Яндекс.Метрика

Отзывы студентов 5 курса ГУГН Института социологии РАН — 2003 г.

Отзывы студентов 5 курса ГУГН Института социологии РАН — 2003 г.

ГУГНАртюхова Дарья
 Вначале, я думала, что эти лекции не дали мне никаких особенных практических знаний, за исключением того, что я поняла, что мои сокурсники относятся ко мне очень хорошо, что впрочем я и так знала.
Однако, пытаясь разобраться в конфликте с сестрой, я поняла что научилась:
В конфликте видеть, прежде всего, свою цель и строить задачи для ее осуществления.
Различать свои отношения с сестрой и с племянницей.
Не конфликтовать, а строить продуктивный диалог.
Лекция же по стрессоустойчивости позволила совершенно спокойно выдержать очередной приход соседа с нижнего этажа, с семьей которого у нас вечный конфликт:
Я думаю мне удалось «выдержать лицо» и надлежащий для диалога, а не для скандала тон речи.
«Не реагировать как одноклеточное». А ведь раньше я всегда начинала кричать и обвинять их в ответ. Мне удалось спокойно, по пунктам, ответь на каждое его обвинение.
Сосед ушел несколько озабоченным, но во всяком случае кровными врагами мы не остались.
Ворожейкин Николай
Хотел бы высказать свое мнение о прочитанном курсе. Думаю, неверно полагать, что однозначное мнение о курсе может сложиться либо у глупца, либо у безразличного. Мое мнение именно однозначно. Оно таково, что прочитанный и проигранный курс в значительной степени полезен. Полезен для людей, живущих в любом обществе, а тем более в нашем, многие ситуации в котором настолько непредсказуемы, что решить их, ничего не потеряв, а то и приобретя, можно только используя какое-нибудь «секретное оружие» наподобие, например, данного курса. Очень жаль, что меня ознакомили с ним лишь сейчас, хотя уже ясно, что он не прошел бесследно. Я объясню, почему. Мне очень запомнилось занятие, на котором преподаватель позволил себе выпад (извиняюсь за такую формулировку) в адрес студента Я.М.  Тогда я действительно понял, насколько важно не отвлекаться на форму, на то, в каком виде человек предъявляет к тебе свои претензии. За этой формой следует сразу усматривать содержание и моментально строить в уме возможные сценарии дальнейшего развития ситуации. Итак, я хотел рассказать о том, почему курс не прошел для меня бесследно. Потому, что теперь мне стало проще общаться с незнакомыми людьми, проще добиваться своего. У меня даже есть конкретные примеры побед. Я вообще человек по своей природе легко раздражительный и до прослушания курса (и участия в нем) с трудом умел настоять на своем в конфликтной ситуации. И вот недавно со мной произошел такой случай. Я оставил свою машину на платной охраняемой стоянке в одном гаражном кооперативе. Я заплатил свои заработанные деньги за охрану машины. Охранник указал место, куда ее лучше поставить. И получилось так, что на следующий день я нашел свою машину со спущенными колесами. Уже потом выяснилось, что колеса спустил хозяин гаража, напротив которого по указанию охранника я поставил машину, — ему было неудобно заезжать в гараж. Как бы я себя повел, если бы не знал о существовании Л.Н.Цой и ее экспериментального курса: я бы долго ругался с охранниками по поводу произошедшего, тратил бы нервы на отражение ругательств с их стороны. Я бы окончательно настроил их против себя и пошел бы сам накачивать колеса. И это при том, что я платил деньги за охрану моей машины. Однако, я развил другой сценарий. Я подошел к охранникам, которых, к слову застал за распитием спиртного, и в течение буквально пяти минут не повышая голоса и не унижаясь путем грамотного с моей точки зрения диалога добился того, что колеса мне накачал охранник. Я отбил их аргументы относительного того, что колеса мне спустил злобный хозяин гараж и они не при чем. За это спасибо Л.Н.Цой. Полученные и пока, в принципе, неощущаемые и непривычные навыки ведения себя в конфликтных ситуациях здорово помогли мне, когда я имел крупные неприятности с сотрудниками дорожной постовой службы. Может быть, я как-то примитивно изъясняюсь, но преподаватель просил отзыв о своем курсе и он его получил.
Наверное, все студенты в своих работах отметят тот случай с Я.М.  и я хотел бы отметить, что у меня такое ощущение, будто преподаватель выбрал не случайно именно этого человека назвал (если я не ошибаюсь) идиотом. Под словами «не случайно» я подразумеваю не то, что к нему так обратились из за того, что он мешал вести занятие. А то, что зная М. я могу сказать, что он человек морально устойчивый к хамству, крепкий к таким ситуациям и иногда чуть больше, чем в меру нагловат в общении. Ведь преподавателя отвлекал не только он, но и другие студенты, однако, такой выпад был только по отношению к нему. Сложилось такое мнение, что преподаватель нашел человека сильного для того, чтобы в конечном итоге показать другим студентам, как надо вести себя в ситуации, когда грубо говоря, тебя назвали идиотом. В аудитории было много людей, которых такое обращение могло просто морально разбить, а как пособие использовали именно его. Ведь он из тех, про кого говорят «как с гуся вода».
Что касается вопроса о том, нужен ли курс студентам – отвечу да. Нужно ли что-то менять в курсе? Не отвечу однозначно. Могу сказать, что надо все-таки учитывать, что у разных людей разные психические особенности и, может быть, не всем будет комфортно участвовать в курсе. Хотя насколько я помню, преподаватель предупреждал об этом например, перед занятием по стрессоустойчивости. Еще мне кажется, что неправильно думать, будто этот курс лучше читать старшекурсникам. Можно и пораньше – студентам будет проще жить.
В общем, я убежден, этот курс однозначно должен быть и развиваться.
Гаврилов  Кирилл  Андреевич
Оглядываясь назад, прихожу к выводу, что данный спецкурс противоречил целиком и полностью моим принципам, ожиданиям от учебы. Та модель поведения, которой я придерживался в течение более чем четырех лет, абсолютно не соответствовала спецкурсу Л.Н.Цой. Одна из черт моего характера – боязнь нового, чрезмерный традиционализм. Если переводить это в плоскость учебного процесса, то это всегда подразумевает жесткое дистанцирование преподавателя и студента (и именно эта норма нарушилась одной из первых). При этом обычное обучение не имеет ни малейшего отношения к реальной жизни – в том смысле, что предметом обсуждения крайне редко могут быть элементы (причем личного характера) из своей жизни. Своя жизнь именно не как иллюстрация какого-то теоретического положения, но как проблема, которую необходимо рассмотреть и разрешить, никогда не является предметом рассмотрения.
Ситуацию усугубило и то, что в центре спецкурса – конфликт. Для меня конфликт всегда был чем-то негативно окрашенным. Конфликта нужно избегать. Конфликт – это плохо, если речь идет о моей собственной жизни. Можно сказать, что это был стереотип. При этом на уровне теории конфликт оценивался положительно – практически в том смысле, в котором Л.Козер говорит о функциональности конфликта. Но теория всегда играла самодовлеющую ценность. И если я целиком и полностью разделял «положительную» роль конфликта на абстрактно-теоретическом уровне, то в моей личной жизни не было места конфликту. Конфликт – это нечто неправильное. Конфликт – это всегда боль, которую следует избегать. Если уж возникает нечто подобное, то стоит как можно быстрее принять свое поражение и загнать конфликт внутрь… Бесконфликтность для меня – признак образованности. Признак культуры. Признак интеллекта.
Итак, традиционализм в сочетании с абсолютным неприятием конфликта. Помимо этого – жесткая система правил. Если кто-то мне сказал (убедил) в необходимости следования правилу, то это осуществлялось. Что-то вроде жизни по инструкции – необходимо открыть только нужную страницу. Есть условия, есть некоторая цель (несомненно, одобряемая), а также доступные средства. Возможность выбора минимальная, определенность – максимальная. При этом избегание всякой «новой» ситуации. Если в нее все-таки попадаю, то, несомненно, навязываю ей свои же схемы, рамки, правила.
Можно сказать, что главным результатом спецкурса стало для меня открытие существенной проблемы во мне. Эта проблема – бесконфликтность. Я понял, что в результате избегания конфликта или, в крайнем случае, ухода из конфликта (признаю себя проигравшим), я теряю огромный пласт информации о себе самом. Я оказался изолированным от внешнего мира, замкнулся на себе, быть может, и не без самокритики, но все-таки преимущественно с самолюбованием. Пока я не могу преодолеть себя в реальном поведении в отношении к конфликту, т.е. я не конфликтую с другими по любому поводу и без повода. Но я осознаю свою ограниченность, которую, надеюсь, со временем получится преодолеть.
Денисович Е.В.
Начну с того, что этот пункт работы я начинала писать четыре раза. Мне сложно выделить плюсы и минусы курса сейчас, когда лекций нет уже несколько недель. Намного проще было рефлексировать сразу после лекции и говорить о конкретных пяти часах занятий, а не о всем курсе целиком.
Очень жаль, что нам не удалось в реальной жизни, на реальных ситуациях попробовать все те методики и схемы разрешения конфликтов, о которых шла речь на лекциях. Ценность курса для себя я обозначаю в трех позициях:
Во-первых, выбирая тему для итоговой работы я выяснила, что конфликтных ситуаций в моей жизни не так уж и мало, при том, что я не считаю себя конфликтным человеком; возможно это и не конфликты в прямом понимании этого понятия, но все же эти проблемы могут перерасти в конфликты, а значит у меня есть возможность этого не допустить.
Во-вторых, с одним из своих конфликтов я уже разобралась, что не может не радовать, т.к. его разрешением я не собиралась заниматься в ближайшее время.
В третьих, я поняла изначальную причину практически всех своих конфликтов. Их причиной является другой конфликт – мой внутриличностный, над которым я и собираюсь поработать.
В заключении хотелось бы сказать одно слово – СПАСИБО за не зря потраченное на нас время.
Егорова Алина
В общем, курс был достаточно интересным и необычным, и встать в 8 утра в субботу могло заставить не многое, а это не просто заставляло, а просто стало неотъемлемой частью субботы. Не возникало вопросов, а может не пойти, а может остаться и поспать, и отнюдь не потому, что было необходимо обязательное посещение «под дулом пистолета», а потому, что было действительно интересно: а что же сегодня?
Конечно со многим я была не согласна и что-то мне не нравилось, например, когда возник конфликт со студентом Х и преподавателем в ходе тренинга, однако эта ситуация позволила мне сделать выводы и посмотреть с другой стороны на свой собственный конфликт и найти разумное решение для выхода из него.
Многое я узнала о своих однокурсниках, о себе, о том как мы бы повели себя в конкретных ситуациях, в ком-то разочаровалась, в ком-то наоборот. Данные тренинги позволили посмотреть на группу, в общем, с другой стороны, увидеть как бы со стороны то, внутри чего ты находишься уже 5 лет.
Хотелось бы выразить благодарность Л.Н. Цой за то, что она показала нам, действительно «инновационный путь в образовании», который позволяет во много раз больше понять теорию и научиться действовать в конкретных практических ситуациях.
Зверева Екатерина
Предмет резко отличается от основной массы дисциплин, преподаваемых в нашем вузе. Основной плюс, который был достигнут на первом же занятии – свободная, раскрепощенная обстановка, позволяющая каждому студенту высказывать свое личное мнение и отношение к тому или иному положению или происходящему в аудитории. Основной же момент моей критики – недостаточная четкость и конкретность в выборе стратегии решения конфликтных ситуаций, предлагаемых студентами. Сложно было помочь студенту разобраться с его проблемой и посоветовать ему определенный алгоритм действий, который бы можно было реально осуществить. Возможно, следовало бы давать в качестве теории конкретные примеры конфликтов из реальной жизни, которые были разрешены путем их анализа и диагностики, с целью, чтобы студенты наглядно представляли механизмы, с помощью которых можно повлиять на ситуацию и коренным образом ее переломить.
Извольский Сергей
На мой взгляд, инновационность курса состоит в установлении необычной интеракции между преподавателем и студентами. Прежде всего, отношения строились как партнерские, деловые, игровые, но не как классические «преподаватель» — «студент». На мой взгляд, очень верным ходом со стороны преподавателя было его намерение заставить студентов назвать себя по имени. В данном случае, между студентами и преподавателем установились более доверительные и понятные отношения, нежели между студентами, не посетившими первые лекции. В общем, во многом исчезли стереотипы относительно преподавателя, сложившиеся в ходе распространяемых слухов.
Меня, как слушателя курса, интересовала проблема разрешения хронического конфликта. На мой взгляд, я живу уже довольно долгое время в режиме такого конфликта, и хотя предпринимаю всевозможные попытки от него уйти, одна из конфликтующих сторон этого делать не хочет, потому что просто не осознает его. Конкретных способов его разрешения я не услышал, но понял несколько достаточно простых на первый взгляд правил, тяжело выполнимых на практике, но очень необходимых. Во-первых, не стоит бурно и горячо реагировать на разного рода провокации. Конечно, не стоит их игнорировать, но ответ должен быть таков, чтобы у инициатора потенциально конфликта не осталось желания его продолжать. Во-вторых, любые нелицеприятные высказывания в свой адрес не следует моментально отвергать, а необходимо осмыслить и понять для себя, каковы реальные причины таких оценок. В данном случае, очень полезна и наиболее адекватно впервые было объяснено понятие рефлексии.
Очень интересны были игры, основанные на провокациях преподавателя. Единственное, что осталось непонятным, как такие конфликты разрешать не в экспериментальных условиях, а на практике. Т.е. как я должен реагировать на всяческие выпады на улице. Если с близкими и коллегами можно как-то разобраться без жесткой конфронтации, то на улице этого не получится. И отмечу еще один момент: на мой взгляд, внимание студентов притупляется и ослабевает, когда каждый рассказывает про свой конкретный конфликт.  Наверное, стоит выделить тематические блоки, и потом разбирать общую схему, по которой можно в том или ином случае действовать. Конечно, каждый конфликт уникален, но если бы не было общей схемы действия, то и конфликтология была бы не нужна. Т.е. необходимо выработать некие алгоритмы, с которыми можно работать, как с шаблонами, но всегда с поправкой на особенности протекания и условий конкретного конфликта.
Марышева Марина
В целом мои впечатления носят позитивный характер. Для меня стала приятной неожиданностью форма проведения занятий – дискуссия, неформальное общение.  Мне было интересно принимать участие в дискуссиях и тренингах, проводимых на занятиях. Я думаю, что, если бы занятия проходили в привычных для меня лекционных рамках, лично для меня они были бы менее интересны (теоретический курс по »конфликтологии» нам читали).
Самым впечатляющим моментам для меня  стал тренинг на стрессоустойчивость. Участвуя в нём как объект обсуждения, я смогла разобраться в себе. Ранее я считала себя человеком способным устоять перед провокацией или оскорблением, однако это оказалось не так. Связано это, прежде всего, с тем, что до этого момента мне не была известна моя »болевая» точка. В ходе тренинга я её определила. Благодаря тренингу и комментариям Л. Н. Цой мне удалось перебороть себя и попытаться отнестись к провокации иначе, чем я бы сделала это ранее.
Кроме того, благодаря данному курсу я смогла разрешить свой собственный конфликт, при этом, разобравшись в себе, что, возможно, мне бы ещё долго не удалось сделать.
В прошлом году Л. Н. Цой читала нам курс по написанию дипломных работ, однако впечатления о ней, лично у меня, остались только после курса по инновациям в образовании. Курс полностью соответствует, преподавателю. Цой Л. является новатором начиная от процесса преподавания (общение неравных) и заканчивая содержанием (тренинги и отсутствие теории).
Любовь Николаевна представляется мне сильной личностью с колоссальным зарядом энергии. Что лично у меня вызывает только положительные эмоции. Мне было очень интересно прослушать данный курс. Спасибо!
Родионов А.
По прошествии спецкурса, который состоялся из пяти занятий, понимаешь, насколько были малы, но важны эти занятия. Некоторым лекциям можно сопоставить гигантский отрывок из всей жизни. То есть происходит рефлексия на таком высоком уровне, что начинаешь понимать  ход своих продуманных или же не очень, мыслей.  Мыслей, которыми ты жил последнее время. Личные проблемы всегда обуславливают твое поведение или способ мышления, поэтому конфликтные ситуации, в которые мы так или иначе попадаем в своей жизни, являются смыслом всей нашей жизни. Так вот курс занятий помог мне понять, что необходимо тренировать стрессоустойчивость. Но не просить друзей, чтобы они тебе постоянно высказывали все, что они о тебе думают, а самому готовиться к тому, что рано или поздно они все выскажут в трехкратном размере.
В какой-то мере, я стал стрессоустойчив. Все те слова, которые я слышу и все те, которые я не слышу по поводу себя, я научился разделять на попытки как-то задеть и на попытки как-то помочь.
Курс был маленьким, но зато таким насыщенным, что в старости буду вспоминать эту стрессоустойчивость, если, конечно, (она позволит дожить мне до старости) смогу дожить до старостиJ)))
Родионова Дарья.
После первых двух занятий. Я начинаю работу над своим конфликтом до того, как прошла весь курс «Социальные инновации в образовании» и получила полное знание о том, как это надо делать. Я даже не могу предположить, к чему я приду в итоге. Рефлексия будет осуществляться поэтапно, в соответствии с теми навыками, которые я буду получать в процессе занятий. Но цель этой рефлексии я уже могу для себя определить.
Учитывая то, что я избрала форму рефлексии по поводу своего конфликта по мере поступления новых знаний, следовательно, какие-то элементы, может быть и важные, были упущены, но, с другой стороны, я шла по «горячим следам». Сейчас, когда я уже имею опыт разрешения конфликта, мне хотелось бы проанализировать его с точки зрения использования тех схем, которые были подытожены и перечислены на последнем занятии.
Итак, первая схема, которой я воспользовалась – это схема рефлексии. Мной были зафиксированы нормы общения и отношения между мной и мамой. Затем, исходя из целей моего конфликта, они были пересмотрены, и взамен им выдвинуты другие.
Вторая схема, которая была мной применена – эта схема работы с конфликтом из прошлого, настоящего и будущего. Я работала с конфликтом из прошлого. Я осознала, что основная проблема, лежащая в основе конфликта, исходит из прошлого (это страх перед маминым гневом), и что, первым делом, необходимо построить перенести возможность решения этой проблемы в настоящее.
Третья схема, которая не была использована для проведения действий по разрешению конфликта, но стала важной для рефлексивного осознания того, как можно было сделать то, что я уже сделала, — это схема стрессоустойчивости. Приложение этой схемы к неудавшемуся опыту разрешить конфликт вывело меня на новый уровень понимания моих собственных позиций в нашем с мамой конфликте.
Четвертая схема, которая была использована мной – это схема выхода из конфликта. Неудавшийся опыт разрешения конфликта привел меня к мысли, что этот конфликт неразрешим и нужно из него выйти, а ситуация пусть остается.
И, наконец, пятая схема, которая послужила подспудным материалом к удачному разрешению моего конфликта, – это  схема проведения переговоров в бытовой жизни. Она была перенесена на мою ситуацию. Я осознавала, что в чистом виде эту схему переговоров я не смогу применить, так как моя мама не принимает возражений. Поэтому я решила провести «завуалированные» переговоры. Исходом этих моих операций стало то, что я свой конфликт разрешила.
Проанализировав те схемы, которые я положила в основу разрешения своего конфликта, я пришла к выводу, что использовала очень мало из того, что нам было дано. По большей части это связано с тем, что многие схемы были даны в курсе   не как основные, а как дополняющие. И только когда мы уже на последнем занятии их перечислили, я увидела возможность их применения.
Нам эти схемы давались как какие-то объяснения в конкретной ситуации, а мной они были восприняты, как просто объяснения этой ситуации, а не как схемы.
Мне кажется, что имеет смысл в самом начале курса перечислить возможные схемы, а потом, по мере надобности вводить дополнительные. Это позволит, с одной стороны, нам лучше их понять и применить но, с другой стороны, тогда не будет видно пути выхода в конкретной ситуации на эту схему. Это неразрешимое противоречие.
Теперь, что касается курса в целом. Я могу сказать, что этот курс оказался очень эффективным, так как я при помощи него смогла разрешить свой конфликт. В большей степени мне помогли те вещи, которые были получены мной на занятиях «кровью и потом», то есть, когда я на себе испытала некоторые вещи, знание которых необходимо для разрешения конфликта. Это опыт борьбы с обидой и опыт по стрессоустойчивости.
Единственным показателем, который может дать оценку курсу является то, был ли разрешен мой собственный конфликт. Он был разрешен. Следовательно, курсу   я могу поставить оценку «пять».
Симонова Мария.
Рефлексия относительно всего курса в целом
Неизвестность. Любопытство. Люба. Объяснительные. Затянувшийся неразрешенный конфликт. Выработка проведения тренинга, интересного для всех. Раскрытие собственной проблемы перед аудиторией. Идиот? Обида. Сомнение. Стресс и уровень стрессоустойчивости. Нарушение общепринятых норм. Перешагивание через себя. Другое восприятие себя и окружающих. 16 схем поведения. Ведение переговоров. Творческое разрешение конфликтов.
Плюсы.
Активная форма дискуссии.
Основывается на эмпирическом опыте, следовательно, близко к жизни.
Позволяет осознать границы, которые на самом деле мешают в ряде случаев выйти достойно из конфликта, не обидеться, быть не манипулятором, а актуализатором.
Напоминает, что о рефлексии забывать не надо.
Минусы.
Резкий стиль ведения в ряде моментов вызывал чувство страха и недоумения.
Смирнова  Евгения
Данный курс лекций я считаю нужно сделать обязательным для студентов (причем, чем раньше он будет читаться, тем лучше). Но в один день лучше ограничиться двумя парами (3 часа), тогда можно было бы растянуть курс на весь семестр, на мой взгляд, такая работа была бы более продуктивной.
В заключении хотелось бы отметить, что главным результатом данного курса лекций я считаю разрешение собственного конфликта, ломку старого стереотипа по поводу личностной оценки в общении с людьми, появление новой стратегии поведения в конфликтной ситуации (выбор реакции), а также определение границ чувств и ощущений и выход за их пределы.
 Смирнова Екатерина
Мои впечатления от курса.
Отец воспитывал меня так, что я научилась скептически относиться к себе и воспринимать критику, не обижаясь. Как правило, все наши с ним «разборы полётов» сводились к душевному «face’ом об table». Кроме того, очень в ходу были всяческие провокации, подначки и прочее, я к этому привыкла и, поэтому было несложно выдержать этот курс, было интересно работать. Люди «расшевеливались» на глазах.
Да, негативные комментарии могут причинять мне боль, выводить из себя, однако есть принцип: «боль ¾ злодей и благодетель», и в результате я не комплексую, а извлекаю уроки из этой боли и пытаюсь исправиться. Очень жалею, что не попала в число «разбираемых» на тренинге по стрессоустойчивости, потому что хотела бы проверить свои способности и узнать мнение группы о себе. Это не повлияло бы на мои отношения с ними: наоборот, я часто прошу людей высказать мне всё в лицо, но они не понимают, что обидно мне не будет, и смелости им не хватает. Всё же, думаю, я принесла известную пользу там, где находилась.
Я всегда стремлюсь выносить конфликт в открытую фазу, в противоборство «лицом к лицу», поэтому многие ситуации, когда вылезало, обострялось какое-то давнее противоречие, были просто «бальзамом на душу». С другой стороны, не всем и не всегда удавалось сохранить лицо, люди могли впадать в базарный тон и прочее, то есть соблюсти внешние приличия, не теряя сути, удавалось не всегда. А принцип «разборки по душам» и «душевного мордобоя» при абсолютной внешней корректности, для меня обязателен.
Не всегда было интересно ¾ некоторые разбираемые конфликты на первых парах показались надуманными. Однако другие участники занятий говорили, что им это было интересно, значит, возможно, я не сумела проявить достаточно внимания и понимания и участвовать на 100%.
Прослушанный курс ¾ это хороший и качественный face’ом об table, хорошо прочищающий мозги и тренирующий психическую устойчивость. Лично мне всё пришлось очень кстати, и свой конфликт я сумела разрешить.
Терёшин Кирилл 
Всё, что я могу сказать по этому поводу: «Спасибо, Преподаватель!». Живое действие и глубинные сферы анализа «живой» эмпирии – вот, что нужно студенту, дабы не впасть в депрессию от строгих научных рамок. Название курса полностью соответствует его содержанию.
Хайбуллина Эльвира
Во-первых, хочется  выразить благодарность Вам Люба, и Вам Сергей за столь интересный, занимательный курс. Впечатлений масса,  очень много нового я для себя открыла. Стала более уверенной, перестала бояться каких-то неприятных ситуаций, которые время от времени возникают, перестала бояться трудностей.
Особо хочется отметить, что атмосфера, которая царила во время лекций очень живая, чувствуешь себя раскованно, свободно, это   немаловажно, так как помогало в дискуссии, в обсуждении. Радует то, что на всех лекциях очень много было практики, нам этого не хватало в течение пяти лет. Очень удивило, поразило то, что мне не было тягостно сидеть все то время, которое длилось занятие, а это ни много, ни мало целых  пять часов.
Очень жалко то, что этот курс преподается на пятом курсе, на мой взгляд, он более необходим на младших курсах (1-3 курсы), но это сугубо моя точка зрения.
Самая запоминающаяся лекция – лекция, посвященная стрессоустойчивости, зрелище не для слабонервных. Единственное замечание по работе, которую Вы проделали с нами на данной лекции —  не смогли вывести людей из стресса после занятия. В целом, методика очень интересна. Желаю удачи!
Христусь Анна
В заключении хотелось бы высказать свое мнение о прочитанной Цой Л.Н. курсе:
1)  курс был интересен, познавателен, я на самом деле почувствовала развитие через конфликт;
2)  благодаря лекциям и практическим занятиям я смогла узнать, какие конфликты бывают, как они возникают и как их можно решить;
3)  через обсуждение конфликтов узнаешь много нового о людях, с которыми учишься;
4)  практическое занятие, когда произошло обсуждение хороших и плохих сторон добровольно вызвавшихся студентов — супер!
5)  весь пройденный материал был нацелен на применение в реальной жизни;
6)  но несмотря на стремление установить неформальные отношения, я считаю, что дистанцию лучше оставить (не Люба, а Любовь Николаевна).
Шаврова Наталья
Данный спецкурс, насколько я могу судить, не только интересен, и построен как диалог преподавателя и студентов, но и несет в себе практическую значимость. Так как в рамках данного курса мы получаем не только информацию, которая нам понадобится в дальнейшей жизни, но и реальные техники (навыки) конструктивного поведения в конфликте.
Судя по конспектам, которые я брала у сокурсников, лекционный материал понятен и четко структурирован. Наибольший интерес для меня составили схемы (рефлексии, инновации, развития и разрешения конфликтов, стратегий поведения в конфликтной ситуации, стрессоустойчивости), без которых очень сложно адекватно интерпретировать происходящее и рекомендации к ведению диалога. Рекомендации особенно помогают в повседневной жизни и носят универсальный характер.
Высказывание Эйнштейна как нельзя лучше подходит к описанию данного курса, так как, в сущности, он говорит о рефлексии, без которой невозможно конструктивно решить проблему.
Январев  Михаил
Из курса  запомнил хорошую фразу:  уйти от конфликта  не значит решить его. Хотя иногда решить не значит решить до конца: иногда кажется, что ты расправился с конфликтом, одержал  над  ним верх .

Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»