Яндекс.Метрика

20 лет назад: в поисках национальной идеи и развития России

20 лет назад, группа   российских  исследователей подготовила текст «ИДЕЯ -150»:  в поисках национальной идеи

Текст с 1997 года оказался на периферии внимания  зарубежных и российских политиков, ученых,  исследователей и  СМИ. Восполняем этот информационный пробел. Рекомендуем российским конфликтологам ознакомиться с  достойным шедевром  интеллектуальной работы   российских  мыслителей.

 Кучкаров Захирджан Анварович Директор центра, к.т.н., д.э.н., профессор
с 1997 гда 
Директор центра, к.т.н., д.э.н., профессор

Некоторые тезисы и прогнозы группы  Кучкарова З., (НП ЦИВТ «Концепт»)  которые  оказались  не только корректными, но  и логически выверенными,  понятийно обустроенными исторически:

1) «У  телевидения этой грядущей эпохи должно быть уже совсем иное лицо и иные ценностные основания. Две предшествующие эпохи – “ура-демократии” и  “ура-капитализма” – постепенно отойдут на второй план. Это не означает, что эти эпохи не выдвинут своих идейных лидеров, которые будут продолжать отстаивать соответствующие ценности и утверждать их с помощью своих СМИ, включая телевидение. И тем не менее, ни одной из этих эпох не удастся приостановить решение такой задачи, как собирание и возрождение России, потому что, как в первом, так и во втором случаях, россиянам пытались навязать мнимые ценности западного образца, имеющие отдаленную связь с их нынешним сознанием».

2) «Потому что проводить реформы в униженной, морально раздавленной стране невозможно. Беспочвенность – это род слепоты, и она не позволяет видеть верные пути решения проблем, стоящих перед страной».

3) «России нужны не просто идеи, рынок и буржуазия, а именно общенациональные идеи, национальная буржуазия»

4). Интересным оказалось трехмерное моделирование  представлений о будущем образе экономики, политической и социальной системы. Оно позволило  не только     выделить наиболее популярное видение представителями элиты будущего России, своеобразные контуры “российской мечты”, но и зафиксировать  появление первых признаков консенсуса в массовом сознании как предвестников будущего общенационального согласия. Эта тенденция, как отмечают авторы  «должна способствовать и восприятию общенациональных идей».

5) Предложения группы авторов 20 лет назад —  подтверждают последние выборы Президента РФ и  реализует их Путин В.В.  : — » Российская идея в ее общенациональном варианте может стать подлинной основой согласия большинства населения и политических сил нашей страны. Она должна явиться ядром стратегии возрождения Великой России как процветающей и цивилизованной, свободной и ответственной мировой державы, сочетающей свои самобытные исторические особенности со всем ценным и передовым, что достигнуто человечеством. Пора поставить на первое место интересы Отечества, а не партийные, сословные или иные противоречия».

6) Заслуживает  пристального внимание изучение  пункта 1.4  —  о парадоксальных ресурсах России —  «Восстановление субъектности – парадоксальные ресурсы  России».

7) Формулируется   центральная идея  на простом, понятном и доступном каждому человеку — языке — «Развитие каждого в интересах развития России»   8) А этот  текст эксзистенциально красив и привлекателен в историческим самоопределении рефлексивного субъекта.   «2.2. Зачем развитие иерарху?  Вроде бы каждому есть “куда” развиваться, кроме… верховного иерарха.  Кажется, находясь на вершине, развиваешься только “вниз”. Чего же захочет личность, уже достигшая высот власти? Кроме погони за властью и собственностью, есть погоня за тем, что успел после себя оставить. Этот человек захочет Истории. Кем он войдет в нее? Сохранившим неизменным то, что получил от предшественника? Маловато по историческим меркам. Значит, совершившим изменения? Какая разновидность изменения является высшей? Правильно,  РАЗВИТИЕ».

8)  А вот  философский текст о  СВОБОДЕ,  при его прочтении сердце замирает, а сознание улетает в идеальный мир, построенный  на плечах интеллектуальных гениев. Однако, авторы идут дальше и вносят    новое понятие  «развитийные ценности». Оно вносится как ресурс для раскрытия сути  проблемы РАЗВИТИЯ.    «2.5.6. Развитие личности.  Свобода делается изнутри. Если человек определяется извне, то это несвобода. В человеке есть креативный механизм, который дает возможность к саморазвитию. Обязательное образование, обязательное медицинское обслуживание – это все подзадачи общей задачи общества доведения человека до того состояния, когда он способен понимать свои высшие развитийные ценности. Тогда человек становится свободен. Иначе он инструмент в руках идеологов. Обязанность общества – дать человеку его единственное и высшее право – дойти до собственного развития. Сейчас общество выбрасывает недовоспитанных детей и они попадают под жернова уголовного кодекса. Это не их вина, это – недоделанный продукт. Чем примитивнее становится общество в процессе деградации, тем более высок процент недовоспитанных людей. Но общество держится на “полноценных”, на людях “второго рождения”. Человек – существо непрерывно становящееся, развивающееся. Сейчас на арену мирового развития выходит отдельный индивид. Государство преобразуется к отдельной личности, “атомизируется”, мега-субъект рассыпается в миллионы субъектов-индивидов. Произойдет снятие индивидом государства, снятие индивидуальным социального».

9. Заканчивается статья проблемой, с которой столкнется рефлексирующий субъект развития, а именно, ему предстоит   борьба с упрощенчеством, со сведением сложного к простому». «Надо обратить внимание и на то, что понятие развития будут волей-неволей упрощать, трактовать по-своему, выдавать за развитие обыкновенный рост, будет возникать и чисто терминологическая игра и путаница. Известно, какой колоссальный ущерб наносило народному хозяйству СССР планирование в показателях пропорционального “роста всего” и причем “от достигнутого”. Это был, в точном смысле этого слова, не план развития народного хозяйства, а именно план роста отраслей народного хозяйства. Поэтому немаловажной задачей станет борьба с упрощенчеством, со сведением сложного к простому».

Вдовиченко Л. Н., Гуриев М. А., Кучкаров З. А., Малахов А. И. ИДЕЯ–150. – М.: Концепт, 1997. – 64 с.

Текст

___________

Русская философия — новый взгляд на конфликтологию в России