Яндекс.Метрика

Отзывы студентов 5 курса ГУГН Института социологии РАН — 2002 г.

Отзывы студентов 5 курса ГУГН Института социологии РАН — 2002 г.

ГУГНВиноградова Татьяна
В целом этот курс научил меня думать более чётко, можно сказать ситуативно. Я научилась легче перестраиваться из одной ситуации на другую, не смотря на их возможную непохожесть. Более того, я научилась ни только не боятся конфликтов, но и когда нужно специально их провоцировать. Общее впечатление от курса, которое до сих пор ещё не прошло, похоже на то, что маленький ребёнок получил массу новых и интересных конструкторов и ни как не может придумать как же их собрать все сразу и применить все сразу, интересно всё, а применить всё сразу не получается, приходится постепенно собирать те или иные конструкции, поэтапно отлаживая технологию их применения.
Печалина Т. С. и Воробьев В. В.
Подводя итог всей нашей работе, можно сделать вывод о том, что на данном курсе все студенты получили новые, интересные знания и практические навыки. Этот вывод можно сделать на основании рефлексии студентов по  поводу прослушанного курса: «новая информация о конфликтах», «изменение роли конфликтов», «необходимость конфликта», «технологии изменения отношения к ситуации», «умение посмотреть на себя со стороны в конфликте», «конфликт – определенная игра с нормами и правилами», «позитивность конфликта», «из любой ситуации можно взять что-то полезное, даже из конфликтов», «умение правильно вести себя в конфликтах», «многообразие выходов из конфликта», «умение не обижаться на критику», «схематизация постановки конфликта», «отступание от стереотипов».
В заключении, мы хотели бы обозначить свою точку зрения на данный курс:
Точно могу сказать, что данные лекции отличались от всех других. Несмотря на то, что занятия были в пятницу и по три пары, проходили они динамично, интересно и постоянно требовали отдачи. После занятий ощущалась усталость не только физическая, но и психологическая. Эти занятия помогли мне более четко сформулировать те принципы, которыми я интуитивно руководилась в повседневной жизни. И, конечно, тезис «развитие через конфликт» открыл новые грани восприятия проблемных ситуаций и дал пищу для размышлений. В целом, я считаю, что из всех практических курсов, данный курс был наиболее интересен и полезен.
Дрогайцева  Екатерина
В заключении хочу сказать, что в целом мне понравился курс лекций «Инновации в образовании: развитие через конфликт», но все же я считаю, что в нем есть и некоторые недостатки.
Так, например,  слишком категорично и настойчиво нам предлагалось отказаться от наших принятых норм.  Может быть это и хорошо, понимая, что эти нормы нам мешают и сдерживают в определенных жизненных ситуациях, но не так уж  просто и быстро сделать как говорится или кажется. Это дело не одной минуты и не одного дня. Для этого нужно время, хотя основа уже заложена.
Кроме того, как мне кажется, подобные тренинги необходимо проводить в группах, где люди не знакомы или знают друг друга очень короткий срок.  Это способствует большей раскрепощенности и открытости в общении. Ведь всем известно, что проще поведать свою проблему незнакомцу, чем близкому человеку. Каждый боится быть осужденным,  раскритикованным или непонятым. Хоть мы все безоговорочно и приняли принцип конфиденциальности и принцип «здесь и теперь», каждый в душе сомневался в другом, и не потому, что не доверял, а потому что, говоря о личном, человек впускает другого в свою особую, личную (интимную) зону. Зону, к которой относится с трепетом. Человек обнажает свою душу и надеется на понимание. Здесь нет гарантии, а есть лишь надежда на  честность и интеллигентность каждого из присутствующих на лекции.
Но все же я считаю, что каждый из нас вынес для себя из этого курса много нового, необходимого. То, что поможет нам развиваться, меняться и вырабатывать в себе новые качества и черты характера!
Иншакова  Светлана
Лично мне данный курс помог тем, что  я пересмотрела свои взгляды на некоторые  вещи.  Как я уже говорила, конфликт мной всегда воспринимался скорее как негатив, и старалась избегать конфликтов по мере возможности. Теперь я думаю, что избегать их не стоит.  Просто  надо научиться правильно себя вести в них. Ведь, действительно, из конфликта можно извлечь много полезной информации.
На мой взгляд, данный курс помог и  группе в целом.  Как известно, наша группа разобщена, расколота на несколько подгрупп. Но как ни парадоксально это звучит,  даже после высказанной мною  критики в адрес  этих лекций, наш курс стал  сплоченнее.
И в заключении хотелось бы сказать, что в целом курс очень интересный, но в то же время  в некоторой степени сложный для восприятия.  С моей точки зрения,  с самого начала студенту необходимо выработать какое-то отношение  к этим лекциям (например, относиться к ним как к игре), тогда  все  будет проходить более гладко.  Как было сказано на лекции: если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.
Кубасова Наталья
Данный курс, таким образом, разрушил многие мои стереотипы, что позволит мне более продуктивно взаимодействовать с окружающим миром. Главная цель курса  —   наглядная демонстрация методов работы с конфликтами и повышение у нас уровня конфликтоустойчивости и стрессоустойчивости – была достигнута. Благодаря выявлению реально существующих конфликтов и попыткам их разрешения, я стала ближе чувствовать наш курс, по-моему, наличие ситуаций, когда отдельные члены нашей группы «подвергались» провокациям и психическим атакам со стороны преподавателя или самих студентов, сплотило нашу группу, мы стали более открыты друг для друга. В этой связи остается пожалеть, что это произошло только на последнем курсе.
Мне кажется, что для специалистов-социологов недостаточно предложенных нам лекционных часов. Для рассмотрения всей палитры методов управления конфликтной ситуацией, необходимо расширить этот курс, поскольку он является жизненно необходимым для каждого руководителя и для социологов в особенности.

Мирясова Ольга 
Когда нужно высказать свое мнение по какому-то вопросу, всегда возникает проблема «с чего начать» – с хорошего или с плохого? Но в этом случае существует вполне определенный заказ на критику, поэтому с критики начнем и критикой закончим. Если где-то в тексте обнаружатся комплименты или одобрение, прошу считать это чистой случайностью.
С самого начала меня возмутила принудительность такого рода занятий. Я раньше однажды участвовала в психологическом тренинге, так по крайней мере люди туда пришли сами. Здесь студент оказывается перед необходимостью участия; альтернатива – не сдача зачета и не получение диплома. Для большинства наших забитых студентов эта угроза имеет настолько большое значение, что они готовы вынести еще и не такое. Здесь необходимо сделать лирическое отступление.
Практически полная неспособность к конфликту и протесту наших студентов поражала меня с самого начала учебы. Но в формирование такого типа поведения внесла свой вклад и учеба на нашем факультете, который по типу взаимодействия студентов и администрации, студентов и преподавателей во многом копирует школьную, патерналистскую «до мозга костей» систему. Деканат всем студентам безапелляционно предлагает одну единственную модель поведения – неразумных и леноватых деток, способных учиться только при подстегивании хворостиной. (При этом все знают, что деканат «добрый», и хворостина только для острастки и существует.) Появлению интереса к учебе и ответственности за получение знаний у студентов такое отношение к ним совершенно не способствует.
Большинство преподавателей придерживается самого простого стиля преподавания – монолога, длиною в семестр, без всякой обратной связи. На экзамене или зачете многие из них с большим недоумением обнаруживают множество совсем пустых голов или наполненных отрывочными сведениями по предмету, но, поскольку отпущенное на обучение время уже закончилось, им ничего не остается, как выставить энное количество двоек и посетовать на леность студентов. Студенты в свою очередь ничего от преподавателя требовать не пытаются и жаждут только получить побыстрее подпись в зачетке. Традиция создавать видимость «производственного процесса», не веря в его содержание и результат, затрачивая минимальные усилия на участие в нем, фантастическим образом передалась окружающим меня студентам, которые никогда при советском строе не жили. В такой ситуации занятия по инновационным технологиям нужно проводить курсе на втором, когда студенты уже успели освоиться, но еще не привыкли к такой системе отношений, не успели в нее встроиться.
Так вот, по поводу этичности принудительности курса. Если на первом же занятии объяснить, что мы будем отказываться от этических норм, что есть такие то правила игры, но это все учебный процесс, и он в 96% случаев приносит пользу, а не вред (по оценке самих участников семинаров), и при этом разрешить тем, кто категорически считает невозможным для себя участие, занятия не посещать, а сдать зачет по теоретическому материалу, то проблема будет решена. Момента принудительности уже не будет, а посещать будут все или почти все. Во-первых, потому что интересно, что же такое будет происходить, во-вторых, потому что все знают, что теоретический материал сдавать сложнее. Для меня отсутствие принуждения в чем бы то ни было является очень важной нормой – поэтому и говорю так много об этом.
Моисеева
Переходя к вопросу о моём  впечатлении от  занятий,  хочу сказать, что первое, что  мне бросилось  в глаза – это личность преподавателя, и уже во вторую очередь я стала отслеживать содержание предмета, хотя такое разделение довольно условно. Л.Н.Цой произвела на меня впечатление человека яркого, эмоционального и, что самое главное, действительно увлечённого своим делом. Я пишу об этом неслучайно. Дело в том, что образ такого человека сразу настраивает на определённый лад, на определённое эмоциональное состояние. В данном случае заинтересованность преподавателя передавалась и мне. Что касается впечатлений от манеры вести лекции, да и от самих лекций (в особенности, от первой), то по началу у меня возникло чувство удивления, замешательства, даже некоторой тревоги, поскольку  преподаватель разрушала все имеющиеся представления о  привычных методах ведения лекций, к тому же нормы, введённые в самом начале предмета, не совсем укладывались в рамки мною выполняемых. Так, например, внутренне я никак не могла согласиться с требованием называть преподавателя на «ты». Это вызывало определённый дискомфорт и желание не подчиниться, поспорить. Также меня немного волновал пункт об обязательной активности. То есть я была с ним согласна, но знала, что у меня это вряд ли получится. Однако,  быстро поняв, что к предъявляемым требованиям можно относиться как к части игры, как  к данности, я успокоилась и попыталась по возможности следовать этим правилам. В этот момент я более чётко ощутила, что в каждой ситуации могут быть свои собственные нормы, надо только научиться быстро к ним адаптироваться.
Надо сказать, что моё отношение,  как к предмету, так и к преподавателю  постоянно изменялось. Не то, чтобы оно было хорошее или плохое, а просто каждую лекцию возникало разное эмоциональное состояние, безусловно, очень сильное. Я даже не могу выделить конкретно, что меня  волновало больше всего —  буря эмоций каждую секунду, которая ещё продолжалась дома. Трогало всё, ничто не было безразлично. Это относится и к содержанию предмета, и к тому, что в тот момент происходило, и к самому преподавателю, которая своим поведением тоже вызывала гамму чувств. Если начать описывать конкретные ситуации и вызываемые ими чувства и мысли, то скажу, что каждая ситуация была в своём роде уникальна. Так, например, ситуация, когда нужно было выбирать старосту. На мой взгляд, эту проблему можно было бы решить и без вызова В.С..  ….Однако, на мой взгляд, безусловный плюс в том, что с помощью привлечения  В.С. мы сделали это быстрее. К тому же наглядно увидели, как не надо себя вести в конфликте. В этот момент очень чётко была обозначена мысль, что в конфликте надо уметь удерживать предмет проблемы. Эта мысль, известная и раньше, получила своё наглядное подтверждение. На практике у меня лично не всегда это получается, так как появляется желание вспомнить ещё какие-нибудь обиды и всё свалить в одну кучу.   ……..
С методической точки зрения, интересным при рассмотрении этой ситуации для меня явилось то, что при разрешении какой-либо проблемы нужно для себя самой более чётко отслеживать, не является ли твоё поведение (и проблема) следствием твоего устойчивого стереотипа. Часто мы об этом просто не задумываемся или возникает желание поддаться любимому стереотипу, так как это проще.
…. С методологической точки зрения мне очень интересной показалась возможность рассмотрения проблемной ситуации в совершенно разных реальностях. Известный принцип: если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней, приобрёл новое звучание. Раньше, пытаясь изменить своё отношение к чему-либо я всё же переворачивала его просто в другую плоскость, но даже не предполагала, что плоскостей и измерений может быть гораздо больше.
Что касается вопросов о том, какие методы, идеи и принципы я увидела в течение курса и что, по моему мнению, нельзя применять к студентам, скажу что, самим преподавателем использовались все нормы-принципы, которые она обозначила в начале самой первой лекции. Особо хочу сказать о принципе открытости. Для многих этот пункт являлся непростым, однако, преподаватель сама активно исполняла этот принцип (естественно в рамках, требуемых лекцией), как бы показывая другим пример, отчего всем становилось, как мне показалось, проще  раскрыться. Методы, о которых говорилось на лекциях, также все были использованы на практике.
….   Отдельно и  вкратце скажу о том, что мне не понравилось. Иногда у меня создавалось впечатление, что мне навязывается какое-то мнение и что по-другому думать неправильно. Сейчас уже не помню, но некоторые заявления преподавателя мне казались чересчур однозначными и категоричными. И хотя часто указывалось, что это всё говорится специально утрированно и всё-таки многое зависит от ситуации, всё равно впечатление создавалось иногда такое, что данная информация истинна, другого не дано и быть не может. И ещё один момент. Провоцируя человека на что-то нужно быть всё же, на мой взгляд, внимательнее и не перейти грань. Иногда человек понимает, что его провоцируют, но упоминание о чём-то всё равно делает ему очень больно.
На вопрос о том, что дал мне этот курс, отвечу так. Какие-то мои обыденные знания и предыдущий опыт обрели более определённую, чёткую форму. Много также было открыто нового (об этом говорила выше). Но, что более существенно, я пересмотрела свои  отношения с  некоторыми людьми, лучше поняла, кем они являются для меня и кто я для них. И если раньше мне непременно хотелось добиться с ними хороших отношений, то сейчас я понимаю, что прекрасно проживу и без них и, более того, эти люди мне вовсе даже несимпатичны, как я думала раньше, а моё прежнее желание – всего лишь результат моего устойчивого стереотипа, что нужно со всеми поддерживать хорошие отношения. Также я, как мне кажется, научилась лучше разбираться в себе, точнее в своих чувствах. То есть раньше я просто могла выявить, где я сама  себя обманываю, но при этом всё же никак не могла понять, чего же я больше хочу, сейчас  даже самообман не всегда приходится искать, так как по некоторым вопросам я приобрела более чёткую позицию, которую, однако, на мой взгляд, не надо бояться при изменении обстоятельств (или по другим причинам) менять. Ещё одним важным плюсом является приобретение  большей уверенности в себе, которой мне не хватает. Я меньше стала бояться нестандартных ситуаций или, по крайней мере, перестала бояться того, что я их боюсь. Вообще, надо сказать, что этот предмет дал мне не столько какие-то новые теоретические знания, так как многое из этого я читала и слышала раньше, сколько научил меня пользоваться этими знаниями и просто помог мне  действовать более решительно.
Мызников Сергей
Хотелось бы отметить какие результаты, на мой взгляд, были достигнуты в ходе этого курса.
Важный результат семинаров – обучение участников тому, как нужно реагировать на критику (как конструктивную, так и деструктивную);
Разрушение некоторых стереотипов, и, прежде всего стереотипа о том, что конфликт это всегда «плохо» (об этом говорили на последней рефлексии многие члены группы). Как следствие этого можно отметить изменение отношения к конфликтам, осознание их эвристической ценности. Однако здесь важно не впадать в другую крайность – всесторонней идеализации конфликта.
Было получено представление о том, как диагностировать и анализировать конфликт.
Были представлены методики и техники, позволяющие вести себя в ситуации конфликта с максимальной для себя выгодой (в целях саморазвития), а также образцов поведения в конфликте (на основе опыта самих членов группы).
Полученные (хотя бы в минимальном объеме) навыки рефлексивного мышления позволяют, в конечном счете, более критично оценить себя и свое поведение в различных ситуациях (не только в учебной аудитории), а также является действенным способом вовлечения в процесс работы всех членов группы и фиксирования их внимания на предмете обсуждения.
Необходимо также отметить, что эти занятия, как я понял, направлены на подготовку конфликтологов-консультантов (в конечном итоге). Однако, людей, обладающих подобными качествами в нашей группе оказались единицы (как жаль, что и я к ним не отношусь). Исходя из этого вполне уместен вопрос, какова же тогда практическая ценность этих занятий? На мой взгляд, это индивидуальная (личностная) польза для каждого, то есть возможность в своей практической деятельности частично использовать знания и навыки, полученные в ходе этого курса (поведение в конфликте, рефлексия и т.д.), а также повышение стрессоустойчивости студентов.
В самом конце в качестве пожелания хотелось бы предложить ввести элементы рефлексии на других занятиях (лекциях, семинарах). Мне кажется это эффективный способ для получения преподавателем обратной связи (в дополнение к традиционному методу задавания вопросов).
Сорокопуд Оксана.
Главное, что я вынесла из данного курса лекций это то, что человек развивающийся не боится конфликта, так как личность проявляется именно в конфликте. Такой человек ищет экстремальные ситуации, чтобы  выявить границы восприятия.  Конфликт может разрушить только слабого человека. Чем  больше критических ситуаций, тем больше человек развивается. Поэтому, не стоит бояться конфликтов и конфликтных ситуаций, не надо закрываться, пытаться избежать проблем, ведь рано или поздно она все равно вас «догонит» еще более запутанная и извращенная.  Раньше существовали представления, что защищаться нужно  мысленно ограждая себя стеной от  конфликтных ситуаций, но это был принцип вчерашнего дня. Сегодня главный принцип – это принцип открытости. Именно открытость, не боязнь столкновений в коммуникациях приводит к развитию, а закрытость как раз приостанавливает развитие. Открытость это взаимный процесс, и парадокс заключается в том, что чем больше мы будем открыты, тем больше мы будем защищены. Конечно, понятие «открытости» — это условное понятие, нет постоянной степени открытости, а есть некие границы, которые определяются темой и ситуацией, а также задачами  преследуемые человеком в данной ситуации.
Множество стереотипов в поведении есть в каждом человеке, и именно конфликтной ситуации видны все наши  шаблоны восприятия. И как раз тема моего реферата затрагивает стереотипное поведение на провокации и способы его изменения. Эта темя для меня является очень актуальной, так как будучи очень эмоциональным человеком, я очень бурно и быстро реагировала на провокации.
Степанова Ольга
После прослушанного курса  у меня изменилось отношение к конфликту, я поняла, что не нужно  от него отгораживаться, что нужно  не терять коммуникации, пытаться разрешить конфликт и пытаться направить его в конструктивное русло. И в один прекрасный  момент  я осознала, что мы я делала ранее, делала неправильно. Я спровоцировала новую конфликтную ситуацию  и попыталась наладить коммуникацию  в процессе  взаимодействия.  Я прямо спросила: «Что тебя  мама не устраивает?» И это был первый шаг по пути к разрешению конфликта. В итоге  во всех спорных  ситуациях,  маме казалось, что это я упрямлюсь, а мне, что упрямится  она. Я  изменила своё отношение  к ситуации, раз я  не могу изменить ситуацию, но я могу относиться к ней по-другому.  Мы стали уступать друг другу. Мы задали  новую норму, что если что-то кому-то не нравится надо открыто говорить об этом. Данный многолетний конфликт, наконец, то, был разрешён.
После этого я поняла, что конфликт, это шаг, который можно  переступить, можно управлять им, можно его остановить,  но не надо его бояться.
Стрижко (Фигурина) Ю.Н.
В заключение, немного о том, как проходили лекции. Любовь Николаевна Цой использует инновационные обучающие технологии. На занятиях преподаватель использует провокации, сознательно вызывает студентов на конфликт. Преподаватель стремится к осознанию участниками конфликта. Главное научиться видеть в конфликте позитивное, конструктивное. За счет постоянного эмоционального напряжения, интереса четыре пары пролетают незаметно, студентам не дают скучать. Напряжение, агрессия разбавляется иронией, смехом. Я понимаю, что выпады преподавателя в сторону некоторых студентов – это часть технологии, провокация, но  некоторые выражения вызывали во мне, по меньшей мере несогласие, если не сказать возмущение. К примеру, замечания насчет физических данных. Хоть обижаться и не профессионально (еще один принцип: обижаются только ущербные люди), некоторое стрессовое состояние я у себя отметила. В целом, курс мне очень понравился, оказался полезным, как в учебе, так и в личной жизни.
Хакимова
Моё впечатление от первого занятия было: «Ух, ты!», другими словами не скажешь. Меня это нисколько не пугало, мне как человеку любопытному было очень интересно, что будет дальше. Я не была в шоке, как некоторые, наверно, сама не знаю как, но я сразу поняла как надо себя вести и как не надо. На других предметах всё по-другому: идёт лекция, вопросы лучше задавать после, к преподавателю на Вы, другие темы не обсуждаются. Я не против такого  преподавания, здесь чёткая структура и иерархия!!! А вот на этих лекциях с преподавателем мы на одном уровне (не потому, что мы можем сказать Ты), а потому что мы говорим обо всём, да ещё и не отходим от учебного плана. Лекции красочны и интересны, и ты не думаешь о том, что надо сидеть 4 пары. Когда утром встаёшь едешь на другие предметы, то идёшь не спеша, спишь на ходу… А тут, ты летишь, боясь опоздать, а если, не дай Бог, ты опаздываешь, то   на ходу копаешься в своём сознании, ищя причину, похожую на фарс мажорную или сердечно-сосудистую. Таким образом, уже с утра «мозги начинают быстро работать», а вот когда ты приходишь в аудиторию, (я говорю по себе), то тут  ты просто отдыхаешь…
Цуканова Евгения
Как видно, теперь любую ненужную мне коммуникацию я стала воспринимать как поле для тренинга и экспериментов. Результатом также стал новый тип действия — более эффективного. Мелких конфликтов не всегда удается избегать, но теперь я уже не реагирую на них так болезненно, как прежде, а в каждой конкретной ситуации я стараюсь видеть свою цель. Не секрет, что все мы рефлексируем по поводу себя в конфликте — но обычно стремясь обогатить себя за счет унижения оппонента, а не за счет приобретения нового для себя опыта, что гораздо ценнее и труднее. Я научилась ставить новые ситуационные нормы путем осмысления себя не в себе, а в конфликтной среде — манипуляционное мышление оказалось преодолимым с помощью тренинга по смене позиций и размышлений над материалами лекций.
Напоследок мне хотелось бы сказать, что курс практической конфликтологии Л.Н.Цой представляется мне довольно эффективным для будущих социологов, если они смогут сами понять ценность для себя любой инновации. В связи с этим мне кажется, что норму обязательного посещения следует смягчить и более плодотворно работать с теми студентами, которые хотят учиться, потому что, на мой взгляд, можно было бы успеть изучить намного больше тем, если не тратить время на согласование интересов.
Ширяев Павел
Общие впечатления от авторского курса Л.Н. Цой у меня самые благоприятные, поскольку лично я получил много полезной и практической информации. Хотя многие рассматриваемые конфликты были мне знакомы, как типичные, инновация в данном курсе заключалась в кардинально новом подходе к конфликтологии. Основная отличительная черта курса Л.Н. Цой заключается в непосредственном участии в конфликте обучаемого, что разумеется приводит к прочувствованию материала и его лучшему усвоению. Авторская методика Л.Н. Цой предполагает наличие у ведущего этого курса  феноменальных способностей видеть личностные характеристики людей и атмосферу в коллективе (в таких способностях из нашего курса не признался никто, за исключением одного человека). Также отличительными чертами авторского курса являются постоянные провокации и конфликты при выявлении участников такого, их целей и задачей в дальнейшем направлении конфликта в конструктивное русло. Подробно все этапы прохождения инновационного семинара — тренинга расписано у автора в книге «Практическая конфликтология».
Ограничение применения этого курса заключается  в возможном отсутствии указанных выше качеств у другого преподавателя данного курса. Также опыт показывает, что многие конфликты носят либо «коммунальный», либо антагонистический характер, что делает невозможным вывод конфликтов в конструктивное русло. Несмотря на указанные ограничения, данный курс очень полезен для студентов социологических и психологических факультетов и применим во многих сферах, особенно в сфере бизнеса, и конфликтов внутри различных малых групп.
Шишкина И. В
Мое впечатление от курса в целом отличается от тех чувств и эмоций, которые были пережиты на семинарах. На семинарах, иногда даже за очень короткий период времени, мною были испытаны самые разнообразные чувства, от радости и удовольствия от того, что происходит, до полного неприятия и обиды. На первых занятиях иногда возникало чувство непонимания происходящего, я думала, что таким образом все равно невозможно решить конфликт. Надо признать, что до этого я, в большинстве случаев, не пыталась разрешить какие-либо противоречия или конфликты, а полагалась на то, что в зависимости от ситуации конфликт сам как-нибудь разрешится.
В каждой рассказанной и проанализированной реальной конфликтной ситуации я нашла «частичку себя» и поняла, что в любой из этих ситуаций, в той или иной степени, может находиться каждый человек. Так, после того как было раскрыто и проанализировано несколько совершенно  разных конфликтов, я сделала для себя некоторые выводы, которые, как я думаю, мне пригодятся в дальнейшем, когда возникнет какое-либо противоречие или конфликт. Я поняла, что в конфликте необходимо определить для себя те задачи и цели, которые нужно достичь, и сохранять их до конца; что при разрешении конфликта опираться на факты и придавать значение не форме, а содержанию. Также, существенным для меня было то, что есть ситуации, когда нарушение каких-либо норм и принятие новых норм ведет к более эффективному взаимодействию и помогает конструктивно разрешить конфликт.
Таким образом, я поняла, что можно разрешить любой, даже самый, казалось бы, сложный и неразрешимый конфликт, если уметь управлять этим конфликтом, уметь правильно реагировать на «удары» со стороны другого участника конфликта, сохранять себя и свои цели в конфликте.
Мне кажется, что этот курс может быть интересен и полезен каждому человеку, так как конфликты возникают во всех сферах жизни общества, но не многие знают как вести себя в конфликте и как правильно и конструктивно разрешать такого рода противоречия.

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

 

Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»