Яндекс.Метрика

Специальные техники.

Специальные техники.

Специальные техники.

При проведении ИНИ, как и ряда других форм работы, генетически связанных с оргдеятельностными играми, используется ряд особых техник, к числу которых можно отнести: распредмечивание, проблематизацию, целеполагание, самоопределение, рефлексию, схематизацию и позиционный анализ.

Распредмечивание — отказ от жесткого предметно-профессионального взгляда на действительность. В своих крайних проявлениях такой взгляд называется психологами «профессиональным кретинизмом», он не позволяет человеку целостно воспринимать реальность, адекватно оценивать ситуацию и правильно понимать других людей. Наиболее его распространенные формы: технократизм — рассмотрение людей и организаций как «винтиков», деталей некоего механизма; экономизм — абсолютизация экономических интересов в ущерб социальным; дирижизм или бюрократический утопизм — преувеличенное представление о возможностях административно-командных методов недооценка возможностей самоуправления; сциентизм — абсолютизация роли науки и исследовательского подхода в управлении, в сфере культуры (за образец берутся естественные науки и математика). Распредмечивание достигается путем организации столкновения собственных позиций игроков (в продуктивном конфликте) и обсуждения проблем с «чужих» позиций.

Проблематизация — выявление реальных затруднений в деятельности, причем не внешних, а внутренних препятствий, проистекающих, например, из неорганизованности поведения, мышления, дел. Эти затруднения фиксируются так, чтобы стало возможным их осознание и работа с ними. Основное средство проблематизации — поиск оснований, глубинных причин, лежащих в основе затруднений.

Целеполагание — определение главных целей, за реализацию которых берут на себя ответственность участники игры. Несмотря на кажущуюся простоту постановка целей вызывает значительные затруднения. Во-первых, цели иногда противостоят стереотипам и нормам, через которые человек смотрит на свою работу и которые могут подменить его цели. Во-вторых, выбор главной цели не всегда конкретизирован.

Самоопределение — фиксация собственной позиции в общем пространстве игры. Строится на основе индивидуальных целей, их соотношения с целями и позициями других участников. Консультант помогает выделить элементы самоопределения и «собрать их в систему».

Рефлексия — одно из основных методологических средств, основанное на осмыслении процесса, способов и результатов деятельности отдельного человека и группы. Человек имеет возможность взглянуть на происходящее как бы со стороны и «увидеть» себя, свое сознание, свое мышление, и действия других людей. Это расширяет диапазон осознаваемых элементов деятельности, способствует пониманию причин затруднений. Рефлексия — механизм саморазвития человека, закрепляющий удачные элементы деятельности и отстраняющий неудачные.

Схематизация — в ИНИ ей также как и рефлексии придается принципиальное значение. Применяется как вспомогательный и как основой (самостоятельный) способ развития мышления. Метод строится на посылке, что зрительные образы мыслительных или реальных процессов, представленные наглядно легче поддаются рассмотрению (анализу и синтезу), особенно, если в работе участвуют несколько человек.

Позиционный анализ («позиция» — одно из ключевых в методологии деятельности). Определяется как место в структуре деятельности, предписывающее определенный способ видения (восприятия) реальности и определенные способы действий.

Содержание

Начало

  1. Цели и результаты ИНИ
  2. Генезис метода
  3. Определение метода
  4. Принципы организации
  5. Специальные техники.
  6. Алгоритм ИНИ

Примечания

1.Лапин Н.И., Садовский В.Н. Советско-американские научные связи по методологии, теории и практике системных исследований // Вопросы философии, 1985, N 11, с. 82-91.

2.Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.

3.Программа инновационной игры./ В.С.Дудченко и др. — Ярославль: ЯФ ИПК Нефтехим, 1987.

4.Дудченко В.С. Методология исследования и преобразования социальных систем. Инновационный подход. Автореф. дис… докт. социологических наук, М., 1994

5. Дудченко В.С. Инновационные игры. Практика, методология, теория. — Таллинн: Валгус, 1989. с. 25.

_______________

ИННОВАЦИОННАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ДУДЧЕНКО В.С. 

Конфликтология и конфликты