19 апреля 2017 года состоялась беседа Цой Л.Н. с дизайнерами на тему: — «Мода и стиль: противоречия и проблемы».
Тезисы:
1) Поспрашивала дизайнера-художника. Проблема в том, что наши (российские женщины) выглядят пошло:
- Звезды выглядят как в буфете
- Лабутены — позор времени
- Новая коллекция Диор — тонкие степенные линии
- Шанель…закрытые руки и длинные юбки: эротика и консерватизм — у Шанель — вечно эта тема
- Бусы раньше все бабушки носили, и прически не ленились делать каждое утро))
- Молодежь теряет чувственность и умение видеть красоту
Стало грустно от доминирования оценочного отношения.
2. От «образа жизни» (термин из СССР) — к качеству жизни (современный термин).
Стиль индивидуальный, мода для всех. Как остаться собой (стиль) и не противоречить навязываемой моде.
3) Глобальные вызовы на всех уровнях и сферах деятельности: образование, медицина, культура, производство, и пр.
Стирание границ между М и Ж, между обыденным и праздничным, между своим и чужим, между искусственным и естественным, между живым и неживым материалом.
4) Имидж – это целостное восприятие образа. Крайние точки восприятия — нижняя и верхняя точки запоминаются при первом взгляде (психологи так утверждают) – это прическа и обувь. Образ или конструируются вами или его вам навязывают, делают другие.
Одежда — это один из маркеров идентичности.
5) Здоровые принципы выбора вещей и отношений:
- простота
- удобство и безопасность
- экологичность
- эстетичность
- гендерность (мужественность и женственность)
- принадлежность к своей культуре
- уместность
- принадлежность к профессии
Для чего?
Имиджмейкеры так отвечают на этот вопрос. Для того, чтобы формировать положительное отношение к себе как к личности, к профессионалу в токсичной и разрушительной среде.
Однако, критическое мышление видит и опасность в моде. Мода – это инструмент управления контроля над людьми, через моду, общество пытается втиснуть человека в рамки, которые человек пытается сдвинуть и двигать. Конфликт между индивидуальностью и коллективностью.
Фраза «встречают по одежке провожают по уму» – еще не перестала работать, но требует корректировки.
Принимают по статусу и по одежке, а провожают:
- по уму
- по традиции
- по протоколу
- по пользе и выгоде
На мой взгляд, главное, что окажет влияние на будущее, когда мы говорим о моде или о любом предмете дискуссии – это то, что мы возьмем в будущее.
Для будущего важна не мода сама по себе, а то, какие отношения мы построим «здесь и теперь» между собой, невидимые и часто очень хрупкие, требующие ежеминутных вложений интеллектуальных, душевных, психологических, ценностных и пр.
19.04.2017 г.
На семинаре у Волковой Галины (слева от меня) — дизайнера, лауреата многочисленных международных и российских дизайнерских конкурсов, руководителя Центра проектирования обуви «Ортомода» и Промышленного агентства моды «Дизайн — обувь».
В шляпке Лидия Соколова — Сербская — первый социолог защитившая канд. диссертацию на философском ф-те МГУ им.М.В.Ломоносова по теме «Социология моды…». (1976г.)
Это была бурная дискуссия,а ситуация с влиянием буржуазных тенденций на философском ф-те- обсуждалась в ЦК КПСС, так как в СССР моды не было, как не было секса 🙂 Но многие социологи поддержали эту тему и Лидия защитилась. Сегодня у Лидии много учеников в области дизайна и имиджелогии.
____________