Яндекс.Метрика

РОЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ

РОЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ

 

 М. В. Филина,

заместитель председателя Московской конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей)

РОЛЬ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ

Роль объединений работодателей в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, в том числе в профилактике и урегулировании коллективных трудовых споров, определена законом Российской Федерации «Об объединениях работодателей» и иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в рамках системы социального партнерства. Она заключается прежде всего в эффективной работе в рамках трехсторонних комиссий, ведении переговоров по заключению трехсторонних соглашений и их реализации.

Если обратить внимание на первые трехсторонние соглашения, которые заключались начиная с 1992 года, то они в основном регулировали договоренности сторон в сфере оплаты труда, занятости, безопасных условий труда. Сегодня как в Генеральном соглашении, так и в региональных соглашениях, в том числе в Московском трехстороннем соглашении содержится комплекс мероприятий в области экономической политики, который предусматривает совместные обязательства по развитию промышленных территорий; обновлению производств; поддержке малого бизнеса; сокращению административных барьеров; подготовке кадров и другие мероприятия, от выполнения которых во многом зависит социальный мир в трудовых коллективах и профилактика коллективных трудовых споров.

Еще одной мерой по профилактике коллективных трудовых споров является договоренность сторон об установлении минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума, прогнозируемого на определенный период, и контроль за выполнением соглашения о минимальной заработной плате.

Создание условий для эффективного функционирования в Москве системы социального партнерства — одна из главных задач объединения работодателей. При постоянном взаимодействии с правительством Москвы и московскими профсоюзами Московская конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее — МКПП(р)) инициирует, поддерживает и реализует задачи по повышению качества и доступности образования, развитию системы подготовки кадров и трудоустройства на московские предприятия выпускников колледжей и вузов, стимулированию инновационной деятельности промышленных предприятий и повышению конкурентоспособности их продукции, развитию предприятий малого бизнеса, в том числе в научно-производственной сфере, участию московских производителей товаров и услуг в формировании и реализации государственного заказа Москвы. При этом одной из главных задач объединений работодателей является не только содействие развитию предпринимательства, но и стимулирование социальной ответственности предпринимательства, улучшение условий труда на предприятиях, соблюдение работодателями этических принципов ведения дела.

Один из конкретных примеров участия объединений работодателей в предотвращении социальных конфликтов в организациях Москвы — разработка совместно с правительством Москвы и московскими профсоюзами мер, направленных на недопущение конфликтов в организациях в период экономического кризиса 2008 года.

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее — РТК) с целью согласования комплекса антикризисных мер, способствующих сохранению эффективных рабочих мест, снижению социальной напряженности в коллективах, обеспечению содействия занятости и сдерживанию массового высвобождения работников были разработаны и приняты рекомендации по работе в условиях экономического кризиса.

В период, когда в Москве под угрозой закрытия оказались сотни предприятий, как крупных научных и промышленных, так и малого бизнеса, с учетом рекомендаций РТК стороны социального партнерства Москвы разработали региональные меры по смягчению последствий кризиса и их влияния на экономику города. Была создана городская антикризисная комиссия по финансовому мониторингу состояния экономики, промышленности, строительства и малого бизнеса; каждой стороной проводился мониторинг текущего состояния дел на предприятиях для оказания адресной помощи в случае обострения ситуации; был сохранен объем финансирования мероприятий городских целевых программ, как социальных, так и экономических; для субъектов малого предпринимательства определено регулирование ставок арендной платы (включая установление льготных ставок) за переданные в аренду объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне Москвы и др.

Таким образом, мы имеем положительный опыт участия сторон социального партнерства в разработке и реализации мер, которые в сложный период позволили стабилизировать экономическую ситуацию в организациях и снизить последствия от финансово-экономического кризиса.

Еще одной важной задачей по вовлечению в систему социального партнерства большего количества работодателей и развития коллективно-договорной кампании в организациях Москвы МКПП(р) видит развитие отраслевой системы социального партнерства.

В соответствии со ст. 14 закона «О социальном партнерстве в городе Москве» представителями стороны работодателей в отраслевых (межотраслевых) соглашениях являются соответствующие отраслевые объединения работодателей.

В соответствии с этим МКПП(р) проводит комплекс мероприятий по созданию отраслевых региональных объединений работодателей в отраслях (видах экономической деятельности) промышленности и науки Москвы и заключению соответствующих соглашений.

1. Соглашение по пищевой и перерабатывающей промышленности.

Среднесписочная численность работников данной отрасли составила 59 942 человека, или 16,5 % от численности работников в обрабатывающих производствах в целом. По численности работников данная отрасль на протяжении многих лет занимает 1-е место среди обрабатывающих производств.

В производстве пищевых продуктов, включая напитки (класс 15 ОКВЭД), численность работников составила 58 990 человек, или 98,4 % от численности всех видов деятельности, включенных в подраздел DA.

2. Соглашение по легкой и деревообрабатывающей промышленности.

Сфера его распространения — организации текстильного и швейного производства, производства кожи, изделий из кожи и производства обуви, обработки древесины и производства изделий из дерева, целлюлозно-бумажного производства; издательской и полиграфической деятельности.

Данная отрасль включает 72 042 работающих, или 19,8 % работников обрабатывающих производств.

3. Соглашение по тяжелой промышленности.

Сфера распространения — организации по производству машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов), металлургического производства и производства готовых металлических изделий, производства транспортных средств и оборудования.

Данная отрасль включает 94 957 работников, или 26,1 % работников обрабатывающих производств.

4. Соглашение по организациям связи, телекоммуникациям, электрооборудования.

Сфера распространения — организации по производству и эксплуатации электрооборудования, электронного и оптического оборудования, средств телекоммуникации и связи.

Эти организации включают 56 491 работника, или 15,5% работающих в обрабатывающих производствах.

5. Соглашение по организациям химической и нефтехимической промышленности.

Сфера распространения — организации по производству кокса и нефтепродуктов, химического производства, производства резиновых и пластмассовых изделий, производства прочих неметаллических минеральных продуктов.

Эти организации включают 59 441 работника, или 16,4 % работающих в обрабатывающих производствах.

Данные соглашения охватывают порядка 300 тыс. работников 85 тыс. организаций, что составит около 90 % от работающих в обрабатывающих производствах, или 8 % от численности работников по экономике города в целом.

Заключение отраслевых соглашений позволит реализовывать конкретные обязательства с учетом специфики той или иной отрасли и создавать основу для формирования коллективных договоров в организациях города.

С целью повышения эффективности роли объединений работодателей в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений сегодня на государственном уровне необходима разработка организационных и экономических мер стимулирования, в том числе со стороны государства, членства в объединениях работодателей и законодательное признание их деятельности социально ориентированной. Решение этих вопросов будет способствовать развитию объединений работодателей как конгломерата для организаций различных видов экономической деятельности и опоры для государства.

Учитывая изложенное, необходимо отметить, что сегодня при активном участии объединений работодателей проводится большая, кропотливая работа, направленная на обеспечение социальной стабильности и рост экономических показателей. 

__________

Доклады участников международной научно-практической конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации: выявление, урегулирование, предотвращение».

Конфликтология и конфликты