Принципы подготовки конфликтологов в Московской школе конфликтологии (МШК)
Академические лекции и тренинговый подход в профессиональной подготовке конфликтологов на принципах системомыследеятельностного подхода – не подходит. Первый — передает знания без учета реальной ситуации конфликта, а второй построен на дрессировке. В подготовке конфликтологов доминирует рефлексивное управление, смысл которого разумно держать в своих руках зону собственной ответственности при принятии управленческого решения. Подход в обучении построен на ценности мышления, рационализации целей, содержательной коммуникации, проектно-практического типа организации работы с конфликтным материалом и с собой.
Программа не дублирует вузовские программы по конфликтологии, это обусловлено тем, что содержание конфликтологического образования связано, прежде всего, с процессами личностного и профессионального самоопределения будущих конфликтологов по отношению к способам и формам организации собственной жизни и деятельности в конфликтных ситуациях.
Программа направлена на создание таких деятельностных ситуаций, в которых формируется безопасное информационное пространство, способствующее осмыслению своих личностных и профессиональных перспектив в контексте развития жизнедеятельности, включая регион проживания, страны и мира в целом.
Задача программы заключается в том, чтобы российские конфликтологи освоили технологии управления, в которых конфликты выполняли бы функциональную роль развития.
Главный стержень Программы связан с такой гуманитарной материей, как человеческих возможностей, а потому Программа по принципу проективна, практична и конструктивна. Программа строится на введении особых (рамочных) понятий, презентующих реальность возможностей/перспектив и выступающих своеобразными каркасами процессов современного самоопределения.
Принцип различения процессов подготовки и процессов реализации, применяемый во всех образовательных программах вузов, заменяется на принцип аналитической деятельности как рефлексивной практики поддержки принятия стратегических управленческих решений в деятельности и жизни.
Конфликтологи — это субъективно беспристрастные специалисты, на которых нельзя оказать психологическое и интеллектуальное давление в случае, если принимаемое управленческое решение идет во вред развитию деятельности и решению социальных проблем. Они способны создавать интеллектуальное пространство оформления мировоззрения управленцев, с помощью поиска ими своих исторических кейсов и самоопределения в масштабе страны, региона и организации. Деятельность российских конфликтологов носит проблемный и задачный характер в целях развития личности, деятельности, общества и государства.
В своей деятельности конфликтологи всегда попадают в реальную конфликтную передрягу, а потому, для того, чтобы не потерять способность здраво и логично мыслить, анализировать конфликтную реальность, остаться рефлексивно сознательным, необходимо критично анализировать свои мысли и действия, коммуникацию и отношения действующими субъектами. Обучение конфликтологов – это всегда эксперимент и стрессовая ситуация, то есть приближенная к деятельности ситуация.
В основу авторского курса положены:
- методология социального познания и содержательно-генетическая логика (Зиновьев А.А.)[1]
- принципы инновационной методологии и инновационных игр (Дудченко В.С.),[2]
- принципы системомыследеятельностного подхода (Г.П.Щедровицкий)[3]
Управлять конфликтом можно только в том случае:
- если конфликт сконструирован
- в нем можно НЕЧТО посчитать (эффективность, экономический аспект, количество)
- о нем можно говорить и выстраивать коммуникацию (то чего нет в языке — тем управлять нельзя
- управлять можно процессами развития
управлять можно только тем, что проявлено, ясно видимо в точке наивысшего проявления феномена
[1] Зиновьев А.А. Логическая социология. М.: Социум, 2002. Фактор понимания.
[2] Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. – М.: Институт социологии РАН, Союз, 1996 г
[3] Щедровицкий Г.П. Методологический смысл оппозиции натуралистического и системодеятельностного подходов. //Вопросы методологии. М.,1991, №1.
_____________