С 1998 года Группа Московской школы конфликтологии начала осознавать методологические наработки ОДИ (Г.П.Щедровицкий) и ИНИ (В.С.Дудченко) в развитии конфликтологии.
По окончании учебы каждый участник СШК письменно зафиксировал значимые для него результаты. В данной работе отсутствует возможность изложения всех текстов, поэтому мы исключили эмоционально-психологическое отношение к процессам и участникам СШК, носящие положительный и благодарственный характер.
__________________________
* * *
Новым явилось применение теоретических знаний не в качестве иллюстрации, демонстрации, а как реальные модели конфликтов среди реальных участников. Все это сопровождалось реальными методами разрешения конфликтов. В методах новым для меня явилось не только применение игровых и инновационных методов, но включение в рефлексию каждого участника, а не только руководителя. Что касается лично меня, — я приехал в школу получить «кусочек масла на свой кусочек хлеба». Мне не сказали: ни Да, ни Нет. В конце выяснилось, что мне дали экологически чистый продукт, хорошо прочищающий мозги. В других — приятно было видеть заметные сдвиги в положительную сторону за столь короткий промежуток времени.
* * *
Для себя из СШК я взял: умение «держать удар»; не теряться в самых запутанных ситуациях — думать совместно с тем, кто тебя о чем-то попросил; абсолютных знаний нет, но то, что есть — должно работать «здесь и теперь».
В качестве пожеланий организаторам: в большей степени презентовать преподавательский состав по принципу «всякие нужны, всякие важны».
Самое положительное чувство — от обстановки сокращения дистанции в отношениях между участниками и преподавателями, когда каждый является тем, кто он есть, а не тем, кем его хотят видеть. Очень хочется сохранить деловые контакты, как со СШК в целом, так и со всеми слушателями первого набора. СШК состоялось! Всерьез и надолго!
* * *
Знакомство с практическим аспектом конфликтологии было для меня очень полезно и поучительно. Я научилась на практике проводить диагностику ситуации на микроуровне, познакомилась с методами группообразования, ознакомилась с функцией организатора и вынесла определенные уроки, которые в дальнейшим пригодятся в жизни. Для меня работа в СШК не закончилась, на данный момент она только начинается, так как я теперь на личном опыте и в жизни буду учиться применять свои знания, но уже под другим углом зрения, нежели раньше.
* * *
Новым для меня стало: участие в тренингах, рефлексии, позициях, расширение границ понимания конфликтологии, как науки (конфликтность — их многоуровневость, масштабность, сложность), методы работы с конфликтами и участниками, собственные возможности на функциональном и личностном уровнях, уровень этики общения среди профессионалов, культура дискуссии и спора, различные подходы, взгляды, методы и вопросы конфликтологии.
Что могу применять в своей работе? Это: умение рефлексировать свою трудовую деятельность, личные реакции, поведение; понимание того, что конфликтов не надо бояться, идти к ним и работать, как специалист; методику В.С. Дудченко к решению разных проблем; для дальнейшей учебы — знаю, что теперь нужно повышение знаний и в практической деятельности; для семьи — анализировать и рефлексировать свою жизнь и жизнь семьи с учетом полученных знаний; для себя — работа над собой, комплексами, расширение психологических границ восприятия на функции.
Что не понравилось? На мой взгляд, что в первой половине срока учебы — скрытая тактика, что создавало напряжение, несогласованность деятельности организатора и преподавателей. Предлагаю: при проведении следующих СШК — преподавателям соблюдать субординацию, уважать организатора, а не мешать ему. Это вызывает некоторое непонимание и раздражение.
Все описать сложно, осмыслить — нужно время.
* * *
В работе СШК для меня принципиально новым явилась технология функционирования самой школы: сочетание инновационной методологии и конфликтологического подхода в практике обучения. Это позволило за короткий период времени актуализировать теоретические знания в практической ситуации. Многие элементы традиционного обучения в СШК подвергались пересмотру и обновлению. Поскольку мне приходится преподавать в ВУЗе, я хотел бы применить полученный опыт в чтении спецкурса. Наибольший интерес вызывала возможность отработать все этапы и навыки консультирования в конфликтных ситуациях. В дальнейшей работе, на мой взгляд, организаторам следует разнообразить и усилить экспертный пласт обучения.
* * *
Сначала — на что я рассчитывала. Конечно, никогда в жизни я еще не участвовала в подобных играх, — ведь это была именно игра. Следовательно, я теперь получила методику проведения подобной игры, причем во всей ее красоте. Теперь, естественно, встала задача — действовать по этому методу. Для этого нужно поле деятельности и много времени. Желание есть, метод нравится. Хотелось решить и свои «шкурные» интересы, — я так запуталась в собственной жизни, что необходимо разобраться. Ну, это еще с горем пополам раньше умела. Проблема для меня — принимать обоснованно правильные решения, которые (что главное) нравились бы мне самой. В свете этого я получила много материала для дальнейшей работы. Предполагаю, что по организации СШК будут настаивать на четкости работы. Но лично я сама ненавижу четкость в работе. Поэтому, ситуация неопределенности — удовольствие для меня; в плане теоретическом — если бы существовала дифференциация слушателей СШК, то, возможно, организатору пришлось бы менять темы последующих дней.
* * *
Мне удалось повысить квалификацию управленца за счет организации в рамках школы проектной деятельности. Освоил технологию В.С. Дудченко группового решения проблем. Почувствовал возможность для себя консультировать консультантов по управлению.
* * *
Я получила новый опыт работы и общения с незаурядными людьми. Наряду с этим получила практические навыки и прилив энергии, материал для дальнейшей переработки, осмысления и оформления мыслей. Инсайт! В плане критики: не выдержан жанр. Семинар не научный, но требуются научные знания. Сильное давление организатора. Многое, что могло бы прозвучать, не прозвучало в силу нехватки времени. Не представляю, как механизм рефлексии будет «работать» в аудитории на 50 и более человек.
* * *
Академическая методика, используемая в институте, не сравнима по продуктивности с деятельностью СШК. Там студент, главным образом, ощущает нехватку практического опыта. Я поняла, насколько важно научиться принимать конфликты и работать с ними, а не уходить от их разрешения. Помимо навыков рационального выхода из конфликтных ситуаций большое значение для меня имела работа над собой. Я получила массу практических навыков общения с людьми, организаторской и групповой работы. Меня привлекла тема группообразования, в дальнейшем собираюсь соотнести наблюдавшиеся процессы с теоретическими работами. В СШК удалось решить свои персональные психологические проблемы. Я поняла, насколько важно для обыденной жизни и для профессиональной деятельности прислушиваться к собственным реакциям на ситуации и объяснять рефлексивно их происхождение. Будучи студенткой, хотела бы дальше работать в данной сфере. Было бы очень хорошо, если бы обучение в СШК стало доступно хотя бы некоторой части студентов.
* * *
Получил новое понимание работы методолога, а также механизма общения. Расширил диапазон своих действий. Узнал и понял позицию педагогической поддержки в учебном процессе, а также механизм коллективообразования.
* * *
Новое для меня — это сочетание инновационного и традиционного в процессе обучения. Спонтанные тренинги и методы взаимодействия в конфликте. Могу использовать эти знания в своей собственной семье. Хотелось бы проработать темы, связанные с религиозными конфликтами.
* * *
За время обучения настроение менялось стремительно. Первоначально — недоверие, сомнение и непонимание. Затем появилась заинтересованность, которая сменялась апатией и усталостью. Самыми интересными и решающими стали последние четыре дня. Многое из того, что узнала, было новым, многое систематизировалось и объясняло уже имеющиеся знания. Самое интересное — люди, которые присутствовали здесь: уникальные, своеобразные и интересные.
Плохо был организован рекламный и организационный этапы. Сначала не могла понять методику, теперь просто не воспринимаю лекции в академическом режиме. В них нет темпа и жизни. Будет сложно, когда вернусь, ибо данный тип существования требует постоянной «подпитки», а у себя в городе этого не получу. Четко прояснила причины собственных конфликтов на работе и в семье. Видимо, пора разводиться. Лекции С.А. Эфирова в начале работы СШК смотрелись бы удачнее. Поняла, что могу быть руководителем и даже очень неплохим. Поняла, что личная теоретическая база требует доработки. Надеюсь на совместную деятельность. Конфликт умер! Да здравствует конфликт!
* * *
В СШК я увидел новые методы преподавания конфликтологии, через проявление реальных конфликтных ситуаций. Участники СШК не моделировали конфликты, не играли в них, а «жили» в разных конфликтах. Теория вводилась в процесс обучения лишь тогда, когда участники как бы «созревали» для ее восприятия. Все это позволяло выйти на новый уровень понимания и теории и практики. Сам инновационный метод обучения конфликтологии для меня был во многом новым.
Как преподаватель курса «социология конфликта», я приобрел солидный багаж форм и методов обучения конфликтологии, который, безусловно, будет полезен в моей преподавательской деятельности. Кроме этого, я приобрел определенные навыки в решении конфликтных ситуаций как консультант, что также может мне пригодиться в дальнейшей и теоретической и практической деятельности. В СШК были определенные организационные недостатки, но они не повлияли на ход учебного процесса в целом. Мои большие ожидания оправдались, и я очень рад, что смог участвовать в работе СШК. Я открыл в себе и в других много и положительных и отрицательных качеств, с которыми надо работать. «Выявление» слабых мест в себе дает огромный простор для самосовершенствования.
* * *
До СШК работала как аналитик. Метод рефлексии открыл новое понимание и направление в познании, заставил не только проанализировать поступки, реакции свои и чужие, но и выявить более глубокие мотивы, определить границы и выстраивать их в систему взаимодействий. Золотые правила — не искать «виновных» и «не давать советы» — помогут корректировать взаимоотношения с людьми. Для себя открыла, что баланс системы «интерес — долг» следует искать в поле расстановки приоритетов и самоопределения. Работа в СШК заставила по новому взглянуть на практику конфликта. Объединение творческих основ и практических знаний, надеюсь, позволит работать профессионально с конфликтами. То, что не понравилось в начале работы СШК, в процессе работы превратилось в достоинство обучения. Диапазон общения при сохранении внутренней целостности расцениваю как одно из достоинств методики обучения СШК. Пожелание: привлекать специалистов различных областей знаний (юристов, политологов, педагогов, психологов, философов и т.д.).
* * *
Нигде и никогда прежде не приходилось так много размышлять (рефлексировать). Это главное! В работе СШК выделяю следующие этапы:
Ситуация неопределенности. Вопросы: зачем я сюда приехала? Чего от меня хотят? Почему ничего не происходит? Кому нужны цели и задачи, которые стараемся ставить в группах? На вопросы ответов не было. Нарастало напряжение, раздраженность. Размышлять не получалось, впрочем, не очень-то и хотелось по привычке. Надеялась, что это за нас будут делать преподаватели. Но чудес не происходило.
На втором этапе — первая попытка освоения позиции организатора процесса. Ответственность за все, что говорю и делаю. Происходит осознание происходящего. Опыт размышления над реальной конфликтной ситуацией. Мысленный поиск места и времени приложения знаний, полученных в школе.
Этап эффективен в том плане, что информацию получаешь переработанную собственным мышлением (осознание), она как бы «живая», это не мертвый груз знаний. С переработанной информацией продолжаешь работать с СШК и ощущаешь ее «жизнь». Это кайф!
До приезда в школу, я три года самоопределялась (как практический психолог) в какой области мне совершенствоваться. Похоже на то, что в конфликтологию влюбилась по уши. Это заслуга организатора, — умеет покорить, заинтересовать и бросить как «котят в воду» по принципу «выживает сильнейший». Буду надеяться на дальнейшую работу.
На будущее хотелось бы пожелать организаторам СШК согласованности действий группы преподавателей. Не затягивать ситуацию неопределенности. Больше времени оставлять на «разогрев» слушателей, чтобы «пары спускались» на первоначальном этапе работы. Думаю, что интереснее работать с конфликтами по содержанию, чем эмоционально-психологическими. Самое главное приобретение — начало формирования и развития рефлексивного типа мышления.
Рефлексия участников третьей школы конфликтологии.
Студенты и магистранты разных вузов о курсе «Организационный конфликтменеджмент»
Отзывы участников семинара на тему «Конструктивные модели коммуникации в конфликтных ситуациях»
_________
О Московской школе конфликтологии
Профессионально-этический Кодекс конфликтолога
Выполненные Проекты
Эксперты, консультанты, конфликтологи МШК
Представители МШК в регионах России
Представители МШК в СНГ и странах Европы
Благотворительность
Наши партнеры