Яндекс.Метрика

Отзывы студентов 5 курса ГУГН Института социологии РАН — 2007 г.

Отзывы студентов 5 курса ГУГН Института социологии РАН — 2007 г.

ГУГН* * *
Честно говоря, первое впечатление от лекций было весьма сомнительное. Появляется новый преподаватель, который «с порога»  говорит о том, что своей методикой может решить проблемы. Я достаточно скептически отношусь к таким высказываниям, поэтому так получилось, что я заранее выбрал некую защитную позицию, которой придерживался довольно долгое время, но при этом продолжал слушать материал.
Ближе к последним лекциям пришло осознание, что такую методику и возможно показывать лишь в таком агрессивном стиле. Более спокойные и размеренные лекции скорей всего вряд ли оказали бы нужный эффект, так как требовали бы большего времени и большего доверия. В рамках доступного курсу времени это, конечно же, невозможно. Поэтому, курсом я в целом остался доволен, а небольшие нюансы, которые можно было бы посчитать неудовлетворенностью, следует отнести к моим личностным особенностям.
* * *
Если сравнить  концепцию Дудченко В.С., которая направлена на создание будущего без конфликтов, то концепция Цой Л.Н. направлена на подготовку к новым неизбежным конфликтам. Оба автора призывают к тому, чтобы видеть в конфликте возможности, а не проблемы. Вот только если у Цой Л.Н. конфликт служит средством для достижения целей, то у Дудченко В.С. конфликт – это, скорее, один из возможных источников для новых возможностей и горизонтов, хотя и средство для достижения целей тоже порой, но явно не первое в его арсенале.
* * *
Высказывая свое отношение к курсу «Oрганизационный конфликтменеджмент», мне хотелось бы начать не с выражения своего отношения к нему, а с того, вообще как я его себе представляю сейчас, поучаствовав на восьми из десяти семинаров.
Лично для меня технология конфликтменеджмента (слово «организационный» буду опускать, так как для большинства более или менее просвещенных людей, особенно знакомых с этим курсом, употребление термина «конфликтменеджмент» с этим словом является само собой разумеющимся) это, безусловно, в определенной степени эффективная междисциплинарная технология «разбора полетов», выражаясь более обыденным языком. Почему для меня эта технология является «в определенной степени» эффективной? Ответ на самом деле прост: из-за моего сугубо узкого применения и познания этой технологии на практике. Вполне возможно, что в будущем, имея возможность применить все новации, идеи и тезисы и методы данной технологии на практике в более широком социальном взаимодействии,  я смогу дать более четкую оценку данной методике.
Какова же моя оценка интеллектуального ресурса данной технологии? Как я уже упомянул выше, это междисциплинарная технология. Это, на мой взгляд, очень хороший подход к определению истинных целей деятельности в рамках этой технологии. Я на самом деле считаю, что чем более объективный взгляд на вещи несет в себе дисциплина, тем более глубоко можно
прощупать природу того или иного явления, хотя порой это бывает трудно и «муторно».
Во всяком случае, эта дисциплина дает человеку, столкнувшемуся с какой-либо проблемой, толчок к осмыслению своей проблемы, не желание бежать к психотерапевту и психологу, а возможность справиться самому. На мой взгляд, эта дисциплина относительно своего интеллектуального ресурса является большим, хорошо осмысленным сводом (но не компиляцией) знаний о человеческом существе и его проблемах. Но, на мой взгляд, оценив своим достаточно дилетантским взглядом весь курс с позиции того интеллектуального багажа, который он дает, мне кажется несколько неуместным оценивать все проблемные ситуации именно как конфликт.
В некотором плане, что касается именно внутреннего мира человека, его личностной структуры и проблем, связанных с нею, не все можно назвать конфликтом. Бывает, что человек сталкивается с проблемой внутри себя и сам, будучи интеллектуально развитым и способным на рефлексию человеком, не всегда может оценить свою проблему как конфликт. Потому что, в один момент ему кажется, что ему легко, и он даже способен сделать тот невозможный шаг, действие, на которое он, по его оценке, не способен. В другой момент, кажется, все наоборот и на него находит ступор. Или состояние человека, когда он не знает, чего хочет от жизни: и то ему хочется и этого, и третьего, и пятого, и десятого. И ни от того, ни от того он не хочется отказываться. Конечно, если в рамках данной технологии не ставится глобальных целей по решению всех человеческих проблем на микроуровне социальной жизни человека и внутриличностном уровне, то вполне можно признать определенные ограничения методологии этой технологии.
Однако же, на мой взгляд, когда внутри человека сталкиваются две составляющих и ни одна другую не может сдвинуть с места, потому что для человека оба столкнувшихся внутриличностных аспекта значимы и ни от одного он не хочет отказываться, при этом, чувствуя проблему, то такую ситуацию можно обозначить понятием «проблемного феномена», нежели конфликтом. Или ситуация невозможности сделать что-то в жизни, и человек не знает почему этого он не может сделать, так как и один проблемный фактор выявит и другой, и каждый для него значим.     На мой взгляд, что касается именно внутриличностного мира человека, то здесь не все и всегда можно обозначить четким термином конфликт. Вполне возможно, что я не прав.
Что касается проведения занятий, то в свете некоторых событий, произошедших на моем курсе, мне кажется, что несколько стоит пересмотреть нормы, установленные изначально на первом занятий. Почему? Потому что полная и неуправляемая демократия, особенно в среде студентов, служит только нарушению дисциплины. Неуправляемая демократия в смысле: со стороны преподавателя нет четкого управления обстановкой, и преподаватель дает волю студентам и оказывает им широкое доверие. На мой взгляд, работая в группе с широкими демократическими порядками, даже самодисциплинированная и независимая личность в высокой степени подвержена деструктивному влиянию.
Поэтому мое мнение, как человека, который является истинным противников существования и утверждения либеральных ценностей в российском обществе (а на студентах национальная специфика сказывается в полной мере) даже на микроуровне, заключается в том, что демократическая обстановка, которая создается за счет простой установки норм и правил, при отсутствии у группы общих целей и задач, и строящаяся на самодисциплине не связанных общей целью студентов, — разрушительна. Поэтому изначально должна устанавливаться общая цель перед студентами, и уже от вклада индивидуального в общее должна рассчитываться оценка каждого студента на зачете.
* * *
Ну, с чего начать? Последнее время я исповедую, открытость в общении, поэтом напишу без оглядки, на что бы то ни было.
Я лично, а значит, и многие другие студенты нашего курса пришли на ваш предмет уже с некими фоновыми представлениями, которые передавались некоторыми, назовем их так, «проводниками слухов» в нашем институте. Всем, кто мало-мальски разбирается в «кухне» ГУГНа, к таковым себя отношу и я, знают, что очень многие студенты попали в ГУГН не просто так, с улицы, а имеют в ИСРАН родственников, знакомых и т.д. Институт наш можно назвать камерным, здесь нет лишних людей (практически) и истории, легенды и стереотипы предаются этими «своими» людьми от курса к курсу, от одной группировки к другой. Существует определенная общность людей «посвященных» в закулисную паутину слухов ИСРАНА, ГУГНа и т.д. От них мы узнаем (хотя мне это и не всегда хочется знать) кто с кем, почему, кто кому что сказал, кто кого уволил, у кого, сколько детей, кто с кем враждует, кто и почему кем стал,   и т.д.
Так вот. Я определенно что-то слышал о Цой. Честно, не помню что конкретно, но это были не самые хорошие отзывы. Вообще, так ли иначе, я хочу сказать, что многие пришли на курс с определенной установкой, может и фоновой, бекграундной, но она присутствовала.         Здесь появляется первый момент, который я нахожу необходимым подвергнуть критике – вы этого не учли и не хотели учесть и сразу на первом и втором занятиях стали говорить вещи, которые предполагают полное доверие аудитории – о методологии Дудченко В.С., о вашем жизненном пути, и т.д. Если бы поле нашей аудитории было «неиспорченным», то это бы сработало правильно, однако из-за причин, которые я описал выше, многие отнеслись к этому с предвзятостью. Ну, я думаю, не выдам большой тайны, если скажу что слово «секта» с первого и тем более, со второго занятия стало все чаще звучать в курилке.
Изначальное отсутствие сплоченности в нашей группе также сыграло свою роль – многие, на словах говоря одно о курсе, поступали наоборот, кто-то пытался просто незаметно присутствовать, не вникая ни во что, кто-то — сделать вид, что относится серьезно, в кулуарах понося курс на чем, свет стоит и т.д. При этом понять, кто как относится к курсу на самом деле было очень сложно.
Что и говорить, если я сам так до конца и не понял свое отношение к принципам, идее, методологии. Но, по крайней мере, я открыто об этом заявлял (что-то вроде «я не знаю уже как чего, но это будет интересно и от этих пар можно будет что-то взять»). Во многом меня беспокоил пример, М. А., которая   достаточно сильно погрузилась в семинары Дудченко В.С. и потом, когда его не стало, очень переживала. Я знаком с техникой тренингов и подобных семинаров, и до начала курса читал некоторые работы Дудченко В.С., правда скорее как статьи по консалтингу, не вникая особенно в инновационную методологию, поэтому примерно представлял какой харизмой и даром притягивать к себе людей обладал этот человек. С другой стороны, то, что я уже знаком с техникой тренингов помогло мне воспринять порядок проведения занятий вполне спокойно, а ведь для многих это было внове и, следовательно, неуютно и непонятно.
Второй момент – не совсем четкое прописывание целей курса – многие считали (и может, считают до сих пор), что нужно придумать себе конфликт и разобрать его, многие, причем из первой группы, потом просто стали решать свои проблемы, забыв уже, о чем курс, и зачем он нужен. То есть, возможно, отвлеченные примеры были бы полезнее и эффективнее именно для обучения тому, что вынесено в название курса.
Наконец третий критический момент – совершенно неясная для многих роль Сергея и Лили. Версии от «Она пишет на нас свою диссертацию» до «Они проводят на нас эксперименты» — малая часть прочих удивительных версий. Да и пресловутые фотографии Сергея на «одноклассниках» стали расхожей шуткой. Да и непонятное распределение ваших ролей тоже было явно не позитивным фактором в восприятии курса.
И последнее – на мой взгляд, к подобным курсам нужно готовить заранее, например, вывесить за неделю до начала или прислать на ящик для всех описание курса, принципы работы, формальные требования по курсу, что-то в этом роде. Тогда изначально многих проблем, таких как возникли у нас, не возникло бы.
С наилучшими пожеланиями в вашей работе,
 * * *
В целом отношение к курсу у меня очень положительное. Придя на второе занятие, я даже не могла представить, что получу массу столько полезной информации. Поняла на практике одну очень важную вещь, что настоящие ценности человека проявляются только лишь в конфликте. Придерживаюсь на практике теперь 12 параметров разрешения конфликта. Также безумно практичной штукой для меня оказалась таблица «Любовь-Секс-Брак», я многое пересмотрела и во многом разобралась, благодаря ей.  И очень рада за тот факт, что разрешила свой конфликт.
Единственное, что мне не понравилось в нашем курсе, инцидент с разделением группы на две части. Я понимаю, что это формально надо  было сделать, что они были обузой для нас, но сейчас на курсе происходят очень интересные вещи (написание писем на Ваше имя и прочее). Да и публичное обсуждение всей этой ситуации внутри курса, тоже открывает много интересного о ребятах, с которыми ты проучился 4,5 года.
* * *
Первое, что хочу сказать − очень жалею, что не посетила первое и третье занятия курса. Потому как все последующие занятия не просто понравилось, они позволили мне открыть многое. Попытаюсь объяснить. Довольно часто во время занятий, когда мы разбирали чью-то конфликтную ситуацию, я находила своего рода озвучивание собственных мыслей по поводу проблемы. Т.е. Любовь Николаевна говорила о вещах, о проблемах, об их разрешении, а я сидела и думала про себя: «Ну, я так и думала, да, все верно!». Иными словами, я еще больше укрепилась в понимании и видение многих жизненных ситуаций, проблем. Просто если раньше я сомневалась, то теперь уже появилась некоторая уверенность.
Далее, мне очень понравился схематический и табличный способ представления материала. Я, как человек, который во многом любит структуру и структурированное знание, «по полочкам», очень хорошо воспринимаю графические и схематические изображения материала. А потому − с восприятием и усвоением проблем практически не возникло.
Но есть одна, наиболее важная вещь, как для написания эссе, так и для жизни и практики вообще, которую я получила, извлекла из курса «Организационный Конфликтменеджмент». Речь идет о том, что я стала полностью открыта и откровенна с самой собой. Именно «принцип открытости» перед самим собой. Быть откровенным с самим собой, безусловно, очень сложно. И я в какой-то момент, почувствовав, что вижу в себе то, чего видеть не хочу, испугалась. Стала откладывать эту мысль, стала нарочно отвлекаться от нее, убегать от нее куда угодно. Было и страшно, и тяжело. Однако, спустя какое-то время, когда первичный шок уже немного улегся в сознании, я начала уже подробно, аккуратно, изучать в себе то, что раньше видеть не хотела. И именно этот «принцип открытости» с самим собой позволяет увидеть, проанализировать и решить многие проблемы. Это, пожалуй, важнейшее, что я для себя получила. Первичный страх, на сей раз, прошел. Теперь, не боясь быть открытой перед самой собой, я начинаю, по 7−ми ступенчатой технологии аналитики конфликта, решать и другие свои проблемы.
* * *
Первое впечатление от занятия осталось двойственное: с одной стороны, мне понравилось, что предмет выделяется на фоне общей массы часто безликих и не запоминающихся предметов. Второй момент, который произвел впечатление, — это количество людей, так сказать, за «учительским столом» — так как это опять же непривычно. Итак, первое впечатление: шокирующе, но многообещающе. Так как я стараюсь во всем, что происходит в жизни, видеть положительное (что согласуется со сказанной на одном из занятий фразой: «Добро – выбор, который повышает шансы на выживание»), то и в этой новой обстановке я решила искать для себя плюсы. Поэтому отношение к курсу положительное. Тот факт, что нам необходим был рефлексивный выход в конце каждого занятия способствовал осмыслению и переосмыслению некоторых идей и убеждений, которые до этого существовали.
Иногда было страшно, иногда скучно, иногда интересно, но в любом случае всегда я ощущала, что участвую непосредственно в течении занятий. Я не являюсь пассивным слушателем или наоборот ведущим (когда преподаю сама).
Единственная трудность состоит в том, что тот действительный конфликт, который у меня существует, и по-настоящему меня волнует, я не хочу решать в настоящий момент – к такому заключению я пришла, подумав-передумав много раз. Поэтому занятия засели в голове будто бы пружина и как отложенный старт какого-то механизма сработают в нужный момент.
Именно поэтому мое эссе в начале было плотно «заселено» идеями, а концу стало суше и более плоским. Я сама недовольна этим, но воплощать то, о чем в эссе мы говорим на данном этапе отношений с родителями, я считаю несвоевременным.
* *  *
Что я получила от курса «Организационный конфликтменеджмент»
Понимание того, что первое впечатление – это только ПЕРВОЕ впечатление, и это нужно это четко осознавать, причем в любой ситуации.
Понимание того, что смысл силы личности заключается не в демонстрации этой силы окружающим, а в ее осознании и произвольном направлении на собственные цели.
Понимание того, что я имею право предоставить людям самим решать свои проблемы.
Понимание того, что я сама ставлю себя в различные ситуации, в том числе и с другими людьми, и они в этом не виноваты.
Понимание того, что я сама реально должна осознавать свой потенциал (интеллектуальный, эмоциональный, волевой и т.д.).
Понимание того, что любая ситуация может быть рассмотрена с позиции «что мне это дало».
Понимание того, что я не обязана всем нравиться и не должна стыдиться себя, своего прошлого, своих проблем или ошибок.
Понимание того, что человек неотделим от своей истории, и невозможно принимать человека без его истории. Чем сильнее я ее не принимаю, тем больше повышаю ее значимость и силу в отношениях с человеком.
Новое понимание конфликта и абсолютно новую эффективную модель поведения в нем, позволяющую перевести «коммунальные» обсуждения в конструктивный диалог:
В конфликте:
Я имею возможность сама выбирать, вступать или не вступать в конфликт, и должна для себя формулировать ЗАЧЕМ я вступаю в него (или не вступаю).
Я должна знать, ЧТО Я ХОЧУ от оппонента, и держаться этого, не скатываясь на форму.
Я должна попытаться выяснить, ЧТО ХОЧЕТ оппонент, очистив это от формы (крика и т.д.), не реагируя на нее.
Понимание того, что нужно работать над  пониманием того, что критикуют, как правило, мои поступки или суждения, а не меня.
Понимание того, что необходимо использовать любую возможность для личностного роста, не бояться себя менять и экспериментировать.
Часть вышеописанных выводов не была новой, но данный курс помог окончательно сформулировать и закрепить их для себя. Превратить ощущение в знание, а знание в умение.  Спасибо.
* * *
В целом курс носит практический характер, в чем он отличен от многих из курсов учебного плана.   В рамках нашего курса много времени ушло на «разбор полетов», причем без каких-либо последствий, — ни новых знаний, ни образцов по разрешению конфликта вынести не удалось (при консенсуальном исходе).
Рекомендации:  необходимо разбирать со студентами на практических примерах стратегии поведения в конфликтных ситуациях, разбирать плюсы и минусы выбранной стратегии поведения.
* * *
Что я получила от курса «Организационный конфликтменеджмент».
Много материала «практического» характера.
Толчок к углублению « в себя» и самоанализу. Ранее всячески избегла подобного.
Осознание, что конфликт не такая страшная вещь, а если быть к нему готовой. Конфликт иногда может быть  конструктивным и полезным.
Возможность сесть и подумать, есть ли у меня конфликты? Выбрать один и попытаться его рассмотреть. Отмечу, что в процессе работы над одним конфликтом обнаружила несколько «посторонних»,   над которыми буду работать далее.
Методический материал, основанный не только на книгах, но и на личном опыте преподавательского состава.
Первый опыт «слушанья» лекций, которые ведет команда преподавателей с различными мнениями по ряду вопросов.
Осознание того, что в жизни не все так просто, как кажется, и что само ничего не решается.
Первый раз встречаюсь с ситуацией, когда твои работы действительно читают, и читают рефлексивно.
Преподаватель  готовится  к каждому занятию.
Чего не хватало:
Системности и представления, что будет по завершению курса.
Методического материала (по началу).
* * *
На своем опыте хочу сказать, что мне в самом начале было сложно «выбрать конфликт», и мне казалось. Что выбранный мною конфликт совсем «не конфликт», и к тому же «придуманный». Однако в ходе написания эссе мнение поменялось. С моей точки зрения данный курс был действительно интересен, а главное – полезен, тем, у кого сейчас присутствует конфликт не надуманный, а реальный. Однако, как в примере с А.Г., многие советы, которые нам давались в рамках курса, тот методический материал и разработанный «проект»,  требуют для эффективной реализации значительного не только житейского опыта, но главное – «конфликтного» опыта. Иначе получается ситуация, когда мы пытаемся «применить» на практике то, к чему просто «не готовы». В итоге ничего не получается, мы расстраиваемся (в лучшем случае, в худшем – «ломаем дрова»). И делаем вывод. Что все, что проходили, на практике не работает. Я придерживаюсь мнения, что все приемы работают, однако в наших неумелых руках они не могут быть эффективно применены. Однако считаю, что за столь короткий период времени, сколько длиться курс, разрешить какой — либо конфликт не возможно. Можно лишь довести его до определенной стадии.
Тем не менее для меня опыт данных занятий был равноценен «прожитию» нескольких дней жизни других людей, в частности благодаря услышанным рассказам ребят, а так же тем материалам. Что нам  дали преподаватели, именно «жизненный» материал.
Пожелания:
сделать предмет все-таки «по выбору» посещения изначально, то есть с первого занятия дать,
выбор реального  виртуального общения и написания эссе.
Дальнейшего успеха в применении и развитии методики

* * *
Из курса я понял, что инновационные технологии это технологии призванные быть в движении и быть гибкими, чтобы оставаться в этом движении. Их цель это «ловить» «предметы» в изменении, не в том смысле как создание статической картинки и ее описание, а именно движение, в котором раскрывается   смысл  и суть  природы этих вещей.
* * *
С приближением последнего занятия все отчетливее становится ощущение, что больше такого (курса, людей и так далее) не будет и жаль, что вот-вот наступит последнее занятие.
Но есть несколько моментов. Лично мне показалось, что несколько занятий из выделенных нам 10, мы просто потеряли. Они были потрачены на разборки, бесполезные (по моему мнению) дискуссии, а, порой, и вовсе, на крики. В это время можно было бы освоить огромное количество материала, ведь это целых 4 часа! А за такое время можно горы свернуть. С другой стороны, из подобных ситуаций было выяснено не мало полезного. Но, все-таки, в меньшей мере, чем можно было бы отработать в том режиме, в котором мы начинали работать. Во время «потерянных» (на разборки) лекций возникали отрицательные чувства. И некоторые темы на таких лекциях, по моему мнению, стоило бы вообще опускать и даже не затрагивать, так как они (темы) были не достойны какого-либо внимания к себе. В связи с тем, что эти лекции имели место быть, теперь возникает ощущение раздробленности курса, отсутствует чувство целостности, единого восприятия курса «Организационный конфликтменеджмент».
Пожелание Любови Николаевне Цой – быть немного пожестче. Мне показалось, что отстаивание позиции преподавателя было через чур лояльным, следствием чего стало хамское поведение со стороны некоторых студентов. По моему мнению, демократию допускать в полной ее реализации при проведении подобного рода семинаров нельзя, так как это ВУЗ, а учеба – это не только «хочу», но и «надо» (надо выполнять требования, надо следовать уставу ВУЗа, надо соблюдать правила и нормы и знать свои права, а главное – обязанности). А при слове же «демократия», некоторые студенты считают, что им сказано не «человеческие отношения», а «мне можно ВСЕ». Это неправильно.
Вчера разговаривала с отцом и рассказывала ему об «Организационном конфликтменеджменте». Он с любопытством слушал. А я тогда поняла, что самое главное, что останется у меня после пройденного курса – это умение быть достойным человеком, как в конфликте, так и в жизни.
* * *
Мое отношение к курсу «организационный конфликтменеджмент» складывалось по синусоиде – из провалов и подъемов. На одной из лекций я подробно это описал, поэтому мне бы не хотелось повторяться. В настоящее время от прослушанного мною курса я получил твердый набор практических рекомендаций, которые планирую использовать в повседневности.
* * *
Да, были лекции, вернее, одна лекция, которая мне ничего не дала, но в основном я узнавала много нового и интересного.
Единственное, чего не хватало – это времени. Хотя можно было бы и строже относиться к тем, кто не ходил на первое занятие и сразу их не допускать.
Сразу после того, как была исключена часть группы, заниматься стало гораздо легче.      Поэтому в целом, курс оставил положительные впечатления. Спасибо вам большое!
* * *
Разгоняя мыслительный процесс, хотелось бы начать, прежде всего, с самого термина «отношение». Отношение, как я его понимаю, — это критическая оценка с вынесением некоего вердикта. Вывод, как бы того не хотелось, всегда субъективен. Просто потому, что нет ничего абсолютно объективного, но это уже философский вопрос. Исходя из субъективных переживаний, которые потом, сложившись, превращаются в нечто целое, называющееся отношением, могу сказать, что это отношение у меня получилось неоднозначным. Неоднозначным во многом потому, что волей судьбы я пропустил 3 первых занятия, и потом, при первом, личном знакомстве с предметом, мне сразу же пришлось испытывать некий дискомфорт, который объективности мне мешал.         Как известно, нет второго шанса произвести первое впечатление. Первое впечатление было скорее негативным, но не направленным на какую либо отдельную личность. Скорее было непонимание самого процесса. Казалось бы, проблема, которая проблемой не является, обсуждается такое количество времени. Когда не понимаешь смысла или смысл представляется совсем в другом, то чувствуешь себя, как бы это лучше сказать – ИДИОТОМ. Только скорее идиотом, в смысле Достоевского, а не жаргонного русского. Как известно мысль о написании этого произведения пришла автору в Италии, когда он гулял по роскошным садам дворца Медичи. Отсюда вопрос – как в таком удивительном, красивом месте человеку пришла идея такого вообщем-то трагического романа?
Непонимание
             С курсом конфликтменеджмент произошло подобное. Как гиперболизация несуществующей проблемы может помочь решить её? Как минимум нужно оставить на обсуждение лишь тех людей, которые вообще считают, что это проблема и что этот вопрос достоин обсуждения. Но это детали. А теперь о главном: В целом курс хоть и был прослушан мной так сказать с середины, оставил приятное впечатление. В первую очередь потому, что он качественно отличается от всех остальных дисциплин: формой преподавания, пространственным размещением участников (лицом к лицу), содержанием теории (многое из услышанного носит в себе междисциплинарные свойства: социология, психология, философия). Именно эта междисциплинарность с уклоном в практику представляется особенно ценной. Мной курс был понят как социально философские чтения с практическим психологическим применением. Основы, которые призывают человека вести спор по содержанию и простраивать дальнейшее развитие с учетом интересов и мотивов участников, были знакомы мне до этого, однако много из услышанного носило весьма яркие метафоричные трактовки. В этом, на мой взгляд, заключается авторская уникальность курса. Вот прошли 10 занятий, написано эссе, поставлена оценка в зачетку, а мысль «А что же это такое было на самом деле?» не покидает до сих пор. В этом удивительном вопрос содержится ответ: курс конфликт менеджмента, не позволяет относиться к нему равнодушно. В каждом предложении есть смысл, каждая фраза задает вопрос и требует ответа. Это как чтение серьезной литературы – страница – час. Если не задумываться над услышанным, то возникает чувство столкновения с чем-то большим и невероятно неосязаемым. В этом столкновении с собой и нерешенными вопросам проявляется личность каждого из участников курса: кто-то чеканит стандартные фразы, кто-то ищет смыслы, кто-то эти смыслы приписывает. Каждый в итоге приходит к собственному ответу. В этом выражается индивидуальный подход.
Отношение к курсу вкратце: спасибо и до встречи на полях конфликтной методологии!
Студенты и магистранты о курсе «Организационный конфликтменеджмент»

Программа учебного курса «Организационный конфликтменеджмент»