Яндекс.Метрика

Проектно-аналитические сессии для старшеклассников

Проектно-аналитические сессии для старшеклассников

Основные положения Программы по разрешению конфликтов в школах.

Преамбула.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» значительное место уделено модернизации образования как основе динамичного экономического роста и социального развития общества, как фактору благополучия граждан и безопасности страны.  Так как образование – производная российского общества, которое ищет выход из  системного кризиса,  то    преодоление кризиса   системы образования   – это задача менеджмента образования.  «Кризис» понимается в своем изначальном смысле (лат. crisis из греческого – решение, исход).

Необходимо признать, что  т.н. среднее образование перестало быть прерогативой только  школы – оно распределено между медиа-средой,  семьей, кругом общения, различного рода курсами, сессиями,  репетиторами и частными учителями, самообразованием.  В  школьном пространстве сталкиваются интересы четырех субъектов образовательного процесса: учителей, родителей, администрации и учениками. Вполне естественно возникают конфликты  между:  учеником -учеником,  учителем — администратором, учителем-учителем, родителем – учителем, родителем — учеником.

Конфликты в школе

Признавая, что конфликты пронизывают педагогическую деятельность и являются   закономерными в образовательном процессе, тем не менее, данная закономерность не может оставаться сугубо личным делом каждого участника образовательной деятельности и учебно-воспитательного процесса, а заслуживает тщательного профессионального рассмотрения.

Эффективному решению конфликтных ситуаций    способствует развивающаяся в России новая область междисциплинарного научного знания – конфликтология (педагогическая конфликтология).  В связи с тем, что конфликты и конфликтные ситуации в школе, не могут быть решены  только силами педагогического коллектива в рамках предметных уроков, так как  в школах отсутствуют предметы, раскрывающие прикладные знания в области конфликтов между участниками образовательного процесса, то   школы  вынуждены    привлекать конфликтологов  для  организации занятий по  практической конфликтологии. Курс «Конфликтология для старшеклассников» может быть отнесен к дополнительным образовательным программам в школах.

Ценностью  курса «Конфликтология для старшеклассников»  является   личность как самоорганизующаяся система, которая  формируется на пути преодоления кризисов и  разрешения конфликтов, выстраивая конструктивную коммуникацию с другими и иными,  в целях производства  нового  материального или духовного продукта.  А это означает, что    процесс  самоосознания   самого себя, формирование  новых коммуникации, ответственность за последствия конфликтного взаимодействия,  преодоление самого себя   и самоорганизации – будут в центре внимания курса.

Конфликтология в школе — это  практико-ориентированный курс     для  старшеклассников, в целях минимизации агрессивных форм взаимодействия   и освоения навыков конструктивной коммуникации в конфликтных ситуациях.

Принципы, цели и задачи курса

Курс построен на  принципах деятельностного подхода:  

  • Не только передача знаний о конфликтах,  а освоение и овладение практическими навыками разрешения и управления собой в конфликтах.
  • Не только  описание, но и разработка проекта и предписание норм для минимизации агрессивных и насильственных форм конфликтного взаимодействия.

Формы взаимодействия —  игры, тренинги, дискуссии, визуализация, онлайн – коммуникация    в формате  проектно-аналитических сессий (ПАС).

Цель: минимизации агрессивных и насильственных  форм взаимодействия.

Основная задача: освоить модели конструктивной коммуникации в конфликте.

Длительность: — каждая сессия  по 2 ак. пары = 3 часа. Всего:  10-12 сессий (40 -48 ак. часов).

Темы могут меняться, в зависимости от интереса и затруднений в процессе работы группы.

Темы в школах

Проектно-аналитические сессии проводит группа специалистов Московской школы конфликтологии, состоящая из следующих функциональных позиций:

  • Научный руководитель группы
  • Методолог
  • Игротехник
  • Тренер-психолог
  • Аналитик
  • Исследователь
  • Критик

Количество участников от 15 – 30 старшеклассников.

Время – по субботам.

Для решения целей и задач, каждый участник должен пройти всю технологию ПАС.

Каждая сессия (3 часа) состоит из следующих этапов:

  • Установка – 15 мин.
  • Действие (игра, тренинг, дискуссия …..) –  60 мин.
  • Рефлексия — 60 мин.
  • Методический материал (мини-лекции)  – 30 мин.
  • Вопросы, ответы, задание на следующую сессию – 15 мин