Яндекс.Метрика

Понятие ИСТИНЫ и понятие ПРАВДЫ

Понятие ИСТИНЫ и понятие ПРАВДЫ

Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863-1919) - российский историк, один из основоположников методологии исторической науки в России.
Александр Сергеевич Лаппо-Данилевский (1863-1919) — российский историк, один из основоположников методологии исторической науки в России.

Два сюжета о понятиях  «истина» и «правда»  

Цой Л.Н.

Первый сюжет.

«Есть два понятия, которые для меня особенно дороги: понятие истины и понятие правды. Под истиной я разумею логическую мысль, мысль строгую, беспристрастную, безмятежную, но и безнадежную. Под правдой я разумею не логическую мысль, а нравственное чувство, то чувство, благодаря которому он не только рассматривает свою жизнь, как субъективное патологическое явление, не только возвышается до объективного его изучения, но ею участвует и в окружающей жизни. Человек, в противопоставлении со вселенной, такое ничтожество в пространстве, о котором и говорить нечего и думать не стоит. Но если он будет рассматривать себя, как атом, как частицу, хотя бы малейшую частицу мирового здания, как шорох, незначительный звук в гармони вселенной, словом, если мы взглянем на себя, как на участников в мировой жизни, не человеческой только, но именно мировой, — тогда получим значение и станем на свое место. А между тем, занять такое место человек может лишь тогда, когда он станет служителем начала истины и правды, когда подчиниться вз

Эта схема разворачивается в книге «Дегуманизация искусства». cover3d1__w340Ортега И Гассет показывает дистанцию между участниками события, и разные картинки одного события — (агония) смерть богатого человека глазами его жены, врача, художника и газетчика. Разность картинок определяется дистанцией и средствами выражения.

«… одна и та же реальность, рассматриваемая с разных точек зрения, расщепляется на множество отличных друг от друга реальностей. И приходится задаваться вопросом: какая же из этих многочисленных реальностей истинная, подлинная?». Что мы можем сделать? «Единственное, что мы можем сделать, — это классифицировать точки зрения и выбрать среди них ту, которая покажется нам более достоверной или более близкой. Так мы придем к пониманию, хотя и не сулящему нам абсолютной истины, но по крайней мере практически удобному, упорядочивающему действительность». Ортега и Гассет предлагает МЕТОД упорядочивания реальности, вполне применимый в конфликтной ситуации.

Для упорядочения действительности вводятся понятия:

  • «духовная дистанция»,
  • «признаки»,
  • «профессиональные точки зрения».

Правда и истинаЧтобы увидеть событие  в качестве созерцаемого объекта, необходимо отдалиться от  него. Нужно,  чтобы  оно перестало задевать нас за живое. Среди  разнообразных  аспектов реальности, соответствующих различным  точкам зрения,  существует  один,  из  которого  проистекают  все остальные и  который  во всех  остальных предполагается.   Это аспект «живой» реальности.   Если бы не было  никого, кто  по-настоящему, обезумев от  горя, переживал агонию умирающего,  если, на худой  конец, ею  бы  не был озабочен даже  врач,  читатели  не  восприняли  бы   патетических  жестов  газетчика, описавшего  событие,  или картины, на  которой художник изобразил лежащего в постели человека, окруженного скорбными фигурами,  — событие это осталось бы им непонятно.

Это означает, что в шкале реальностей своеобразное первенство отводится «живой»  реальности,  которая  обязывает  нас  оценить  ее  как  «ту  самую»реальность  по преимуществу. Вместо  «живой»  реальности  можно  говорить  о человеческой  реальности.  Художник,  который  бесстрастно  наблюдает  сцену смерти,  выглядит  «бесчеловечным«. Поэтому  скажем,  что  «человеческая» точка зрения — это та, стоя на которой  мы «переживаем»  ситуации, людей или предметы.

И  обратно,  «человеческими»,  гуманизированными  окажутся  любые реальности — женщина,  пейзаж, судьба, — когда они предстанут в перспективе, в которой они обыкновенно «переживаются».  Помимо вещей мир состоит еще из наших идей. Мы употребляем их «по-человечески», когда при их посредстве мыслим о предметах.

Напротив,   теоретик,    становясь    на    точку     зрения    неестественную, «без-человечную»,  мысленно  отвлекается,  отворачивается  от  конкретного человека  вглядываясь в  свой внутренний  мир, стремится проанализировать  имеющуюся у  него  идею  о человеке  как  таковую.

Речь  идет, стало  быть, о  направлении зрения, противоположном тому,  которому мы стихийно  следуем  в повседневной жизни. Идея  здесь,  вместо того чтобы быть инструментом, с помощью которого мы мыслим вещи, сама превращается  в предмет и цель нашего мышления.

Идея мультивариантного мира указывает на то, что своей волей человек способен создать для себя любой мир. Необходимо только знать КАК. Современное прочтение идеи мультивариантного мира  трансформировалось в технику       трансерфинга реальности —  «перемещения» с одной «ветви» реальности на другую. Благодаря энергии мыслей человека, осознанно направленной на материализацию того или иного варианта развития событий.

Трансерфинг  реальности — эзотерическое учение, практический смысл которого состоит в том, что человек, установив осознанный контроль над своими мыслями и своим отношением к миру, может выбирать (в определенных пределах) вариант реальности по своему желанию.

Реальность существует независимо от нас… до тех пор, пока мы с этим согласны. Наш мир не является тем, чем он привык нам казаться. Материальная действительность — это лишь внешнее, видимое, проявление реальности. Но что скрывается с другой стороны, с изнанки?   Каждый из нас, не осознавая того, строит отдельный слой своего мира, в котором ему потом и приходится существовать.

____________

Для философствующих конфликтологов

Конфликтология и конфликты