
Вынуждена признаться  что  несмотря на Ваш имидж сурового конфликтолога, я (видимо, в качестве защитного механизма) выработала мягкое отношение к Вам, и страха перед Вами и Вашими возможностями не испытывала. Скорее всего, это связано с доверием к Вам как к специалисту, профессионалу, не стремящемуся к деструктивному влиянию в конечном итоге.
Не хватило мне в курсе только одного, и то я не уверена, что это мне было нужно. На презентации всех курсов по выбору мне запомнилось (в сухом остатке), что на этом курсе нас будут «сталкивать» друг с другом, разыгрывать реальные ситуации конфликта. Я этого опасалась, но (как человек, избегавший конфликтов) даже ожидала, как чего-то, что в настоящей жизни я бы не хотела испытывать, а в условиях эксперимента готова попробовать. Но даже в отсутствии этого я получила больше опыта поведения в конфликте, пусть и не практического, чем я бы получила в искусственно созданной ситуации конфликта. Изначально я этот момент собиралась внести в качестве предложения, но, как оказалось, оно не слишком полезное.
* * *
Мне очень понравился  данный курс. Я нисколько не пожалела, что выбрала его. Он позволил по-новому взглянуть на конфликты и конфликтные ситуации. Понять, что конфликт способствует духовному росту и приобретению качеств, которых не было до конфликта, что он необходим для человека.
Относительно себя смогу сказать, что я раньше избегала конфликтов и старалась в них не ввязываться, не замечать. Но после данного курса, я конструктивно стала  относиться к конфликту. Использовать его для своего роста и развития личности.  Кроме того, я поняла, что в каждой ситуации необходимо мыслить рефлексивно. Ставить цели, задачи и планомерно двигаться к ним.
Кроме того, было интересно открыть в себе манипулятора ( о котором я догадывалась, но не знала что с ним делать и каким образом его можно преобразовать в актуализатора) , а также изменить отношение к критике, которую я раньше боялась.
В свою очередь, хочу сказать большое спасибо вам, Любовь Николаевна, за профессиональный подход и интересный, а главное прикладной материал.
* * *
Представления о конфликте до курса были скорее как о деструктивном, но необходимом элементе коммуникаций, возникающем при борьбе за какие-либо ресурсы. После курса представление о конфликтах, их видах, механизмах их проистекания и их роли в жизни социума существенно расширились и, что важно, систематизировались.
Курс помог изменить отношение к конфликту, главным образом, представить его не как внешнюю ситуацию, а как ситуацию, напрямую моделируемую участниками или внешним модератором. Так же курс помог сформировать представления о системном анализе конфликтных ситуаций и формировании механизмов разрешения конфликтов.
Среди наиболее интересных тем, рассмотренных в рамках курса, для меня были следующие темы: аналитика конфликта, подходы к анализу; проблема конфликта, особенно коммуникационные и внутриличностные конфликты; манипуляции в конфликте и система манипулятор-актуализатор в целом; конструктивные коммуникации и коммуникационные критерии в конфликте. Из теоретических аспектов наиболее интересными были вопросы 2-х  этических систем и различий взглядов людей и отношение к любви и конфликтам Э. Фромма.
Касательно моего конфликта, рассмотренного в эссе: его затяжной и долгий характер позволял не замечать его или мириться с ним (фактически, избегать). Курс помог фактически переосмыслить конфликт, выделить ключевую и второстепенную проблему в конфликте, отчасти изменить к нему отношение и существенно снизить влияние конфликтогенов на процесс коммуникации.   Модель решения конфликта уже фактически конструктивно влияет на мои взаимоотношения с семьей и в дальнейшем, как я надеюсь, поможет еще в большей степени изменить  отношения в лучшую сторону или просто устранить  негативные моменты.
Касательно самого курса: все очень понравилось, особенно механизм установления и принятия норм, и построение структуры реакции на их соблюдение/несоблюдение.
Единственное чего хотелось бы добавить – большее количество элементов наработки практических навыков непосредственно в рамках самого курса – возможно в формате тренингов или домашних заданий. А в остальном все было просто отлично! Спасибо вам большое за этот курс!
* * *
За время прохождения курса «Организационный конфликтменеджмент» моё поведение в конфликте изменилось, я стала более спокойной реагировать на критику и агрессию, неминуемо возникающую в процессе коммуникации с субъектами конфликта. Моя невозмутимость и улыбка на лице, которая непринужденно возникает в процессе коммуникации с моим оппонентом, значительно сильнее раздражают его, нежели мои взрывные эмоции и прежняя бурная реакция на глупые доводы и нелогичность высказываний. Сегодня я, можно сказать, наслаждаюсь процессом коммуникации с оппонентом, «выводя его на чистую воду», что я собственно делала всегда, однако более эмоционально. Я понимаю, что необходимо четко понимать границы своих прав, и пытаться не посягать на личное эмоциональное пространство оппонента, не затрагивать его принципы и нормы. Если же в конфликте они, тем не менее, затрагиваются, следует определить их в ряд объективных факторов, на которые я не могу повлиять, а значит и исключить их из поля своего внимания и уделить внимание, лишь тем факторам, которые подвластны моему влиянию.
Я начала объективно смотреть на ситуацию и отделять факты от рассказов, тем самым вооружившись техникой быстрой и четкой аргументации своих слов и действий, применяя только факта. Конечно, я понимаю, что являюсь настоящим манипулятором, который сам проектирует конфликтные ситуации, действуя под лозунгом: сначала создадим себе препятствия, а потом с успехом их преодолеем. Однако теперь у меня появилось четкое осознания того, что благодаря конфликтам мы получаем огромный жизненный опыт, обогащаясь морально, а иногда и материально.
Курс мне очень понравился, т.к. был связан непосредственно с практикой, однако описание своего конфликта далось мне тяжело, т.к. мои переживания, связанные с ним, не давали и не дают мне покоя уже более 7 месяцев. Данный курс не позволил мне ни разу забыть о существующей проблеме, от которой хотелось уйти психологически, зная как сложно решать подобные вопросы, особенно когда ты не обладаешь влиянием и властью. Однако наш девиз: бороться до победного конца!
* * *
Первое, что стоит отметить в заключительной части эссе, это то, что существует несколько способов разрешения любых конфликтов. Самые распространенные из них носят названия «Теоретические изыскания» и «Обучение на практике». Идеальным является комбинирование этих способов.
К сожалению, я увлёкся практическим способом и уделял мало внимания теоретической части. Этот подход оказался успешным при разрешении описанного конфликта, однако это может не сработать в будущем, если уровень конфликта будет гораздо серьёзней.
Следует уделить внимание изучению теоретических материалов, наименование которых изложены в рекомендуемой литературе по курсу.
В заключении хочется отметить, что данная работа, как и весь курс «Организационный конфликтменеджмент» послужили мне не столько для разрешения личного конфликта, сколько для структурирования информации в голове.
Удивительный факт, подмеченный мной после написания эссе, состоит в том, что ставя перед собой описанные выше цели, я ожидал выполнения сначала краткосрочной, затем долгосрочной. На практике получилось так, что сначала была выполнена долгосрочная цель.
В любом случае, я благодарен курсу «Организационный конфликтменеджмент» отдельно Л.Н. Цой за помощь в выборе пути для личностного роста.

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»