За моими рассуждениями отчетливо стоит модель местного (neighbourhood) суда. Но это суд с определенными свойствами, только их я и буду обсуждать ниже.
Первое и самое главное — это структура, ориентированная на жертву, хотя и не на первой своей стадии. Первая стадия будет традиционной, на этой стадии будет определяться, действительно ли был нарушен закон и этот ли человек его нарушил.
Далее идет вторая стадия, которая в этих судах будет иметь особую важность. Это стадия, на которой будет рассматриваться положение жертвы. Здесь каждая деталь случившегося, имеющая законное отношение к делу или нет, привлечет внимание суда. Особую важность здесь получит подробное рассмотрение того, что может быть сделано для жертвы, прежде всего преступником, во вторую очередь местным сообществом и в третью государством. Может ли ущерб быть компенсирован, окно вставлено, замок заменен, стена покрашена, потеря времени из-за того, что машина была украдена, возмещена работой в саду или мытьем машины 10 воскресений подряд? А может быть, когда дискуссия начнется, ущерб уже не будет таким, каким он выглядел в документах, предназначенных для того, чтобы произвести впечатление на страховые компании? Могут ли действия правонарушителя в течение нескольких дней, месяцев, лет хоть немного облегчить физические страдания? И помимо этого, все ли ресурсы исчерпало местное сообщество для оказания помощи? Действительно ли местная больница не может ничего сделать? Как насчет помощи дворника дважды в день, если правонарушитель возьмет на себя уборку нижнего этажа по субботам? Ни одна из этих идей не является новой или не опробованной, особенно в Англии. Но нам нужна структура для их систематического применения.
Только по окончании этой стадии, на которую могут уйти часы, а может быть дни, только тогда настанет время для окончательного решения о наказании. Наказание тогда станет страданием, которое судья сочтет необходимым причинить помимо тех ненамеренных конструктивных страданий, через которые пройдет правонарушитель, выполняя восстановительную работу лицом к лицу с жертвой. Может быть, ничего не могло быть или не будет сделано. Но люди, живущие по соседству, не должны мириться с тем, что ничего не сделано. Местные суды, идущие вразрез с местными ценностями, это не местные суды. В этом-то и беда с точки зрения либеральных реформаторов.
Следует добавить и четвертую стадию. Это стадия оказания услуг правонарушителю. Его общее социальное и личное положение теперь известно суду. Обсуждение возможностей восстановления жертвы нельзя вести, не предоставляя в то же самое время информации о положении правонарушителя. Это может показать необходимость социальных, образовательных, медицинских или религиозных мер не для предотвращения преступлений в будущем, но потому что нужды должны быть удовлетворены. Суды становятся общественными аренами, а потребности видимыми. Но важно, чтобы эта стадия шла после вынесения наказания. В противном случае опять возникает целый набор так называемых «специальных мер» — обязательных программ — часто лишь эвфемизм для неопределенного наказания. С этими четырьмя стадиями такие суды могли бы представлять собой смесь элементов гражданского и уголовного судов, но с сильным перевесом в сторону гражданского.
Продолжение:
Суд, ориентированный на жертву
Суд, ориентированный на непрофессионалов
________________
Конфликтология и конфликты