Установки к плану развития подростка — 13 лет.
Лето. Каникулы.
Зачем на лето составлять план, спросила бабушка, у внука каникулы, пусть отдыхает. Казалось бы, бабушка права. Подросток первый раз составил план на лето, за что его похвалили. «Список дел на лето:
1. Поехать в новый Макдональдс в первую неделю открытия (с 12 июня по 19).
2. Раз в день (или через день) читать краткое содержание книг заданных на лето.
3. Пойти на ДР к другу.
4. Поехать в дом отдыха во второй половине июля.
5. Отметить свой ДР.
6. Стараться поливать клубнику и землянику каждый день (по возможности).
6. Выносить мусор, когда просят.
Честно сказать, план составлен для первоклассника.
13 илет — это переходной возраст. Дети продолжают меняться, взрослеют, встречаются с новыми вызовами. Прежним остаётся только одно: чем больше доверия останется между вами и ребёнком, тем легче будет пройти этот сложный отрезок пути. Как важно содержательно использовать время общения с подростком, чтобы подготовить его к взрослению.
Основные изменения в организме подростка связаны с половым созреванием:
- Перестройки гормонального фона.
- Рост мышц и скелета (особенно позвонков и трубчатых костей конечностей).
- Нарушение координации (нервная система не успевает адаптироваться к изменениям в организме).
- Усиление аппетита.
Исследователи утверждают, что тринадцать лет для подростка — это гормональный взрыв.
В 13-летнем возрасте отмечается повышенная эмоциональность и вспыльчивость, мир чувств ребенка становится черно-белым.
Подросток постепенно отделяется от родителей, он учится быть самостоятельным и независимым. Контакт с родителями теряется, а их авторитет расшатывается. Взрослеющий человек закрывается и «забивает» на то, что думают «предки». У него формируется собственная система ценностей и взгляд на то, как следует справляться с той или иной ситуацией.
Появляются мечты о финансовой независимости, как способ самоутверждения, как попытка научиться принимать решения
Большую роль в жизни подростка занимает его самооценка. В большинстве случаев она становится необоснованно низкой. С этим приходит неуверенность и тревожность. Над тем, чтобы ребенок адекватно оценивал себя, стоит работать – нужно помогать ему увидеть свои сильные стороны, поддерживать его самостоятельность, помогать осознавать собственные успехи и делать выводы из неудач.
Текст составлен для родителей с учетом физического, морально- нравственного, культурного и интеллектуального развития отрока/подростка, в контексте его взросления.
Гармоническое физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического
развития. Фиксируется в развитии мускулатуры, жироотложении, степени полового созревания, в гигиене тела и питании. Жироотложению способствует поедание фаст фуда и отсутствие физической нагрузки (упражнений), что способствует отклонению от физического развития.
Морально-нравственное развитие. (Мораль от лат. moralis — относящийся к нраву, обычаю, характеру) и нравственность (Нравственность — моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики).
Под морально-нравственным развитием имеется в виду — способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра» и справедливости.
Одной из важнейших линий развития в отрочестве является моральное становление личности подростка, построение и переоценка системы ценностей. Влияние на моральный облик подростка оказывают такие факторы как родительская любовь, уважение в семье, стиль семейного воспитания, когнитивное развитие, религиозные убеждения, волевое и эмоциональное становление личности. Традиционно формирование нравственных принципов у подростков рассматривается как поступательный когнитивный процесс, в который с необходимостью включены отношения с окружающими людьми: взрослым, сверстниками и младшими.
Процесс морально-нравственного развития идет тремя путями, пересекающимися, но не совпадающими друг с другом:
- формирование ограничений и осознание запретов,
- формирование заботы о близких и родных, основанной на эмпатии (сочувствии), ведущей к развитию альтруизма,
- формирование моральных суждений, основывающихся на формальном мышлении и ведущее к развитию способности принимать решения в ситуации выбора и морального конфликта.
Моральное развитие подростка тесно связано с процессами социализации. Подростки, вступая в новые общественные отношения и расширяя социальные связи получают возможность нравственно расти, становясь самостоятельнее и обогащая личный опыт человеческих отношений. Развитие реальных социальных отношений, признание прав и потребностей родных, близких и других людей, формирует уважение к этическим законам.
Гармоничные, открытые и доверительные семейные отношения влияют на нравственное развитие подростка не только путем эмоционального принятия и предоставления положительных образцов, но и путем создания благоприятных условий для развития отношений с социальным окружением.
Подросток достигает свой уровень морального развития, в момент самостоятельно выработанных нравственных принципов исходя из осознания универсального значения этических принципов.
Культурное развитие — это совокупность культурных норм в общении, направленных на:
- повышение уровня эффективного общения,
- создание эмоционально благоприятных и положительных условий взаимодействия, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания,
- развитие социально-коммуникативных способностей подростка,
- формирование навыков общения, умения слушать, корректно высказывать свою точку зрения, логично аргументировать и отстаивать собственную позицию.
Подросткам необходимо:
- познакомится с правилами критики, с культурой ведения споров, способа противостоять уничижительным замечаниям,
- начинать проектировать свои ПРОЕКТЫ, которые предполагают исследовательскую деятельность, связанную и с поиском информации в Интернет-пространстве, и в библиотеках, архивах, и с интервьюированием представителей старших поколений, прослушивание редких аудио-записей великих ораторов, мастеров слова и т.п.; подготовку презентаций проектов и театрализованных постановок- реконструкций,
- развивать собственную культуру личности, художественно-эстетической составляющей культуры личности, которая непосредственно влияет на развитие эмоциональной культуры, культуры рефлексии и рефлексии культуры.
Интеллектуальное развитие – это познавательное развитие, как способность рассуждать, пользуясь гипотезами и дедуктивными заключениями. На основе одних общих посылок все рассуждение, вплоть до умозаключения, осуществляет путем мысленных операций.
Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста—это умение оперировать гипотезами, делать общие выводы — на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е, способность к индукции и дедукции.
В подростковом возрасте, человек уже может мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, относительно свободно размышлять на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника.
Развитие самосознания подростка находит свое выражение:
- в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда,
- в активном совершенствовании самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности,
- в способности к предварительному планированию деятельности,
- в стремление к саморегуляции,
- в развитии логической памяти и ограничении механической памяти,
- развитие устной речи (умение пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их,
- развитие письменной речи (письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему),
- способность выразительно декламировать стихи и тексты.
PS// Если не понятны какие-то термины и понятия, то родителям надо поискать их значение в интернете в библиотеках и словарях.