Яндекс.Метрика

Представления о программах и программировании в контексте методологической работы

Представления о программах и программировании в контексте методологической работы

Представления о программах и программировании в контексте методологической работы

С. Наумов

 ПРЕДИСЛОВИЕ

1. В настоящее время область разработки и употребления программ различного рода распространяется практически на все сферы профессиональной деятельности. Термин «программа» является сегодня не менее употребительным, чем термин «план», и этим мы обязаны не только широкому внедрению практики программирования для ЭВМ, но и обширной практике разработки программ как организационных документов (начиная от программ телевизионных передач и до глобальных научно-технических и народнохозяйственных программ). Умение составить программу предстоящей деятельности (дальше мы будем говорить только об организационных программах) требуется и от студента, пишущего курсовую работу по заданной теме, и от каждого руководителя научно-исследовательскими работами различного масштаба; программы становятся важными результатами работы целых институтов, организаций, органов управления

Превращение деятельности по разработке программ в массовую резко повышает актуальность работ, направленных на методологическое, научно-теоретическое, методическое и т. п. обеспечение этой деятельности, определение ее социальных и культурных перспектив. Не будет, по-видимому, большим преувеличением утверждать, что перспективы развития программирования как массовой деятельности зависят в настоящее время от ситуации в области активного и целенаправленного формирования представлений о программах и программировании..

Основными участниками работ в этой области (сх. 1) являются, на наш взгляд, представители трех сфер деятельности: организационно-управленческой (ОРУ), проектировочной и методологической (в данном случае термин «сфера» употребляется не понятийно, вопрос о сферной организации (проектирования будет далее обсужден специально). Каждая из этих сфер формирует собственное осознание практики создания и употребления программ, выдвигает определенный набор требований к специфическим функциям программ и методам их разработки (программно-целевой подход /1/, методы разработки дизайн-программ /2/ и т. п,).

2. В цели данной статьи не входит полный анализ ситуации в этой области, она ориентирована на выделение позиций сферы методологии. Более узко, статья нацелена на анализ изменений в разработках Московского методологического кружка (ММК) за период с конца 50-х годов по 1979 г., до начала проведения ММК организационно-деятельностных игр /3/. Проведение игр привело к глубоким и многоплановым изменениям в деятельности ММК. Для разработок представлений о программах и программировании это имело особое значение, о чем говорит уже тот факт, что из первых 36 «больших» организационно-деятельностных игр (с августа 1979 г. по ноябрь 1984 г.) около половины по содержанию рабочего процесса были явно нацелены на разработку программ и развитие методов программирования. Накоплен богатый и во многом уникальный (проблемный) опыт разработки комплексных программ НИР, отраслевых, межотраслевых, региональных программ, программ развития городов и т. п.

Анализ и оформление этого опыта заставляют обращаться к предыстории игр, рассматривать результаты до-игровых разработок с точки зрения того, какое проблемное развитие они получили в играх

Используя время начала игр как своеобразную точку отсчета, мы выделим несколько важнейших, на наш взгляд, линий ретроспективного анализа разработок ММК.

(1)             Линия изменения статуса, места и назначения разработок по теме «программы и программирование» в ММК. В этой линии мы выделяем в предыстории игр: (а) отношение к программам и программированию как к вспомогательным средствам самоорганизации в методологических разработках; (6) отношение к программированию как к нормативному методологическому методу и подходу наряду с другими методами и подходами методологической работы. В после-игровой истории еще дополнительно выделим: (в) отношение к программированию как к «выращиваемому» методологией вместе с другими сферами типу мыследеятельности и (г) отношение к программированию как к основной, к базовой форме организации прикладной методологической работы, как базовой форме организации сферы методологии в полисферном окружении.

1

(2) Линия выявления новых методологических средств, методов, подходов, определяющих инструментальные и объективно-онтологические основания разработок ММК в области программирования) некоторых новых средств за время проведения игр может рассматриваться как результат закономерного продвижения начатых до игр разработок. Однако, часть новых средств, по-видимому, обязана своим появлением именно играм, поскольку их разработка была ориентирована на методологическое обеспечение принципиально новой практики методологии. Таковы, на наш взгляд, новые представления, оформленные в категории мыследеятельности и в рамках системо-мыследеятельностного подхода (СМД-подход).

(3) Линия изменения формы организации методологических разработок. В этой линии надо выделить, во-первых, какие изменения произошли в форме организации собственно методологических, «ядерных» разработок ММК, во-вторых, как изменились формы организации внешних взаимодействий ММК (сферы методологии в целом) с предметно-профессиональными сферами, как изменилась в связи с этим внешняя социально-культурная позиция ММК»

Эта линия анализа важна, о нашу точки зрения, потому, что она позволяет понять, на какое употребление были ориентированы разработки по программам и программированию разных лет* В свою очередь, это позволяет понять изменения не только в ориентациях и ценностных установках, но ив содержании этих разработок. Анализируя в этой линии предысторию и историю игр, мы ограничимся выделением формы методологического семинара, формы методологического «движения» (по аналогии с «системным движением», «кибернетическим» и т. п.) и формы сферы (полисферы) мыследеятельности.

 3. Понимание методологического подхода ММК в качестве необходимого условия предполагает понимание особенностей деятельностного подхода, деятельностной точки зрения /4/ Для всех теоретических работок ММК идея деятельности является базовой, исходной, и как базовая разворачивается в два разных плана.

(1) Идея деятельности задает объектно-онтологический принцип — принцип выделения особого плана анализа социальных структур. Деятельность рассматривается как социальная структура, имеющая определенные закономерности функционирования и развития. Анализом этих закономерностей занимается общая теория деятельности, в рамках которой выделяется соответствующий тип идеальных объектов, строятся модели деятельности, вырабатываются теоретические знания и представления о деятельности. Эти представления отличаются и от традиционных философских, и от политэкономических (в частности, категория деятельности принципиально отличается от категории труда). С точки зрения теории деятельности утверждение о том, что программирование превратилось в массовую деятельность, не банальным, поскольку означает использование вполне определенного круга представлений, в том числе модельных, для анализа практики программ Более того, само это утверждение должно быть проблематизировано: Возможно, что практика программирования сегодня принципиально должна рассматриваться не как особого типа деятельность, а как особый тип мышления, и вопрос о возможности формирования программирования как типа деятельности должен анализироваться специально.

(2) Идея деятельности задает логический принцип, определяя особую логику мыслительного анализа деятельностных объектов («содержательно-генетическая логика»/5/). Мышление в деятельностном подходе тесно связано с использованием средств системного подхода. Параллельная разработка системных и деятельностных представлений — принципиально важный аспект для ММК с самого начала его существования. Поэтому методологический подход ММК точнее называть системодеятельностным этот момент будет важен при анализе технологической схемы программирования).

Деятельностный подход в целом предполагает состыковку двух выделенных выше планов теоретической работы: логика мыслительной работы должна быть приведена в соответствие с характером анализируемых объектов. Этим определяется и специфика методологических знаний: они являются как бы двухплоскостными и фиксируют знания об объекте одновременно со знаниями о той деятельности и мышлении, в которых они были получены /4/

Деятельностная точка зрения противопоставляется «натуралистической» — как объектной и вещно-ориентированной. В отличие от «натуралистического» подхода, сформированного в рамках естественных наук» деятельностный подход предполагает не только смену объекта исследования (от природных и вещных объектов — к деятельностным), но и одновременно изменение метода исследования,

В методологическом плане деятельностный подход снимает натуралистическую точку зрения, поскольку предполагает стыковку объектных и деятельностных ориентации. Однако, в социо-культурном плане точнее говорить о противопоставлении этих двух подходов. Этот момент становится важным при обсуждении стратегии социо-культурного оформления программирования. Оснащение программирования средствами деятельностного подхода предполагает обсуждение путей освоения этих средств в различных предметно-профессиональных областях. Этот процесс, безусловно, протекает в различных формах — за счет публикаций, постоянного взаимодействия методологов с представителями предметно-профессиональных сфер и т. п. Искусственная организация этого процесса обсуждается сегодня в сфере методологии как организация процесса методологизации и предметно-профессиональных сфер. Некоторые аспекты методологизации затронуты в статье для прояснения позиции ММК в вопросе социо-культурного оформления программирования.

Эти предварительные замечания имеют прямое отношение к содержанию данной статьи, поскольку ряд южных идей, обсуждающихся далее — в частности, вопрос о перспективах оформления проектирования и программирования, о различии функций проекта и программы и т. д. — не могут быть представлены вне использования представлений теории деятельности.

Одновременно мы хотели бы предостеречь читателя от формального сопоставления этих идей с идеями программно-целевого подхода или дизайн-программирования, от сопоставления только на основе использования исходных терминов («проблемы», «задачи», «цель» и т. п.). Такое сопоставление следует, по-видимому, делать специально, через выявление и анализ оснований разработок различного типа. Такая работа, безусловно» необходима, и она, очевидно, предполагает в качестве первого шага понимание имманентной позиции каждого участника разработок в этой области.

В данной работе делается попытка выявить и представить основания разработок ММК в вопросе программирования. Сопоставление с другими разработками проводится лишь фрагментарно и носит, в основном, иллюстративный, а не критический и, тем более, не оценочный характер.

 4. Для ММК линия разработок по теме «Программы и программирование» оказалась тесно связанной с разработками по многим другим темам. Поэтому в статье, в частности, затронуты линии работ по темам •Проблемы и проблематизация», «Комплексирование и комплексная организация НИР», «Методологизация профессиональной мыследеятельности», «Системный подход», Системомыследеятельностный подход». Значительное место уделено работам ММК по формированию сферы проектирования. Для темы «Программы и программирование» эти работы представляют интерес как минимум в двух планах. Во-первых, эти работы позволили после 1969 г. поставить вопрос о различии проектов и программ, о возможности ассимиляции проектным подходом всей проблематики программирования (проектный подход в разработке программ). Во-вторых, в этих работах был накоплен богатый идеологический (концепционный). методологический и организационный опыт формирования новых сфер деятельности, нового подхода. Для современной позиции ММК в области формирования программирования этот опыт имеет принципиальное значение.

 5. Для понимания субъективной позиции автора добавим, что он является участником работ ММК, только начиная с 1979 г. Поэтому представленный в статье материал следует рассматривать как попытку реконструировать историю разработок по программированию на основе, прежде всего, работы понимающего характера (исходный материал дан автору через опубликованные тексты и через коммуникативные взаимодействия с методологами «старшего поколения»). Позиция автора в выборе тематических проблемных акцентов схематизации опыта предыдущих разработок безусловно несет на себе отпечаток «игрового» периода деятельности ММК. Автор благодарен ГЛ. Щедровицкому, Б. В. Сазонову и П. Г. Щедровицкому за консультации и помощь в подготовке этих материалов

Предисловие.

От бытового термина – к понятию.

Опыт  формирования сферы проектирования

 Первые сопоставления программ и проектов

 Схема технологии программирования

 Программы комплексных НИР

 Программирование и методологизация

 Литература

(С. Наумов. Представления о программах и программировании в контексте методологической работы. — Журнал  «Кентавр» №1 –1991)

__________

Для философствующих конфликтологов

 

Конфликтология и конфликты