Яндекс.Метрика

Тьюторская компетентность педагога

Тьюторская компетентность педагога

«Возможности тьюторского сопровождения в основной школе» (размышления из опыта работы)

ВылегжанинаВылегжанина Инна Александровна ,учитель истории и обществознания 1 кв. категории, заместитель директора по УВР,  МАОУ СОШ № 4 г.Чайковский

 Становление тьюторского сопровождения в школе, и, особенно, в школе 2-ой ступени – дело очень живое, новое, и, пожалуй, немногие могут сказать наверняка: «Я знаю, как это делается. Знаю, где в школе есть или будут «места», в которых тьюторское сопровождение станет необходимым. Знаю, кто (в какое время, с каким функционалом и т.п.) будет заниматься тьюторским сопровождением, знаю, как именно оно будет происходить, как будет фиксироваться прирост тьюторанта и др.». Сегодня — это место наших педагогических и управленческих проб, сомнений и находок. Ценностные основания тьюторства принимаются душой и сердцем, теоретические основания тьюторской деятельности «уложились» в сознании, казалось бы, пора переходить к практике. Но на практике оказывается все не так просто, и каждая школа и управленческая команда, принимающая идеи индивидуализации, идя своим путем, возможно, совершая свою «первую тысячу ошибок», нарабатывает уникальный опыт в организации тьюторского сопровождения ребят, педагогов, родителей.

Наблюдая за процессом подготовки к введению Федеральных стандартов пару лет назад для меня, как для заместителя директора было очевидно, что возможность обучения по индивидуальным учебным планам уже в основной школе стандартом предусмотрена. Сопровождению, в том числе и тьюторскому место есть, а потому тьютор или педагог с тьюторской позицией в школе ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть. Значит, и учителей своих я должна обучить, объяснить, что принятие тьюторской позиции необходимо, ну, а если они не понимают значимость, мотивировать к активной деятельности в данном направлении. Но это убеждение было продиктовано скорее внешними рамками, необходимостью быть, что называется, «в струе». В меньшей степени имело место осознание сути тьюторского сопровождения и приложения его к школьной действительности.

И только прожив свою собственную практику внутри школы (второй год мы реализуем проект «Организация пространства образовательного выбора пятиклассников»), можно говорить, что у педагогов формируется позиция, принятая, осознанная, которую готовы отстаивать. Позиция по поводу возможностей тьюторского сопровождения в школе второй ступени.

Тьютор появляется там, где есть место выбору. Эта фраза стала аксиомой.

Шаг 1. Придумать и обеспечить организационно. Как администратор и как тьютор, я должна была создать такое образовательное пространство, где есть место выбору, и дети поставлены в ситуацию, когда выбирать нужно, необходимо. Объективную необходимость выбора диктуют внешние обстоятельства на этапе окончания школы, субъективную — искусственно созданные обстоятельства, при которых выбирать и принимать решения ребенку вроде бы и не жизненно необходимо (как в первом случае), но очень хочется. В наших организационно – педагогических условиях это не урочное, не кружковое и не факультативное пространства, которые не интригуют, где выстроена знакомая ребенку деятельность. Так в нашей школе появились лаборатории.

(Лабораторияоборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований (химических, физических, технических, механических, физиологических, психологических и т.д.).

Для меня четко видна разница между открытостью и вариативностью образовательного пространства. Вариативность выбора представляем мы сами, как организаторы и управленцы, исходя из возможностей нашего образовательного учреждения. Не так все просто с открытостью. Ведь если ребенок говорит: «Мне не подходит все, что вы предлагаете, я хотел бы заниматься тем-то и тем»,- мы, в свою очередь, должны создать ему условия для реализации его интереса. Понимая собственные организационные ограничения, мы пока не можем создать отдельную лабораторию под индивидуальное желание и интерес и работаем именно с вариативностью.

Лабораторные занятия сначала мы вели за счет предмета «природоведение», понимая, что содержание лабораторных занятий достаточно близко содержанию указанного курса. Теперь, в связи с тем, что в пятом классе природоведение заменено географией и биологией (а в этих предметных областях, к сожалению, лабораторий у нас нет), выделены часы из вариативной части учебного плана. Появилась команда, пока это только учителя школы – руководители лабораторий, перевоплощающиеся в глазах детей в ученых (особенно это относится к тем учителям – предметникам, с которыми пятиклашки вообще пока не знакомы). Всего лабораторий 9: «Смешарики», «38 попугаев», «Манграт», «Перфоманс», «Тайны черной комнаты», «Зингеры», «Гальваник», «Тайны Клио», «Узелок — sms». Составлено расписание: пятый урок в среду называется у всех пятых классов одинаково: «лаборатория». Для нас было принципиально, чтобы занятия шли в середине рабочей недели (ведь лаборатория – не кружок, куда можно ходить или не ходить в зависимости от настроения, это место где я – пятиклассник – веду научное исследование!) Верхняя временная граница занятия не обозначена. Оно может идти 45 минут, а может быть и короче, и длиннее, в зависимости от тех задач, которые ребенок решает сегодня.

Возможные проблемы 1 шага.

-изыскать средства на оплату педагогам;

-составить расписание, удобное педагогам, так как руководителями лабораторий выступают 7-8 человек;

-если руководителями лабораторий выступают не только педагоги школы, а, например, еще и педагоги учреждений дополнительного образования, за счет чего вариативность увеличивается – «это уже совсем другая история» с точки зрения выполнения всех требований к организации образовательного процесса, согласовательных процессов и т.д.и.т.п. 

Шаг 2. Что будет «внутри» лаборатории? Долго думали над содержанием деятельности лабораторий, чем же они принципиально должны отличаться от всех прочих образований – кружков, секций, мастерских и пр.? Одним из первых вариантов было решение в лаборатории межпредметной проектной задачи, содержание которой находилось бы на «стыке наук». «Заход» не получился. Педагоги школы в достаточной степени не владеют технологиями постановки и решения учебной задачи, проектной задачи.

Для того, чтобы применять это в своей практике, нужно быть «педагогом развивающего обучения», нужно погрузиться в эту культуру, поверхностное изучение технологии, за короткий период времени, не даст желаемого результата. Решили «искать» от содержания термина. Лаборатория — это и оборудованное место (кабинет), и место, в котором у ребенка происходит лабораторная проба (мини-исследование, мини-проект) в выбранной предметной области.

Для ребенка это вроде бы и урок (есть в расписании), вроде бы и не урок (потому что называется «Лаборатория», названия смешные, непривычные).

Для организаторов: 1) это образовательное пространство, отличное от классно-урочной системы; 2) место, где ребенок получает образование в соответствии с собственным выбором (выбирает интересующую его науку, знакомиться с методами научного исследования в конкретной науке, совершает «пробу» в исследовании интересующего его вопроса); 3) возможность сделать обучение личностно важным, значимым, интересным; 4) формирование культуры выбора, а именно умения отказаться от чего-либо в пользу выбираемого, умение расставить приоритеты, довести начатое дело до конца.

Пятиклассники сентября 2012 года, уже научились азам проектирования и исследования в начальной школе. Кроме того, в пятом классе, ребята, как правило, еще хотят учиться, познавать, открывать новое. И верят, что учиться в новой школе (а школа второй ступени для них именно такая) будет очень интересно. Нам важно было сохранить и развить этот потенциал. Опираясь на необходимость решения задач раннего подросткового возраста, а именно

-развития самосознания (в том числе способности к самоанализу и извлечению опыта из событий реальности);

-формирование личностной устойчивости (способности к преодолению трудностей, переживанию ошибок и неудач);

-волевая регуляция поведения (умение выбирать и принимать ответственность за свой выбор, действовать активно, последовательно и свободно);

-формирование способности к конструктивному взаимодействию с другими людьми. (Через интерес к познанию и пониманию другого; умение устанавливать партнерские и дружеские отношения; обращаться за помощью и поддержкой; учиться у других и перенимать опыт; оказывать помощь и поддержку.);

-деятельностное самоопределение (исследование различных практик и деятельностных сред, формирование познавательных и деятельностных интересов, поиск поля приложения творческих сил) .

Мы понимали, что именно лаборатория (исследовательская или проектная) будет в большей степени соответствовать нашим задачам.

Так что же «внутри»? На презентационном занятии ребенок попадает в особую среду (например, кабинет химии, где оборудование, реактивы, Странные субстанции в колбах странной формы, странные приборы и можно посмотреть их, потрогать, задать вопросы, для чего нужен тот или иной предмет, тот или иной реактив). Руководителем лаборатории задается общая тема, связанная с методами исследования, применимыми в данной предметной области (науке). Например: смешивание химических веществ; возможности получения электрического тока; возможности моделирования при помощи геометрических фигур; варианты передачи информации на расстоянии; варианты представления информации об объекте исторического исследования; виды измерений объектов и др.

Проба — исследование или проект — начинается с детского вопроса: а как она это делала? почему так происходит? как это можно сделать? почему так получается? смогу ли я так сделать? из чего это можно сделать, с помощью каких материалов? Вопросы появляются непременно, потому что это — никогда ранее не виданное, интересное. Здесь очень важно руководителю лаборатории организовать работу с вопросами (помочь ребятам зафиксировать вопрос, детализировать его, развернуть вопрос (проявленный интерес) на конкретную исследовательскую деятельность), сформулировать и зафиксировать собственную образовательную задачу, которую намерены решить в лаборатории, помочь найти «коллег», чтобы работать в группе над близкими по тематике пробами, наметить шаги и реализовать их поэтапно в течение трех занятий. Время ограничено сознательно, т.к. все же у ребят в этом возрасте — кратковременный и неустойчивый интерес. На четвертом занятии им уже необходимо предъявить результат своей работы в виде презентации, газеты, демонстрации изделия. Можно выбрать любой формат.

Этот путь может выглядеть так: хочу узнать, сколько весит портфель. 1 шаг – узнать, чем вообще можно это измерить; 2 шаг — отобрать приборы, с помощью которых буду проводить измерения, найти (используя ресурсы, которые мне предоставил или подсказал руководитель лаборатории) недостающие измерительные приборы; 3 шаг – измерить, провести вычисления, оформить результаты, решить в какой форме буду представлять (или не буду); 4 шаг – публично представить, чему научился, что понял, что узнал.

Очень важная вещь – тот самый вопрос, который появляется (или не появляется) у ребенка на стартовой презентации, вопрос, на основе которого строится свой индивидуальный путь поиска ответа. Как сделать так, чтоб он появился? Как его зафиксировать? Работа с вопросами предусмотрена в технологии «Образовательного путешествия», которую мы используем на этапе запуска лабораторий. Детям предлагается расписание на среду, в котором «какие-то странные «уроки».

Возникает масса вопросов по поводу того, что это за «уроки», как их надо будет посещать («ведь их девять, а если сложить с другими уроками в среду, то вообще получается на 13 уроков надо идти»), что нужно принести на эти «уроки», кто их будет вести, что означают эти названия и т.д. Возможность поискать ответы на вопросы есть во время презентационного события.

На какие-то вопросы ответы получены, на какие-то – нет. Зато появились новые вопросы! И эти вопросы уже по существу того содержания, которое было продемонстрировано в презентациях. Хотя они появляются не у всех детей.

Возможность сформулировать свой вопрос есть еще на первом, собственно лабораторном занятии. Ведь зачем-то же ребенок пришел? По каким-то основаниям он выбрал именно эту лабораторию, чему он хочет там научиться, что хочет узнать? Об этом его спрашивает руководитель лаборатории и его вопрос фиксируется на «стене вопросов».

Последнее занятие посвящено обсуждению: кто нашел ответ на поставленный вопрос? каков этот ответ? как двигался в поиске ответа? что помогало, что мешало? появились ли новые вопросы, что еще хочешь узнать? хотел бы продолжить исследование? интересно ли было работать, правильно ли выбрал лабораторию вообще? хотел бы перейти в другую?

Затем – выход на презентацию полученного продукта. В нашем опыте – разные форматы: гайд – парк, куда приглашены старшеклассники и педагоги, родительское собрание – презентация, мини-конференция.

Лаборатории для детей — пятиклассников это вообще ПЕРВЫЙ в их жизни опыт, где им можно в условиях школы что-то ВЫБРАТЬ! Их не заставляют обязательно сделать что-то, а предлагают возможность. Первая возможность выбора – посещение 2-х презентаций лабораторий во время презентационного события. Вторая возможность выбора – лаборатории для собственного посещения в 1 потоке (4 занятия), во втором потоке (4 занятия), в 3 потоке (4 занятия). Третья возможность выборов – внутри лаборатории, во время построения собственной деятельности.

Возможные проблемы 2 шага.

-технология «образовательного путешествия» не выдерживается (не «присвоена») всеми участниками деятельности. В ней много тонкостей, которые и позволяют достичь желаемого результата. Нужно обязательно перед применением у себя любую технологию «проживать», желательно, под руководством носителей культурной нормы, анализировать;

-поиск руководителем общей темы (идеи, канвы) исследований и проектов;

-недооценивание важности работы с детскими вопросами на всех этапах, ситуации «не услышал, не зафиксировал»;

-у ребенка не происходит осознания собственного интереса в лаборатории, и, соответственно, не поставлена собственная задача – зачем он здесь? (в этом случае мы предлагаем выбрать – или вообще не посещать занятия или все же хотя бы посмотреть, что во время занятий делают другие, возможно, мысли, вопросы и желание деятельности появиться). А в следующем потоке, конечно, есть возможность, поменять лабораторию.

-основания выбора. Проанализировав основания выбора ребят, мы понимаем, что часто основаниями для выбора является значимый взрослый, выбор, сделанный одноклассниками, эффектная презентация. В ряде случаев, ребята называют свой выбор неправильным.

-определение способов фиксации вопросов, этапов продвижения. У нас это были «стена вопросов», «дневник лаборанта».

3 шаг. Кто будет сопровождать?

На наш взгляд, при организации работы лабораторий, речь идет именно о тьюторском сопровождении. Роль тьюторов выполняют и классные руководители, и руководители лабораторий, и заместитель директора – организатор на разных этапах деятельности.

Этап запуска. Тьютор – новигатор организует новигацию во время посещения презентаций лабораторий. Презентации проходят в два потока. Ребенок может сходить только на две презентации из девяти предложенных. Не факт, что для дальнейшего посещения будет выбрана та лаборатория, где он побывал. Потому что о других лабораториях у него тоже появилось представление во время рассказа (показа) ребят.

Этап самоопределения. Начинаются занятия и выясняется, что есть дети, которые, по каким то причинам, не были на презентационном событии. А пойти в лабораторию хотят, но не знают куда. Классный руководитель в тьюторской позиции начинает работать индивидуально, говорит об интересах ребенка склонностях, показывает вариативность и его возможности.

Этап внутренней работы в лаборатории. Формулировка вопроса, организация среды, в которой ребенок может найти ответы, фиксация шагов в «тетради лаборанта», работа с продвижением ребенка, что и на каком этапе получилось, что не получилось и почему, важность прилагаемых волевых усилий. Тьюторское сопровождение возможно и в процессе погружения в содержание предметной области как в культурное наследие, где возможно продвижение ребенка в его оСВОЕнии, приложении к себе, своему плану, шагу в жизни.

Этап моделирования итогового презентационного события. Заместитель директора выступает в позиции тьютора – модератора события. Создается ресурсная карта – кто готов (будет, желает) представить свои результаты на презентационном событии. Моделируется событие.

Этап подведения итогов деятельности (рефлексия своего пребывания в лаборатории). Работа с основаниями выбора (представил ли итоговый продукт? Собственные ощущения от того, что представил его или не представил на итоговом презентационном мероприятии. Если не представил, почему? Возможно, выбор лаборатории был неправильным? Вернемся к основаниям твоего выбора – достаточны ли они?). Фиксация своих размышлений в рефлексивном тексте.

Этап самоопределения. Возможность смены лаборатории на второй поток. Есть и такие дети, которые хотели бы остаться в той лаборатории, где были, и продолжить работу.

Возможные проблемы 3 шага.

-неравномерное наполнение лабораторий. У нас наибольшей популярностью пользуется лаборатория «Смешарики», потому что «там же химия! Настоящая химия!». В таком случае сложно организовать эффективную работу, некомфортно руководителю и детям. В этом случаем, мы делим всех желающих на две группы.

Тьюторская компетентность педагога. Очень важно, чтобы и руководитель лаборатории и классный руководитель понимали, когда они общаются с детьми, как тьюторы. Чтобы они находили время для такого общения по запросу ребенка, чтобы видели, когда именно востребованы детьми (или конкретным ребенком) как тьюторы. Дефицит педагогов, глубоко понимающих и принимающих идею тьюторского сопровождения.

С сентября 2013 года лаборатории встретили новых пятиклассников. Некоторые шестиклассники, прожившие лаборатории в прошлом году, решили вновь заниматься лабораторными исследованиями, им была предоставлена такая возможность. Таким образом, некоторые лаборатории в этом году у нас стали разновозрастными. Очевидно, что задачи ребята решают разные. И здесь очень важно руководителю лаборатории сопровождать каждого в его собственном продвижении к ответу на свой вопрос.

Выбор шестиклассников в этом году не ограничивается лабораториями. Они могут выбрать творческие мастерские в игре «Путь мастера» и выстроить свой путь: новичок – ученик – подмастерье – мастер в овладении выбранным видом творческой деятельности. Также они могут выбрать группу, в которой будут заниматься на уроках литературы: «литературные игры», «литературная мастерская», «литература и искусство». Возможностей делать выбор для ребят становится в школе больше, пространство становится более насыщенным. А значит, необходимость тьюторского сопровождения, потребность в нем и у детей и у родителей растет.

Хотелось, чтобы вся школа второй ступени была насыщена такими «местами» выбора, где ребятам можно было делать выбор по разным основаниям (например, по виду деятельности, по содержанию). Чтобы они привыкли к собственно необходимости выбирать, и научились это делать, понимая, что выбор – это умение от чего — то отказаться и необходимость доводить начатое дело до конца.

__________

 Педагогическая конфликтология

Конфликтология и конфликты