Яндекс.Метрика

Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода

Главная особенность описываемых программ А.Попова  состоит в том, что эти системы знаний представляются учащимся не как самодостаточные целостности, освоение которых почему-то ценно само по себе, а как инструменты, позволяющие решить максимально конкретизированные задачи, актуальные для юношеского возраста:

— самоопределения в социальном и культурном пространстве, времени, событийности и, исходя из этого, построения образов собственного будущего, в том числе, постановки личностно значимых целей, апробации версий о своём призвании, определения планки собственных притязаний;

— освоения логики основных современных практик и способов деятельности, для эффективного включения в них в самом ближайшем будущем, на пробно-практическом, стажёрском и, далее, на профессиональном уровне;

— построения собственной жизненной стратегии на ближайший период жизни (социальной, образовательной, деятельностной, а также стратегии, связанной с личностным ростом).

Такой подход позволяет, прежде всего, решить основную задачу юношеского возраста, дать опоры и культурный материал для формирования полноценной картины современного сложного и многообразного мира, предложить способ конструирования собственной позиции, обозначения жизненных приоритетов и стратегий, обеспечить практическую возможность для самоопределения в конкретной ситуации, построения собственного действия. Он позволяет также «окультурить» юношеский максимализм, превратив неизбежный, видимо, в этом возрасте конфликт с окружающим миром из столкновения взрослеющего человека с ближайшим социальным окружением (как правило, болезненного и непродуктивного) в отношение к миру как к системной целостности и понимание того, что изменения возможны только на системном уровне.

Одновременно меняется роль предметного знания. Для школьного и высшего образования последних нескольких веков предмет — это объективное, отчуждённое от субъекта описания фрагментов мира «как он есть». В предлагаемом же подходе это одновременно совокупность методов и приёмов мышления, то есть самоорганизации субъекта в отношении к миру, и инструмент понимания пространства собственного существования, знание, применимое к собственной жизни и к её конструированию.

Текст