Яндекс.Метрика

Отзывы магистрантов 1 г/о обучения ф-та менеджмента НИУ ВШЭ -2012г.

Отзывы магистрантов 1 г/о обучения ф-та менеджмента НИУ ВШЭ -2012г.

НИУ ВШЭАнтонова Н.    
Новым для меня были:
— взгляд на конфликты как на источник развития
— конструктивные методы поведения в конфликте
— сопутствующие теории, которых мы касались (расширение кругозора и привлечение соседних дисциплин для единой картины мира — это отлично!)
— жизненная позиция и взгляд Цой Л.Н.  на многие вещи
— взгляд на семейные конфликты, отношение к ним и способы действия, сама по себе возможность говорить о них не на бытовом уровне
Понравилось:
— формат работы с материалом, необходимость работать каждую неделю над своей ситуацией
— возможность говорить на парах то, что думаешь
— возможность задавать вопросы преподавателю онлайн и оффлайн
Не понравилось:
— не сделали и не проговорили проектирование и методы вмешательства у доски, мы, конечно, сами застряли на картографии, но тут нужен был какой-то толчок или пример, потому что это самая сложная часть, к которой долго было не понятно, как подступиться
— по методам не вырисовалось единой картинки в голове, вроде какие-то рассматривали, но не собрали воедино
— обещанных упражнений, «интеллектуальных игр» было мало
На будущее мне остается множество полезных ссылок, которые были сделаны на курсе (литература, ученые и деятели), новый взгляд, уверенность в правильности многих моих шагов, укрепившееся желание действовать
Со временем полученная информация уляжется, опробуется, и можно будет не раз вернуться к материалам, которые у нас остаются, с тем, чтобы применять их в своей практике и предлагать другим.

Новгородский Д.Прослушав курс по организационному конфликтменеджменту, но не вынося на всеобщее обсуждение свой конфликт (в самом начале курса я принял такое решение) я решил написать в теме свою рефлексию.
Прежде всего, я осознаю, что не смог взять от этого курса максимум именно ввиду того, что не решился обсуждать публично свой конфликт. Поэтому получил в основном теоретические знания, которые уже буду применять в своей жизни самостоятельно и по своему усмотрению.
Самым полезным для меня был теоретический обзор концепций (здесь мы отчасти повторили уже позабывшийся материал, полученный на курсе психологии личности), а также темы, связанные с манипуляциями и с проектированием конфликта.
Каждый из нас является манипулятором в каждодневной жизни, я не исключение. Разница только в том, что кто-то это признает, а кто-то — нет. Я стараюсь отслеживать чужие манипуляции в своей жизни, иногда противостою им (когда это однозначно не в моих интересах).
Вообще проектирование и было самым полезным — с помощью этой методики мы можем выходить из ситуации конфликта и смотреть на нее со стороны, а не как непосредственный заинтересованный участник, и применять наши менеджерские качества — собственно делать неуправляемую конфликтную ситуацию подконтрольной и даже возможно использовать ее в своих целях (особенно в конфликтах на работе).
Я как раз недавно устроился на работу и возможно мне представится шанс продвинуться за счет применения этой методики.

Картузова М.
по итогам прошедшего курса считаю важным сделать акцент на 4 вещах:
1. Табуирование может изменяться  теми людьми, в отношении которых приняты табу (и пускай, я еще не смогла это сделать сама, но мысль родилась, я смогла ее вербализовать, соответственно, смогу и воплотить)
2. рассмотрение своих конфликтов с разных сторон и сквозь разные призмы позволил понять, что это вполне естественный процесс, это помогло откинуть лишние эмоции и с нарратива перейти в проектирование (для меня это было самое сложное перейти от нарратива к адекватному обсуждению, но это очень важно, т. к. эмоции выгорают, и если за ними не стоит приобретенное знание, то конфликт не может иметь конструктивные последствия)
3. научение возможно только сквозь свою шкуру. Такие знания самые памятные и полезные, однако, они часто не приятны. Но чем жестче ты относишься к себе и беспристрастнее препарируешь, тем скорее ты добираешься до другого берега. Это больно и абсолютно противоречит человеческому инстинкту самосохранения, но чтобы быть готовым жить и быть человеком (не  только в биологическом смысле), ты должен быть самым строгим анализатором и судьей своих поступков. Ошибаясь наедине с собой — ты даешь шанс себе к изменениям и приобретаешь легкую прививку для того момента, когда кто-нибудь из окружающих захочет положить тебя в грязь.
4. Многие из описанных и изученных нами методик и технологий, мягко говоря, были не совсем корректными, и по лицам окружающих было видно, что люди их не принимают. Но не принимать – не значит не использовать. Просто для многих еще потеря лица – это очень серьезно.
P. S.: этот курс был хорош тем, что нас не грузили неваримой теорией по конфликтологии, а дали попробовать все руками, причем, часто немытыми, и на самом дорогом — на себе. Я считаю, что курс удался, и цели, поставленные в начале, достигнуты. Мы все видели много эмоций, которые показывали нам, что выступающим не так легко излагать свои конфликты, но именно из-за этих эмоций, курс получился честным. У нас появился шанс быть честными не только с собой наедине, в углу, а прилюдно — при аудитории.
И последнее. Хочется особо отметить стиль преподавания, ибо без него курс не был бы таким острым. Любовь Николаевна, вы собственным примером выходили за рамки, только что установленные, провоцируя нас, и в моменты таких провокаций аудитория делилась пополам, одни поддерживали вас, другие – не могли помыслить произошедшее. Вы платили нам за нашу честность, не меньшей честностью. Но именно сквозь такие «обмены» подтверждалась истина, что ключевое значение имеет то, как ты сам относишься к происходящему, а не происходящее.

Морозова Л.
Подводя итог данному курсу, могу сказать, что я ни на минуту не усомнилась в правильности его выбора. Вообще после того как начинаешь работать, так или иначе,  задумываешься о том, как стоит вести себя в конфликтах на работе, да и не только. Этот курс мне помог посмотреть на некоторые вещи по-другому.
Если раньше я считала себя в большей степени бесконфликтным человеком, то сейчас я узнала о себе много нового и поняла, что я просто старалась избегать и остерегаться конфликтов вместо того, чтобы как-то найти пути их решения.
Сейчас я поняла, что конфликт порой может стать конструктивным методом решения ситуации. Мне было очень интересно узнать, что конфликт можно спроектировать, изобразить графически и с помощью этого предвидеть его варианты разрешения. Очень был интересным материал про манипуляторов, опять-таки, применяя к себе, сделала интересные выводы на будущее.
Изложенный материал всегда легко воспринимался, с помощью схем, графиков, картинок. Вся информация была логически структурирована и всегда сопровождалась ссылками на различные книги, которыми можно будет воспользоваться для более углубленного изучения. Необходимый полученный материал можно было сразу применить к своему эссе, решение которого шло тонкой нитью через весь курс.
Применения полученных знаний в жизни уже сейчас помогли мне изменить некоторые ситуации, после применения в коммуникациях метода присоединения у меня стали налаживаться отношения с подругой, а наши многолетние конфликтные ситуации стали сходить на нет и перестали быть столь агрессивными. Конечно, еще предстоит переосмыслить  большую часть информации, а где-то с  помощью проб и ошибок понять ее применение на деле.
Предложения по курсу. Как известно, лучше всего информация усваивается, когда проходит через человека, т.е. после каких-то практических ее применений. Поэтому порой не хватало разъяснений с точки зрения практики, как применить ту или иную модель в жизнь, что это может дать. На будущее у меня всего один комментарий, о добавлении практической составляющей к лекциям, т.е., например, рассказывать истории из жизни, использовать кейсы или разыгрывать некоторые ситуации между студентами, насколько это возможно в рамках учебного курса.

Сливаева Д.
Как говорит определение, организационный конфликтменеджмент — это совокупность приемов, техник и методов интервенции, направленных на конфликтный процесс с целью актуализации конструктивного конфликтного потенциала и направления его в благоприятное русло.
С этой точки зрения курс для меня является полезным, поскольку помимо некоторых теоретических материалов, мною был получен самый ценный – практического вмешательства в конфликтную ситуацию и проектирование выхода из нее. Нельзя сказать, что без курса я не попробовала бы решить ее, но постоянная рефлексия сделала этот процесс более грамотным и осознанным.
Несколько раз мне пришлось восстанавливать пропуски – транскрибировать лекции, что хоть и оказалось делом длительным и кропотливым, но интересным с точки зрения взгляда на ситуацию. В связи с этим я специально прослушала и аудиозапись с той лекции, где выступала сама.
Также хочу отметить, что для меня оказалась актуальной та часть курса, которая была посвящена манипуляциям и актуализации личности. Я – манипулятор и актуализатор и работаю над этим.

Хан И.Ю.
«Конфликты рождаются в точках пересечения векторов интересов».
И так начнем, когда нам делали презентацию по курсы ОКМ, нам обещали много чего, что нас ждет ужасающий стресс, что нас студентов будут «драконить», что некоторые из нас покинут курс, не успев начать его,  что курс ОКМ для людей не слабых духом. Конечно, когда это слышишь и воспринимаешь  это в «массе», то на тебя действует стадный рефлекс, что действительно все будет, так как нам сказали, и ты на мгновение отключаешь логику,  но одно но. Придя домой, я трезво осознал, что не в каком нормальном государстве при нормальном законодательством, нормальном уровне образования, в нормальном университете не позволят преподавателю глумиться над студентами морально, что нам обещали, когда презентовали курс ОКМ.
Как трезвомыслящий человек я сразу зашел на сайт Вышки, нашел программу Цой Л.Н, по курсу «Организационный конфликт менеджмент» ознакомился с программой и все стало ясно, очень четкий и понятливый текст программы описывал, что же нас ждет, и для меня сразу стало понятно, что некто нас «драконить» не будет, испытывать наши моральные принципы тем более, но это чувство сохранилось и большинства студентов нашей группы. Однако, я знал, что курс ОКМ нельзя преподавать в монотонной манере, с меланхолическим настроем, ибо само слово конфликт провоцирует тебя на активные действие, а на занятиях по конфликтологии, ты или включаешься в него полностью, или же тебе здесь делать нечего, так что перед началом курса я знал, что я хочу услышать и что я ожидаю от курса.
Первое занятие меня очень впечатлило, впрочем, как и остальную группу, но в отличие от других я знал, что дальше этого не зайдет и дальше роста драйва, за которым пришли некоторые не будет.  В прошлом я проходил тренинги по стрессоустойчивости, так что для меня это было не ново, но первое занятие сразу показало, что мы имеем дело с мастером своего дела. Я сразу определил свой конфликт, который, к сожалению, со временем исчез.
И что же я вижу то, что у меня организационного конфликта нет, межличностного нет, внутриличностного тоже нет. Печально, но жить можно.
Тогда у меня возник вопрос,  что же курс ОКМ мне может дать кроме методологии решения конфликтов и то не моих, не на моем частном случае, а на чужом опыте я должен построить методологию, рефлексию  и проанализировать конфликт и методы выхода из конфликта и его устранения. И тем более сам преподаватель говорит, что если у вас нет конфликтов, если вы не видите пользы, то вас никто не держит, можете уходить спокойно, «удовлетворительно вам будет обеспеченно». Мечта для студента, лишь бы в итоге вышла «тройка», но данный принцип не для меня, я вижу, что курс несет практическую пользу, на курсе наши студенты начинают обличать свои истинные «Я» через конфликты, очень интересно, мое мнение о некоторых из нас изменилось и это все через данный курс. Все вроде бы хорошо, я готов изучать чужие конфликты, делать по ним рефлексию, и готовить свою выходную работу.
В завершении хотелось бы сказать: Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда, а разрешить конфликт удаться не всегда.
P.S. Отдельно от себя хотел бы поблагодарить Вас за данный курс, он очень практикоориентирован, в отличной подаче, несет в  себе психологическую нагрузку, которая потом дает свои плоды.

Моисеев А.
По натуре я человек неконфликтный, поэтому, наверное, и пошёл на курс «Организационного конфликтменеджмента». Мне хотелось больше узнать о механизмах разрешения конфликтов, поскольку опыта такого у меня нет. До посещения вашего курса я считал, что опыт в разрешении конфликтов намного ценнее, чем сама теория конфликтов. Теперь же я считаю, что для конструктивного разрешения любого конфликта знание курса «Организационного конфликтменеджмента» полезно и просто необходимо.
Поначалу мне казалось, что данные занятия будут держать меня постоянно в стрессовом состоянии, чего я и ожидал в глубине души. Однако сам преподаватель не вызвал особой симпатии при первой встрече, и энтузиазма поубавилось. Особенно меня напрягала рефлексия в конце каждого занятия, которая не позволяла просто его «проспать» от начала и до конца. Поневоле приходилось конспектировать, чтобы в конце не ударить в грязь лицом и произнести «красивые слова». Со временем эти минусы превратились в плюсы, поскольку лекции проходили неоднообразно и даже порой увлекательно. Заслугой этому считаю также тот факт, что курс «Организационного менеджмента» является авторским и потому — нестандартным. Из этого курса я вынес следующие простые истины:
— Бесконфликтный человек не может стать менеджером, поскольку он избегает проблем. Без проблем не возможна управленческая деятельность. Поэтому мне есть к чему стремиться.
— Чтобы научиться высказывать свое мнение, необходимо уметь конфликтовать и отстаивать свою точку зрения. Причем надо стремиться всегда конструктивно разрешать конфликт.
— Для конструктивного разрешения конфликта полезно его картографирование с целью увидеть полную картину и спроектировать возможные пути решения.

Григорян Давид.
Данный курс дал мне очень много интересного, полезного и практически применимого материала. Так как мы на каждом занятии указывали, что нового либо полезного отобрали или отметили каждый для себя, то здесь буду краток и лишь отмечу единственный недостаток.
Отсутствие реального конфликта демотивирует меня на углубленное изучение материала, также лишает важных 3 баллов (1 за отсутствие доклада и 2 за эссе), что, на мой взгляд, является несправедливым по отношению к нам, «бесконфликтникам».
Я думаю, что при планировании данного курса можно было бы придумать что-нибудь и для таких ситуаций, чтобы все в группе были погружены полностью в курс.
В итоге, я имею большую базу инструментов для работы с конфликтами в будущем, именно работы, а не только решения, что тоже является новым для меня благодаря данному курсу.
Спасибо Любовь Николаевна, я не помню ни одного занятия, чтоб не получил чего-то нового, интересно для себя!!!

Синило А.
Прослушав авторский курс «Организационный конфликтменеджмент» научилась системно рассматривать конфликт. Получила умение применять такие инструменты, как картографию конфликта, проектирование, схематизацию конфликта и т.д.
Курс помог абстрагироваться от эмоций в конфликтной ситуации и перейти к конструктивному взгляду на конфликт и его решению. Харизма и профессионализм преподавателя придают лекциям и семинарам запоминаемость примеров, моделей, а также теорий.
Буду рекомендовать этот предмет младшим коллегам. Спасибо, Любовь Николаевна!

Сиротовская А.
Главная ценность курса для меня в приобретении нового направления для развития с помощью полученных знаний о том, как рассматривать конфликт с разных сторон, понимая деструктивные и конструктивные процессы в конфликте и формируя конфликтологическую компетентность.
Инновационная методика преподавания позволила мне сформировать навыки самодиагностики в конфликте  и навык рефлексивного мышления, благодаря возможности наблюдения со стороны как за собственными проявлениями мыслей и действий в конфликтах, так и за участниками курса. Была создана атмосфера, в которой каждый мог свободно выражать собственные мысли и размышлять, анализируя собственные стереотипы с использованием предложенной нам схемы рефлексии. При этом усвоению материала (картография конфликта, методы конструктивной коммуникации, технологии перехода от манипулятора к актуализатору, самоопределение и другие)-  способствовали структурированность и системность преподносимого материала: было ясно, зачем мы рассматриваем те или иные блоки курса и как они соотносятся с изученными блоками. В достижении результатов помогло написание эссе, так как способствовало систематизации изученных блоков и собственному самоопределению в конфликте.
 Пожелания: Несмотря на то, что примеров было много, и группа была, по большей части вовлечена в процесс, осталось ощущение «практической неосознанности» некоторых важных тем, таких как, проектирование конфликта и вмешательство в конфликт. Возможно, в силу недостатка времени и недостаточной моей активности. Хотелось бы разобрать как можно больше примеров для того, чтобы оценивать целесообразность и эффективность тех или иных методик. Вероятно, помогли бы ролевые ситуационные игры (они были, но мне не хватило), анализ реальных кейсов для наглядной оценки эффективности тех или иных методик, анализ видеороликов, фрагментов по конкретной теме.
Думаю, что к курсу и его восприятию я была готова не на 100%, в силу личных особенностей и установок. Сейчас понимаю, что некоторые важные моменты я упустила, а на многие вопросы хотела бы взглянуть с новых сторон. На мой взгляд, этот курс очень полезен тем, у кого уже есть достаточный опыт работы, а мы только начинаем эту деятельность, поэтому есть моменты, к которым стоит возвратиться через некоторое время вновь и осмыслить их новым взглядом. В дальнейшем развитии мне поможет литература, которая методично была нам предложена в рамках изучения блоков курса.
Спасибо за курс, за самоотдачу и за открытие нового направления для развития.

Зудилина А.
Плюсы — конкретные инструменты, использующиеся в конфликте для его решения;
работа над конкретным конфликтом, т.е. на конкретном примере.
честность и открытость преподавателя как признак его высокого профессионализма.
Минусы — зачастую отсутствие дискуссии. Ощущение, что находишься на приеме у консультанта по конфликтам, который рассказывает тебе, как его решить, но не рассказывает, как решить другие конфликты. То есть приблизительно и интуитивно на примере других понятно, но в голове не уложилось.
Ощущение незаконченности курса. Не было занятия, когда мы пришли и отчитались за результаты решения конфликта или за какие-то конкретные шаги с анализом того, как это прошло, успешно или нет, что можно было сделать по-другому, лучше. Я бы ввела рефлексию ведения конфликта.
Итог: я научилась «разбирать конфликт по полочкам», таким образом, отстраняясь от него, что помогает без эмоций подходить к конфликту. Я научилась применять некоторые техники, минимизирующие конфликт, а также узнала о существовании других способов ведения конфликта. Я узнала, как проектировать дальнейшее развитие, но не узнала конкретные способы этого.

Фурс Ольга
Положительные стороны курса:
1)Очень важно то, что все обязаны посещать, хотя порой и хочется сфилонить. Складывается ситуация, когда все «в теме», все в целом понимают, что происходит, и нет откровенно скучающих и чрезмерно активных. Несмотря на строгость правил, они обоснованы и эффективны;
2)Открытость преподавателя, свободное обсуждение сложных тем, концентрация не только на своей теме, но и расширение видения мира за счет рассмотрения тем других людей. В целом ощущение обучения для взрослых, более высокий уровень отношений студент — преподаватель.
3)В определенной степени «challenge». Необходимо отвечать за каждое сказанное слово, аргументировать позицию, структурировать свой разбросанный поток сознания и выбросы эмоций.
4)Информативность и гибкость курса. Конкретная информация по каждому конкретному вопросу. Постоянная корректировка последующих занятий в зависимости от результатов, событий и тем предыдущего занятия. Насколько я поняла, это и есть эффективная рефлексия.
Отрицательные стороны курса:
1)Разное отношение к разным студентам: кому-то жесткая стрессовая ситуация, кому-то спокойный и почти нежный разбор конфликта. В результате — очень разбросанные эмоции у разных студентов от курса.
2)Появился набор инструментов, но нет понимания, когда и какой оптимальнее всего использовать. В итоге ухожу с чувством, что если вдруг серьезный конфликт, сама-то я запутаюсь с бешеным количеством ключей, не смогу подобрать подходящий к конкретному замочку. Придется привлекать Любовь Николаевну.
3)Интересно было бы послушать, решил ли кто-то свой конфликт, как и какие результаты. А то мы начало истории знаем, а чем все закончилось, знает только Любовь Николаевна из эссе.
Что я вынесла наиболее важного из курса:
— Разделение рассказов и фактов (люблю их смешивать и получать яркие, красочные, но абсолютно нереальные картинки);
— Понимание, что нельзя влезать в чужой конфликт, так как рано или поздно сам станешь его участником, а то в итоге и вообще тебя во всем обвинят. Буду стараться занимать позицию наблюдателя, так как  для позиции менеджера, по моему мнению, не имею достаточно моральных сил и выдержки;
— Понимание необходимости создания позитивной атмосферы после искусственно созданного конфликта (так как до этого конфликт могла создать и бросить где-то на этапе конструктивной дискуссии, но до позитива не доводила).
Кузнецов И.  
По окончанию курса у меня появились смешанные чувства:  сначала меня назначили менеджером — могу точно сказать что это действительно оказалось ответственным занятием и нужным для самоосознания, становления и тем моментом, так как мне пришлось дополнительно себя организовывать  быть медиатором между группой и преподавателем. Более того, это стимулировало меня к более серьезному отношению к предмету и активности на занятиях.
Весь курс прошел на одном дыхании и я считаю что хоть он и не был ни сложным в плане восприятия, ни трудным в плане жесткости или принципов проведения занятий, которые нам так красочно описали при выборе — он оказался крайне полезным — я резко научился выходить из конфликтов или решать свои проблемы, нагнетая конфликты и потом их, разрешая, так как часто это отличный выход из сложных ситуаций.
Однако я все-таки ожидал большей жесткости, и поэтому по окончанию курса у меня осталось чувство, что мы не выполнили все поставленные цели, хотя самой Л.Н. такие цели и не ставились. На мой взгляд,  мы не получили должной конфликтной закалки и стрессоустойчивости, хотя возможно это только мое восприятие как крайне толстокожего типа.
В общем, спасибо Л.Н. за прекрасный курс!)
И  спасибо коллеги за оказанное доверие, поддержку, старание на занятиях)

Петрова Юлия
Что понравилось:
бОльшая открытость и откровенность преподавателя, чем на других курсах,
искренняя готовность преподавателя помогать, обсуждать, разбираться вместе со студентом;
высокая информационная насыщенность курса: много интересного и полезного материалы;
то, что ты самостоятельно делаешь свою работу, нет готовых решений, шаблонов, и одного средства типа «семь бед-один ответ»;
нет четко ограниченного набора знаний, который нужно вызубрить и забыть после экзамена. Есть технология, принцип работы которой необходимо понять и по-умному применять;

  • писать эссе в качестве финальной работы и делиться своими мыслями и переживаниями.
    Что улучшить:
    подход обязательного посещения. Я считаю, что пусть лучше ходят 3 человека и по-настоящему работают, чем ходят 20, а по-настоящему из них работают все равно 3, остальные — только делают вид, что что-то делают и лишь физически присутствуют на занятии. Считаю, что лучше вложить усилия в 3 и получить отличный результат.
    Исходя из всего сказанного, я бы усомнилась, что преподавание подобного предмета вообще эффективно в рамках учебного университетского курса.

С чем ухожу:
Заканчиваю курс с чувством благодарности: мой конфликт разрешился, причем не просто исчезла конфликтная ситуация,  а ,я считаю, проделана внутренняя работа, я лучше узнала себя, получила ответы на многие вопросы. Надеюсь, что повторения такой ситуации больше не будет, теперь будут другие ситуации)
По-настоящему заинтересовалась конфликтологией.
Получила много интересной информации для размышления, хотя что-то уже было знакомо!  Любовь Николаевна, большое спасибо!

Чупахина А.     
В рамках данного курса нам удалось затронуть не только вопросы организационного конфликтменеджмента, но также у многих была возможность поделиться вопросами личного характера.
Безусловно конфликтменеджмент — наука, которую сложно изложить и охватить в 10-15 занятиях. Это вопрос, который требует собственного осмысления и воспитания в себе тех приемов, которые каждый из себя считает полезным.
Поэтому я для себя в первую очередь вынесла возможности, которые у меня есть для саморазвития, очень широкий перечень литературы, которую тоже можно осваивать в достаточно разные периоды своей жизни.
К сожалению, у меня нет столь много терпения и прилежания, чтобы охватить хотя бы часть рекомендованной вами литературы в течение курса. Но на одном из недавних занятий Вы нам рассказывали об авторе, который в свое время перевернул всеобщее понимание людей об общении и умении коммуницировать. И я решила познакомиться с этим произведением автора Д. Карнеги. Я прочитала 3 его книги: Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, Как развить уверенность в себе и добиться влияния на людей путем публичных выступлений и Как перестать беспокоиться и начать жить.
Начав чтение, я поняла ваши слова о том, что люди не стали лучше общаться, они просто перешли к тактике манипуляции. Предполагаю, что это произошло за счет использования рекомендаций автора, как инструментария. То есть неподготовленные люди просто тренировались в умении общаться (манипулировать), они не проносили эти рекомендации через себя, через свой жизненный опыт или среду обитания. По их мнению, они начали новую жизнь, но на мой взгляд, это была чужая жизнь, на которую они даже наблюдали со стороны.
Я для себя нашла в этой книге достаточно много советов, и вспомнила ситуации в своей жизни, о решении которых говорит автор. Но здесь же встает вопрос, который мы с Вами тоже не раз затрагивали. Умение держать себя в руках и уметь правильно реагировать и отвечать людям нельзя сравнить со знанием таблицы умножения. Это навыки, которые необходимо постоянно контролировать, развивать в себе.
Поэтому спасибо Вам в первую очередь за то, что Вы никогда не подавляли в нас желание пробовать какие-то приемы, искать их самим, хотя наверняка и  Вы, и мы понимали, что в 80% случаев ответы будут неверными, но это заставляло нас размышлять, выбирать для себя направление.  К сожалению, сейчас таким приемом пользуются очень немногие преподаватели, а практика — это самый лучший способ усвоить пройденный материал.
Еще очень полезным требованием оказалось записывание на диктофон всех лекций, что опять же приводит к переосмыслению информации, которую Вы нам давали, и более того, сказанного нами самими.
Полученное на Вашем курсе я буду использовать в течение всей жизни, т.к. методы и ситуации, которые мы затрагивали, актуальны уже многие годы.

  Черникова А
Курс был полезен именно тем, что давал некую теоретическую структуру, не схему решения (мне кажется, это просто невозможно!),а именно методику подхода к решению конфликта. Было удивительно и полезно рассматривать теоретический материал применительно к практике — существующим конфликтам — своим и своих одногруппников.
Интересно наблюдать, как с помощью выверенной техники анализа конфликта большой кусок нарратива превращается в структуру, сразу начинается казаться: «Как я сам-то до этого не додумался! Вот он — алгоритм! Это же так просто!» Мало хотеть решить конфликт, мало думать о нём и «мусолить» его, нужно делить его на части и составлять алгоритмы.

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»