5 -7 декабря 2013 года на Третьем Московском урбанистическом форуме, две сессии были организованы Аппаратом Мэра и Правительства Москвы:
- «Осознавшие себя горожане: как вовлечь их в активное участие в делах города»
- «Власть и граждане: от отчуждения к сотрудничеству. Практики Москвы».
Мною выделены и условно классифицированы основные проблемы и тезисы, важные в контексте формирования доверия между властью и жителями: философия управления; город как пространство столкновения (конфликтов) интересов разных социальных групп; новые подходы к управлению; инструменты контроля и формирования доверия к власти.
Философия управления.
- Социальный мир – основная задача управлением города.
- От иерархического принципа управления к взаимодействию и коллегиальному управлению.
- Обеспечить жизнь граждан и порядок в городе не силой, а профилактикой.
- Эффективная профилактика – это поиск общего языка между властью и жителями.
- Общественный контроль населения – это термометр деятельности полиции и власти.
- Принципы новой философии управления:
- определять/выявлять жителей/группы, готовые к сотрудничеству,
- адекватность в выявлении общественного мнения,
- сбор предложений от территориальных групп,
- все группы важны, но главные те, которые действительно хотят решать проблемы города и территории.
- Власти необходимо СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ, отделять пустую критику от содержательной, учитывать предложения по улучшению.
- Изменение поведения чиновников: от профанации и лицемерия к управлению с обратной связью и содержательной коммуникацией.
Город как пространство столкновения (конфликтов) интересов разных социальных групп.
- Общественное пространство – это зона конфликта, широкие протесты связаны с политической повесткой страны. Повестка дня должна быть о будущем города.
- Интересы разных социальных групп — формируют конфликтный потенциал в городе.
- Локальные конфликты в зоне массовой застройки неизбежны. Нужен новый стандарт публичных слушаний на принципах максимально широкого качественного информирования жителей и вовлечение в процесс публичных слушаний выгодоприобретателей.
- Точечные градостроительные проекты и линейные (общегородские) проекты — требуют разных принципов вмешательства в градостроительные конфликты.
- Принципы публичных слушаний: прозрачность, открытость.
- Если в процессе публичных слушаний выяснится, что недостатков больше, чем достоинств, то правительство Москвы отказывается от застройки.
- Как увидеть активных горожан? В протестах и конфликтах.
- Почему нет активных граждан? Потому что нет доверия к власти. Активность граждан появляется в ситуации личной угрозы жизни и в массовых протестах.
- Недоверие жителей – способствует контролю над властью.
- Конфликтогенность города увеличивается в ситуации:
- отсутствия публичных пространств,
- если есть проблемы, но нет лидеров.
- Необходимо обучать представителей власти, чиновников и жителей сдерживать свои эмоции.
Новые подходы к управлению
- Слабая готовность чиновников к взаимодействию с жителями
- Существует нехватка каналов коммуникации в процессе принятия управленческих решений. Недостаточно также каналов коммуникации между властью и жителями.
- Принятие управленческих решений возможно в диалоге и взаимном уважении.
Необходимо:
- развивать местное самоуправление,
- повысить качество проведения публичных слушаний,
- использовать СМИ для публичности и открытости информации о деятельности власти,
- развивать краудсорсинг,
- активно опираться на советы и общественные организации.
- Краудсорсинг – это деятельностные сообщества. Это сообщества, которые хотят решать задачи и проблемы бесплатно, это облако мозгов. Как завоевать их доверие? Это серия инициатив, пиар активных людей, бесплатное рекламное приложение авторов инициатив.
- Как мотивировать активных граждан? Привлекать активных граждан к мониторингу, на начальном этапе вкладывать ресурсы на мероприятия. Мотивационные схемы — призы, круг общения, эффект принадлежности к специальным программам.
- Нужны технологии управления, снижающие отчуждение граждан от решения проблем города.
- Для города Москвы важны:
- фундаментальные и прикладные исследования;
- экспертные сообщества/эксперты;
- самостоятельно работающие гражданские институты и общественные организации.
- Привлечение граждан через позитивный опыт столкновения с услугой
Инструменты контроля и формирования доверия к власти.
- Самое эффективное средство управления — это дать власть депутатам муниципального уровня, лидерам общественного мнения. Советы муниципальных депутатов способны сплотить вокруг себя активных жителей и разрешать мелкие локальные конфликты.
- Децентрализация и делегирование полномочий с одной стороны увеличивает риски, с другой позволяет повышать общественный контроль за качеством работы и ликвидировать безответственное поведение чиновников. Недоверие к власти стимулирует общественный контроль, децентрализация отделяет государственную власть от муниципальной власти.
- Портал «Наш город» позволит полностью изменить представление о функции власти и минимизировать временные затраты жителей, повысить контроль за качеством обслуживания дома, квартала, улицы, двора и т.д.
- Советы депутатов могут выражать недоверие к главам управ.
- Социология не в цифрах, а в поисках тенденций и факторов зарождения социальных протестов. Необходимо выявлять ценностные запросы, что совпадает и чем отличается совпадение.
- Кто КОМУ нужен? Никто никому не нужен. Чиновники и жители по разные стороны (МЫ-ОНИ)
- Экстерриториальный принцип – не привязывание обслуживание москвичей к месту регистрации. Чтобы жители были довольны, необходимо создавать позитивное настроение в процессе коммуникации и предоставления услуг.
- У каждой проблемы есть свой «владелец». Адресность исполнения, как основополагающий принцип предоставления гос. услуг.
- Не искать аргументы, почему не решена проблема (почему не сделано) а искать ресурсы для того, чтобы сделать. Обратная связь о решении проблемы.
- Для контроля чиновников нужен новый формат работы — инструмент обратной связи. Эту функцию берут на себя волонтеры.
- Единый государственный портал. Открытые данные о всех государственных услугах.
- Государственные услуги – это живое общение и должна быть высокая культура коммуникации.
- Государственные услуги интернетпорталов – минимизируют контакты с чиновниками и здесь нужна комфортность, простота, качество и понятность входа на портал и качество услуги.
- Интернетпорталы, МФЦ — реальные инструменты сокращения дистанции между властью и жителям.
- МФЦ – центры притяжения района. Приход жителя в МФЦ – должен быть эмоционально положительно окрашен в процессе предоставления услуги.
- От экспертных сообществ/экспертов требуются разработки технологизации управления и формирование культуры коммуникации в городском пространстве.
PS// Коммуникация между разными слоями населения (группами жителей), а также между жителями города и властью (городской и муниципальной) формируется в конструктивном направлении и может развиваться только на фоне общей созидательной деятельности в решении социальных и градостроительных проблем. Недоверие — важнейший фактор в развитии общественного контроля над деятельностью власти.
07 декабря 2013 г.
Видеозапись