Яндекс.Метрика

Установки к плану развития подростка.

Установки к плану развития подростка — 13 лет. 

 Лето. Каникулы. 

Зачем на лето составлять план, спросила  бабушка, у внука  каникулы, пусть отдыхает. Казалось бы, бабушка права.  Подросток  первый раз составил план на лето, за что его похвалили.   «Список дел на лето:
1. Поехать в новый   Макдональдс в первую неделю открытия (с 12 июня по 19).
2. Раз в день (или через день) читать краткое содержание книг заданных на лето.
3. Пойти на ДР  к другу.
4. Поехать в дом отдыха  во второй половине июля.
5. Отметить свой ДР.
6. Стараться поливать клубнику и землянику каждый день (по возможности).
6. Выносить мусор, когда просят.

Честно сказать, план составлен  для первоклассника.

13 илет — это переходной возраст.     Дети продолжают меняться, взрослеют, встречаются с новыми вызовами. Прежним остаётся только одно: чем больше доверия останется между вами и ребёнком, тем легче будет пройти этот сложный отрезок пути.   Как важно содержательно использовать время общения с подростком, чтобы подготовить его к взрослению.

Основные изменения в организме подростка  связаны с половым созреванием:

  1.  Перестройки гормонального фона.
  2. Рост мышц и скелета (особенно позвонков и трубчатых костей конечностей).
  3. Нарушение координации (нервная система не успевает адаптироваться к изменениям в организме).
  4. Усиление аппетита.

Исследователи утверждают, что тринадцать лет для подростка — это гормональный взрыв.

В 13-летнем возрасте отмечается повышенная эмоциональность и вспыльчивость, мир чувств ребенка становится черно-белым.

Подросток   постепенно отделяется от родителей, он учится быть самостоятельным и независимым. Контакт с родителями теряется, а их авторитет расшатывается. Взрослеющий человек закрывается и «забивает» на то, что думают «предки». У него формируется собственная система ценностей и взгляд на то, как следует справляться с той или иной ситуацией.

Появляются мечты о финансовой независимости, как способ самоутверждения, как попытка научиться принимать решения

Большую роль в жизни подростка занимает его самооценка. В большинстве случаев она становится необоснованно низкой. С этим приходит неуверенность и тревожность. Над тем, чтобы ребенок адекватно оценивал себя, стоит работать – нужно помогать ему увидеть свои сильные стороны, поддерживать его самостоятельность, помогать осознавать  собственные успехи и делать выводы из неудач.

Текст  составлен для родителей с учетом   физического, морально- нравственного, культурного и интеллектуального развития отрока/подростка, в контексте его   взросления.

Гармоническое физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического

развития. Фиксируется в развитии мускулатуры, жироотложении, степени полового созревания, в гигиене тела и питании. Жироотложению способствует поедание фаст фуда и отсутствие физической нагрузки (упражнений), что способствует отклонению от физического развития.

Морально-нравственное развитие.  (Мораль  от лат. moralis — относящийся к нраву, обычаю, характеру) и нравственность (Нравственность — моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики).

Под морально-нравственным развитием имеется в виду — способ самоосуществления личности, ее самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщенных представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к «ценности добра» и справедливости.

Одной из важнейших линий развития в отрочестве является моральное становление личности подростка, построение и переоценка системы ценностей. Влияние на моральный облик подростка оказывают такие факторы как родительская любовь, уважение в семье, стиль семейного воспитания, когнитивное развитие, религиозные убеждения, волевое и эмоциональное становление личности. Традиционно формирование нравственных принципов у подростков рассматривается как поступательный когнитивный процесс, в который с необходимостью включены отношения с окружающими людьми: взрослым, сверстниками и младшими.

Процесс морально-нравственного развития идет тремя путями, пересекающимися, но не совпадающими друг с другом:

  • формирование ограничений и осознание запретов,
  • формирование заботы о близких и родных, основанной на эмпатии (сочувствии), ведущей к развитию альтруизма,
  • формирование моральных суждений, основывающихся на формальном мышлении и ведущее к развитию способности принимать решения в ситуации выбора и морального конфликта.

Моральное развитие подростка тесно связано с процессами социализации. Подростки, вступая в новые общественные отношения и расширяя социальные связи получают возможность нравственно расти, становясь самостоятельнее и обогащая личный опыт человеческих отношений. Развитие реальных социальных отношений, признание прав и потребностей родных, близких и других людей, формирует уважение к этическим законам.

Гармоничные, открытые и доверительные семейные отношения влияют на нравственное развитие подростка не только путем эмоционального принятия и предоставления положительных образцов, но и путем создания благоприятных условий для развития отношений с социальным окружением.

Подросток   достигает свой уровень морального развития, в момент    самостоятельно выработанных нравственных принципов исходя из осознания универсального значения этических принципов.

Культурное развитие —  это совокупность культурных норм в общении, направленных на:

  • повышение уровня эффективного общения,
  • создание эмоционально благоприятных и положительных условий взаимодействия, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания,
  • развитие социально-коммуникативных способностей подростка,
  • формирование навыков общения, умения слушать, корректно высказывать свою точку зрения, логично аргументировать и отстаивать собственную позицию.

Подросткам необходимо:

  • познакомится с правилами критики, с культурой ведения споров, способа противостоять уничижительным замечаниям,
  • начинать проектировать свои ПРОЕКТЫ, которые предполагают исследовательскую деятельность, связанную и с поиском информации в Интернет-пространстве, и в библиотеках, архивах, и с интервьюированием представителей старших поколений, прослушивание редких аудио-записей великих ораторов, мастеров слова и т.п.; подготовку презентаций проектов и театрализованных постановок- реконструкций,
  • развивать собственную культуру личности, художественно-эстетической составляющей культуры личности, которая непосредственно влияет на развитие эмоциональной культуры, культуры рефлексии и рефлексии культуры.

Интеллектуальное развитие – это познавательное развитие, как способность рассуждать, пользуясь гипотезами и дедуктивными заключениями. На основе одних общих посылок все рассуждение, вплоть до умозаключения, осуществляет путем мысленных операций.

 Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста—это умение оперировать гипотезами, делать общие выводы — на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т. е, способность к индукции и дедукции.

В подростковом возрасте, человек уже может мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, относительно свободно размышлять на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника.

  Развитие самосознания подростка находит свое выражение:

  • в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда,
  • в активном совершенствовании самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности,
  • в способности к предварительному планированию деятельности,
  • в стремление к саморегуляции,
  • в развитии логической памяти и ограничении механической памяти,
  • развитие устной речи (умение пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их,
  • развитие письменной речи (письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему),
  • способность выразительно декламировать стихи и тексты.

PS// Если не понятны какие-то термины и понятия, то родителям надо поискать их значение   в интернете в библиотеках и словарях.

Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах