Русская культура и цивилизация в обмене и конкуренции с западным миром — современная ситуация и её исторические предпосылки
Когда рассуждают о том, что Россия младше Запада, то полностью игнорируют процессы рецепции и культурного переноса, в результате которых и рождаются новые культурные миры, а также и несущие их цивилизации. Запад, как и Россия, родился не «из древности», а в результате культурной и цивилизационной рецепции. И не только от мёртвого уже Древнего Рима, но и от иудейства, от мира арабского, египетского и даже индийского. Важно, что этот процесс совершенно аналогичен рецепции веры, культуры и цивилизационных установлений Руси от Византии, а имперской государственности Руси — от империи Чингисхана. Важно, что Запад оформился никак не раньше того момента, когда католическая церковь полностью проявила свои интеграционные сверхпретензии на сверхвласть и сверхобщество, а западные государства начали искать способы освоить по праву контроля над любой властью религиозный инструмент власти. И началась тотальная война. Нет смысла спорить о точной дате (её и не может быть, когда мы имеем дело с полигенезом, т.е. не с одним, а с несколькими началами), но рубеж указанных явлений существует — война гвельфов и гибеллинов, сторонников папства против сторонников императора (Священной Римской империи). Это напряжённое противостояние характеризует молодой Запад. Заметим, что это также время флорентийской олигархии, с которой начинается социальная инженерия, а в рефлексии происходящего — время Данте, флорентийского изгнанника. На этом же рубеже начинается университетская рецепция права Древнего Рима как основы будущей унификации западных государств.
В это же время главным нервом русского культурного и цивилизационного пространства является вопрос выживания в условиях монгольского нашествия. Степень раздробленности западных государств и русских (таковыми следует считать те же города) и там и там приблизительно одинакова. Однако на русскую землю пришла власть континентальной империи с Востока, был принесён универсальный закон большого пространства, Яса Чингисхана. Братская — в прямом смысле, между князьями-братьями — резня и междоусобица (смешно, вспоминая об этом, слушать причитания о якобы немыслимости «братской вражды» в контексте украинских событий) были абсолютно неконкурентоспособны по отношению к такому имперскому государству. Русские были внешним образом поставлены перед необходимостью создать нечто подобное. Русская православная церковь (РПЦ) ни в коей мере ни на какую власть не претендует — на то она и православная, она не стремится к прозелитизму, но она может помочь и князьям, и народу обрести веру в то, что они справятся с вызовом. Что и происходит. Иногда РПЦ берёт на себя даже действия, продиктованные политическими событиями, но не как организация и институт, а в лице конкретных вдохновителей (Сергей Радонежский — Куликовская битва, Ермоген — изгнание поляков из Москвы в 1612-м…) В результате у русских образуется основа империи (Иван Грозный), тогда, когда у западных партнёров начинается Реформация, то есть антикатолическая революция. Бредовые идеи неолиберальной пропаганды, что к РПЦ надо применить «русскую Реформацию», не имеют под собой ни малейшего основания: в отличие от папской ереси РПЦ никогда не претендовала на мирскую власть и никогда к ней не стремилась, такого греха за ней нет. Не было никогда русской теократии, а западная была, и ещё какая. И потому была и инквизиция — на Западе. И хотя Пётр Великий впоследствии подчинил руководство РПЦ государству, но в её дела, и тем более догматику, русское государство никогда не вмешивалось, что и нашло своё выражение в принципе церковно-государственной симфонии.
Самостоятельно утвердившись, русское государство и русский культурный мир развивались в процессе обмена и взаимных рецепций с миром западной культуры и цивилизации.
1. Философская рефлексия кризиса западноевропейской цивилизации и её отношение к текущему моменту
2. Маркс как революционер: учреждение и обоснование инстанции социальной инженерии, альтернатива которой — самоопределение и персонализм
3. Кризис науки как главный элемент западноевропейского кризиса: идеология натурализма и неограниченное распространение субъективизма
4. Западный кризис в анализе западных постмарксистов: М. Хайдеггер, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Г. Гессе
5. Русская культура и цивилизация в обмене и конкуренции с западным миром — современная ситуация и её исторические предпосылки
6. Русская рецепция западной культуры и цивилизационных устоев
7. Русский социальный проект, русская трагедия, русский постмарксизм, русская философия
8. Судьба России
__________