Яндекс.Метрика

Профессия МЕДИАТОР

331768_html_3d669170                     Альтернативное разрешение споров явление новое для российской действительности, которое имеет в иных государствах определённую историю, насчитывающую несколько десятилетий. Возникновение этого института стало результатом поиска путей решения проблемы медленного рассмотрения споров судами и международным коммерческим арбитражем. Основная специфика этого явления – ориентированность не на выяснение правоты одной из сторон спора, а на достижение консенсуса путём переговоров, проводящихся в той или иной форме.
В настоящее время участники гражданского оборота всё больше обращаются к альтернативному разрешению споров, которое выгодно отличается от государственного судопроизводства низкими издержками, возможностью выбора арбитров, оперативностью, конфиденциальностью, упрощённой процедурой.
Особое место среди альтернативных способов разрешения споров занимает посредничество (медиация).
Медиация (от лат. medius – занимающий середину между двумя точками зрения) – это процедура примирения конфликтующих сторон путем их вступления в добровольные переговоры с помощью третьей стороны – посредника (медиатора), оказывающего содействие для урегулирования спора.
В России институт медиации как новый негосударственный институт защиты прав и интересов граждан только начинает формироваться. Правовой базой для его развитияслужит Федеральный закон от 27.07.2010 г. №193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступивший в силу 1 января 2011 года.
Моделей медиации в мире много, главное, чтобы были сохранены все те принципы, на которых основана процедура медиации, а именно: добровольность участия в процедуре, беспристрастность и нейтральность со стороны медиатора, конфиденциальность, прозрачность, принятие и уважениесторон медиатором и сторонами друг друга. Всё остальное: модели, подходы, различия в проведении самой процедуры урегулирования конфликта – могут быть разными.
Процедура медиации существенным образом отличается от традиционных способов разрешения споров. С её помощью стороны конфликта добровольно пытаются найти те точки соприкосновения, которые позволят им найти решение и урегулировать конфликт. Решение об урегулировании разногласий принимают сами стороны,а задача посредника – лишь помочь им найти взаимовыгодное решение.
В развитых странах медиация, а также консультации специалистов данной области, включают в согласование вопросов в любом контексте: бизнес/коммерческих вопросах, трудовых спорах на предприятиях, здравоохранения, разрешения конфликтов в семье, в помощи в бракоразводном процессе и т.д.
Новый вид деятельности привёл к появлению новой специальности – профессионального медиатора. Сегодня во всём мире, в том числе и влюди стали всё чаще прибегать к помощи медиаторов при разрешении различных споров, причём статистика показывает, что в 80% случаев медиатор разрешает спор успешно, а исполняемость решения, вынесенного по спору, в 2 раза выше, чем в суде1.
Медиатор – это независимое физическое лицо, которому участники спора доверили разрешение возникшего между ними конфликта. Именно вера в порядочность и профессионализм человека мгновенно упрощает и удешевляет процедуру разрешения конфликта, трансформирует её из судопроизводства в процедуру медиации. По желанию сторон медиаторов в процессе может быть несколько. Медиаторы могут быть выбраны сторонами, рекомендованы им или назначены в дело организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Согласно Закону о медиации, медиаторы – физические лица могут оказывать свои услуги на платной и бесплатной основе, а соответствующие специализированные организации – только на платной.
Медиатор выступает как нейтральное лицо, однако при этом он руководит ходом процедуры, вникает, изучает проблему спора и содействует принятию решения самими конфликтующими сторонами. Медиатор не судит спорящие стороны. Спектр приёмов и методов процесса медиации ничем не ограничен. Медиация учит жить в конфликте без разрушения отношений, использовать конфликт для развития и извлекать из него пользу.
Медиатор может быть профессиональным и непрофессиональным. Стороны сохраняют за собой полную свободу выбора обращения к профессиональному или непрофессиональному медиатору в том случае, если они решили разрешить свой спор, не обращаясь в суд, и если между ними не существовало договорённости о применении процедуры медиации в случае возникновения разногласий. К непрофессиональным медиаторам можно обращаться, если нет необходимости формализовать достигнутые соглашения. Например, споры в образовательной системе, некоторые споры в трудовом коллективе, соседские споры. Однако в любом случае необходимо, чтобы стороны закрепили свои договорённости в медиативном соглашении. Это поможет сторонам избежать недоразумений в процессе реализации достигнутых договорённостей.
В первую очередь медиаторы занимаются спорами, возникающими из гражданских правоотношений, в том числе в предпринимательской (экономической) сфере, а также конфликтами в областях семейного и трудового права. Уже сегодня медиаторы активно сотрудничают с органами государственной власти, местного самоуправления, судами различных уровней.
В работе медиатора одним из важнейших аспектов является следование кодексу профессиональной этики. 28 апреля 2012 года на заседании президиума Некоммерческого партнёрства «Национальная организация медиаторов» был принят Кодекс медиаторов России. До этого времени российские медиаторы руководствовались Европейским кодексом.
Кроме того, медиация – это процесс, который контролируют сами стороны. Если стороны заподозрили нарушение принципов нейтральности и беспристрастности, либо у них есть причины усомниться в профессионализме медиатора, то их право в любой момент отказаться от участия в процедуре. Для медиатора это потеря доверияне только сторон, но и всего медиативного сообщества.
В большинстве стран существуют сообщества медиаторов, деятельность которых регулируется внутренним актом, вырабатываемым внутри этих сообществ.
Физические лица, осуществляющие деятельность в качестве медиаторов на профессиональной основе, равно как и все организации, оказывающие услуги по проведению процедуры медиации, могут быть членами саморегулируемых организаций (СРО). К таким СРО предъявляются определённые требования. В частности, в организацию должно входить в качестве её членов не менее ста медиаторов, осуществляющих свою деятельность на профессиональной основе, и(или) не менее 20 некоммерческих организаций медиаторов, предоставляющих услуги по проведению процедуры медиации. Целью создания СРО медиаторов служит установление стандартов и правил деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля над соблюдением требований указанных стандартов и правил профессиональными медиаторами или организациями, оказывающими соответствующие услуги. Такие организации уже существуют в России в форме некоммерческих партнёрств.
Новизна и перспективность получения профессии медиатора у многих вызывает интерес, однако существующая неопределённость и недостаток информации об альтернативной процедуре урегулирования споров не позволяют однозначно определиться и сделать выбор в пользу обучения медиации.
Принятие закона о медиации способствовало образованию центров по подготовке профессиональных медиаторов на базе программы подготовки медиаторов, утверждённой Приказом Минобрнауки РФ от 14.02.2011 г. №187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов».
Программа является типовой, так как предусматривает обязательный минимум знаний, необходимых для получения статуса профессионального посредника. Программа состоит из трёх образовательных программ повышения квалификации.
Для работы медиатором на профессиональной основе достаточно пройти обучение по программе «Медиация. Базовый курс». Дальнейшее обучение возможно по желанию слушателя. Но необходимо помнить, что обучиться на следующих уровнях программы «Медиация. Особенности применения медиации» и «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов» возможно только после освоения базового блока. К прохождению модуля «Медиация. Курс подготовки тренеров медиаторов» слушатели допускаются только при успешном завершении первых двух модулей.
Контингент слушателей по программе подготовки медиаторов составляют специалисты с высшим профессиональным образованием.
Лица, не достигшие возраста 25 лет, вправе пройти обучение с получением статуса профессионального посредника, однако право осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе они получают после достижения 25 лет.
Данная программа позволяет освоить новую специальность профессионального медиатора, узнать о преимуществах процедуры медиации и методах её применения, расширить свой профессиональный инструментарий, дополнив его новыми знаниями и навыками в области урегулирования споров, улучшить свои коммуникативные способности и навыки ведения переговоров.
В России, в отличие от западных стран, рынок услуг в сфере медиации находится лишь в стадии формирования, однако появляется возможность получить новую, перспективную профессию. Медиация может стать профессией или незаменимым дополнением к основному виду деятельности. Медиативное восприятие окружающего мира поможет научиться конструктивно вести себя в любой ситуации и повысить интеллектуальные преимущества в социальном пространстве. В любом случае медиативные навыки и умения бесценны для всех, кто сталкивается в своей практике с разрешением конфликтов и эффективным управлением человеческими ресурсами.

 О.М.Дементьев, Е.В.Тихонова.  Альтернативное разрешение споров: краткий аналитический очерк. – Тамбов, Изд–во Першина Р.В., 2010.

 Медиация

Конфликтология и конфликты