Яндекс.Метрика

ДАЦЗЫБАО (АФОРИЗМЫ И КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ) . АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ

Дацзыбао АА Зиновьев (полный текст) 

Самые знаменитые афоризмы и «крылатые фразы» Александра Зиновьева

Я мечтаю о новом человеке.
Что будет с моими работами — то будет и с Россией.
Я советую одно: думайте, думайте, думайте!
У нас есть один выход: мы должны переумнить Запад.
Хочу, чтобы народ, к которому я принадлежу, выжил в качестве исторически значимой величины.
Целились (метили) в коммунизм, а попали в Россию.
Я сам есть суверенное государство из одного человека.
Глобализация — война нового типа.
Я с собой несу суд.
Героя назови героем, а предателя — предателем.
Наступает эпоха великого исторического предательства.
Распад СССР — величайшая геополитическая катастрофа ХХ века.
Разгром СССР был гигантской ошибкой Запада.
Я буду защищать тебя, родившая меня и рождённая мною эпоха.
Вы можете уничтожить народ, но не можете уничтожить законы, по которым складываются и существуют народы.
Я считаю советский период вершиной российской истории.
Октябрьская революция — величайшее событие XX века.
Россию превращают в страну колониальной демократии.
Наиболее вероятный конец человечества — воинствующая глупость. Человечество погибнет от своей глупости.
Если человечество не преодолеет мировое зло — частную собственность, оно погибнет.
Я никогда не был диссидентом. Я был романтическим, утопическим коммунистом и остался им.
Для меня «русская Россия» означает жить и творить на уровне мировой культуры.

Жизненное кредо — максимы Зиновьева

Я — русский человек и разделяю судьбу моего народа. Это не поступок— это принцип жизни — всегда оставаться со своей собственной страной.
Мой народ оказался в страшной беде. Я вернулся, чтобы разделить с ним его историческую судьбу.
Если бы я был в Москве 3-4 октября 1993 года, я бы предпочёл погибнуть там. (ЧП1)
Я — человек, говорящий правду. Пусть в мире есть миллионы жуликов и подлецов, но если они знают, что есть в мире человек, который знает это и говорит об этом, они уже не спят спокойно. Безнаказанность — вот что придает силу тем, которые сейчас громят Россию <…>. Почему меня так ненавидят? По одной простой причине: я с собой несу суд. Я несу с
собой суд теоретический. К сожалению, не несу сегодня суд физический. Но всё равно какой-то суд! Без этого ничего серьёзного не будет. (АЗоРК)
Главным в современной армии является даже не вооружение, а идейно-моральное состояние армии и всего общества в отношении к армии». (ПРП)
Если преступление против одного индивида привело к благу даже миллионов людей, оно есть преступление и не оправдывается этим благом. (ЗВ)
Верные и глубокие идеи индивидуальны, ложные и поверхностные массовы. Народ в массе склонен к заблуждениям и сенсациям. Ум и глубина для него непонятны и оскорбительны. Уровень понимания обратно пропорционален числу понимающих. Степень эффективности социальных идей обратно пропорциональна их научности. (ЗВ)
Интеллигенция — самая трудно выращиваемая ткань общества. Её легче всего разрушить. Её невероятно трудно восстановить. Она нуждается в постоянной защите. Чтобы её уничтожить, на неё даже и не надо нападать. Достаточно её не охранять. (ЗВ)
Внутреннее одиночество есть неизбежное следствие вынужденного внешнего коллективизма. (ЖД)
Трагедия нашей эпохи состоит в том, что в качестве разумных мер преодоления зол общественной жизни навязываются такие, которые в реальном исполнении порождают новое зло и усиливают некоторые из прошлых зол, придавая им лишь иные формы. (КкР)
Цивилизация в основе своей есть, прежде всего, самозащита человека от самого себя. И лишь потом это есть бытовой комфорт, который имеет и другие основания. Если коммунальность можно представить себе как движение по течению потока истории, то цивилизацию можно представить как движение против течения. (КкР)
Что такое советизм? Это американизм в бедных условиях России, в условиях социальной пустыни. Что такое американизм? Это советизм в американских джунглях». (П)
Один из самых поразительных парадоксов истории: именно попытки реализации коммунистической идеи изобилия стали основой гибели реального коммунизма. Коммунизм, улучшая материальное условия людей, тем самым готовил своих собственных могильщиков! (РТ)

Социальные идеалы и утопия

Идеальных обществ не бывает.
Гармония мира есть вымысел, уродство мира есть реальность. (К)
Идеалы неосуществимы в реальности и любая их реализация будет отступлением от идеалов. Вообще идеального ничего нет.
Наблюдая жизнь и изучая историю, я убедился в том, что самые устойчивые и скверные недостатки общества порождаются его самыми лучшими достоинствами. (РЭ)
Проблема заключается не в том, как построить земной рай, а в том, как жить в этом раю.
Идеальных обществ не бывает, главное не в том, что из себя представляет общество, в котором ты появился на миг для жизни, а что ты сам представляешь в любом данном тебе обществе. (АЗЗ)
Нам нужна мечта, надежда, утопия. Утопия — это великое открытие.
Если люди не изобретут новую, на первый взгляд никому не нужную утопию, то они не выживут в качестве людей. Нам нужна сказка: людям важно, в какой они верят туман и какая им верится сказка.

Правда — начало начал

Дело не в том, чтобы открыть правду о себе. На это много ума не нужно. Дело в том, как после этого жить. (ЗВ)
В России всегда лишь одиночки осмеливались говорить правду вслух и открыто поступать по велению совести.
Страх правды в наше время есть страх не перед неведомым, а перед очевидно ведомым. Люди боятся самих себя, так как знают, кто они. (ЗВ)
Основу подлинно человеческого бытия составляет правда. Правда о себе. Правда о других. Беспощадная правда.

Борьба за неё и против неё — самая глубинная и ожесточённая борьба в обществе. И уровень развития общества с точки зрения человечности будет отныне определяться степенью правдивости, допускаемой обществом. Это самый начальный и примитивный отсчет. Когда люди преодолеют некоторый минимум правдивости, они выдвинут
другие критерии. А начинается всё с этого. (ЗВ)

Мечта о новом человеке

Произошло страшное — человек разрушен, его почти не существует. Ещё появляются на свет отдельные индивидуумы, но человек как некое целостное образование, как явление, оказывающее влияние на ход исторического процесса, более не существует. Надо начинать с нуля. Начинать с нулевого уровня — с создания нового человека.
Человека цивилизованного, человека идеалистического, человека утопического, человека наивного, человека непрактичного, человека неэгоистичного, человека нерасчетливого. В моё время такие люди встречались, они были, мы видели таких людей. О таком человеке мечтали и писали Руссо и Локк, Гоббс и Декарт. Не может же быть, чтобы такой человек испарился бесследно!
Уйти из мира никуда нельзя. Если и получится куда-то «эмигрировать», то только на уровень высочайшей культуры, высочайшей мысли, высочайшей морали. Это своего рода «эмиграция» во внутреннюю жизнь. Я не думаю, что люди полностью деградируют. Будем надеяться, что люди сохранят в себе человеческого как можно
больше. Да, сегодня на свет появляется новый дикарь, обвешанный с ног до головы какими-то механическими приспособлениями. Но он всё равно остаётся дикарём, варваром. Однако мы с вами люди.
И пока мы с вами остаёмся людьми, надо понимать одно. Все эти кибернетические существа, какими бы они ни были, не заменят главного — того, что рождает человек — огонь разума. Это чудо никто не может заменить.
Я вижу единственную надежду для человечества в том, что появится новый человек. Я надеюсь на чудо рождения этого нового человека. Ведь все эти годы шла непримиримая борьба людей практичных,
деловых, расчетливых, жестоких, эгоистичных против всего доброго и
гуманного, что есть в нас с вами. Я очень хочу, чтобы новый человек выжил, это моя самая заветная мечта. Если он не выживет — человечество не выживет. (ЯМоНЧ)

О смысле жизни и бессмертии

Сумма жизни равна множеству нереализовавшихся возможностей и одной реализовавшейся нелепости.
Явление, которое называют выражением «смысл жизни», есть явление идеологическое, а значит — массовое. Индивидуально человек может иметь цели в жизни, но не смысл жизни. Смысл жизни он имеет как представитель массы, заражённой определённой идеологией.
Смысл жизни и есть состояние индивида, приобщающее его к чему-то исторически грандиозному.
Помните! Именно эта переживаемая сейчас минута вашей жизни есть миг вечности. Именно этот ваш совершаемый сейчас поступок есть ваш вклад в бессмертие. Что посеешь, то пожнёшь. Проблема смерти для человека есть проблема его прошлого, а не будущего.
Смерть есть награда всему и наказание всему. От тебя зависит, в каком обличье принять её. (ИнГ)
Главное в жизни — не воспоминание о прошлом и не ожидание будущего, а данная минута — актуальное ощущение жизни в данный момент. Прошлое есть лишь постольку, поскольку есть данный момент.
Будущее есть лишь воображаемое настоящее и применение к себе чужого жизненного опыта. Живи сейчас, каждую данную минуту.  учиться. Его надо постоянно поддерживать в себе, нужно постоянно тренироваться в нем. Такое отношение к жизни есть признак высокого развития духовности (или душевности) человека, а всё высокоорганизованное нуждается в усилии и заботе. Наполнение жизни внешними событиями, воспоминания прошлого и планы на будущее суть показатели низкого уровня организации духовности человека. Это всё входит в людей само собой, без усилий. Не нужно проявлять никакой заботы, чтобы сберечь это. Это есть естественное падение вниз, тогда как отношение к жизни, о котором я говорил вначале, есть карабканье вверх, есть стремление к полету. Оно труднее. Но и награда за него выше. (ИнГ)

Цивилизация и общество

Цивилизация в основе своей есть прежде всего самозащита человека от самого себя.
Голод — изначальное состояние человечества. (ГЧ)
Мы создали цивилизацию, обрекающую людей на одиночество, — цивилизация одиноких. (ГЧ)
Если человечество погибнет, то не от разъединения и драк, а от единения и однородности.
Кто знает, может быть, на какой-то планете, населённой бесстрашными старушками, именно напутать старушку является высшим проявлением достижений их цивилизации. (ГЧ)
Общие законы мира суть лишь соглашения о смысле слов. Общие законы общества суть лишь правила поведения, изобретаемые людьми.
Основная трудность понимания общественных явлений состоит не в том, чтобы обнаружить какие-то сенсационные факты, собрать статистические данные или получить доступ к тщательно скрываемым тайнам государственной жизни, а в том, чтобы найти способ понимания повседневности.
Человек выделился из животного мира благодаря каким-то уклонениям от биологических норм, а вся история цивилизации обязана своим прогрессом людям, которые были уклонением от общепринятых норм.
Все лучшие достижения цивилизации появились сначала как отклонения от нормы и изображались обычно как враждебные человеку. Цивилизация вообще есть уклонение, протест и защита от нормы.

Идеология, медиа

В области идеологии главное — не идеи, а механизмы их распространения. (БИ)
По своему содержанию идеология есть совокупность суждений о человеке, о сознании, об отношениях между людьми, о природе, о космосе, о прошлом, о будущем.
Социальная сущность идеологии состоит не в том, что она извращает реальность, а в том, как именно она это делает и с какой социальной целью.
Медиа стала не орудием сбора и распространения информации, производимой кем-то другим, а производителем, контролем и властителем информации. (З)
Отношение идеологии к реальности характеризуется не понятиями истинности и ложности, а тем, насколько хорошо идеология служит цели обработки сознания людей в желаемом направлении.
Диалектика — это орудие идеологии, но не орудие науки.
Если какой-то факт нашей жизни поражает своим несоответствием здравому смыслу, ищи в нём закономерную социальную основу.
Идеология не хуже и не лучше науки. Это просто разные вещи. С разными целями, с разными законами функционирования и построения, с разными механизмами самосохранения. Идеология может возникать с претензией быть наукой, на основе науки, в связи с наукой, в тесном переплетении с наукой и т.п. Она может содержать в своей фразеологии много положений науки. И все-таки, раз она сложилась, она не наука. И реальное развитие мира в сторону коммунизма я не
считаю деградацией. Я вообще не употребляю оценочные понятия. Это — грандиозный процесс, слов нет. Меня лишь интересует, что он с собой несёт фактически, а не на лозунгах и в демагогии, а не в самообольщении и циничном вранье. (СБ)
Фундаментальная функция идеосферы — сделать основную массу членов общества (желательно всех) неспособной к самостоятельному и объективному пониманию явлений реальности, позволяя им в этом отношении лишь то, что необходимо и достаточно для исполнения ими их социальных функций. Задача идеологии — не открытие новых
истин о природе, обществе и человеке, а организация общественно-го сознания, управление людьми путём воздействия на их сознание и приведения их сознания к некоторому общественному стандарту, воспитание масс населения в духе, необходимом для самосохранения общества, выработка стандартных «координат» ориентации людей в окружающем мире. (РТ)
Идеологический проект в принципе не может учитывать отрицательные последствия реализации своих идеалов, ибо он призван мобилизовать массы на достижение этих идеалов и поэтому должен сулить им златые горы. Идея иерархии априори исключает различие личных достоинств индивидов.
Избегай быть жертвой твоих врагов и избегай того, чтобы они были твоими жертвами.

Государство, право и политика

Государственные интересы — это абстракция. Есть интересы определённых категорий людей, которые они маскируют под государственные.
Предоставленное самому себе и действию социальных законов право имеет тенденцию к разработке таких систем юридических  норм, в которых неопределённость становится принципом.
Каким бы ни был альянс искусства и политики, он рано или поздно обнаружит себя как мезальянс.
Насилие в современном государстве есть равнодействующая свободных воль, а не злой умысел тиранов.
Фактически существующее право содержит норму и систему оговорок, позволяющую её обходить, т.е. завуалированная форма бесправия. Оно есть право, пока не угрожает власть имущим. Но как только появляется намёк на такую угрозу, оно превращается в форму бесправия.
То, что в политике называется беспринципностью, есть фактический принцип, согласно которому можно декларировать любые официальные принципы в зависимости от обстоятельств.

Сознание, понимание

Как хорошо, что можно учиться. (А.А. Зиновьев прошептал эту фразу в 18.45, 10 мая 2006 года, за 5 минут до кончины).

Когда человек перестаёт учиться, он вступает в стадию старения.От яда познания спасения нет. (РТ)
Отдельные учения, начав жизнь с нескольких фраз, со временем разрастаются до гигантских размеров.
Знание фактов само по себе еще не дает понимания. (КкР)
Понимание вообще не приходит без усилия. Без усилия приходят только заблуждения (КкР)
Когда человек перестаёт учиться, он вступает в стадию старения (ИО)
Ошибка всегда есть ошибка раздумья. Когда не думают, ошибок не делают. (ЗВ)
Можно знать всё, не понимая ничего. И можно на основе скупой информации понять многое. (ГЧ)
Убеждения — это априорные установки на то, как поступать в конкретной ситуации без понимания её конкретности.
Понимание не приходит без усилия и есть сопротивление заблуждениям, которые навязываются под видом чего-то само-собой разумеющегося.
Сам процесс «пробуждения» сознания есть процесс создания какой-то клетки для него, ибо эта «клетка» есть не что иное как материя сознания. Оно просто не может существовать эмпирически без такой клетки.
Если можно обойтись без компьютера, своим природным умом, обойдись без компьютера. Трудность реализации этой замечательной идеи состоит в том, что люди со своим умом почти исчезли. (ГЧ)
Вместо того, чтобы использовать слова лишь как средство для фиксирования результатов своих наблюдений реальности, люди самоё реальность видят лишь в том освещении, к какому их вынуждают слова, через нагромождение слов, фраз, текстов, книг.
Лучше учиться понимать, чем копить знания. Знать надо необходимый минимум, понимать же надо максимально много. Знание пассивно.
Понимание активно. Знание — то, что добыто другими. Понимание — то, что ты добываешь сам. Знание есть обладание, понимание, созидание.
Понимание есть способность приобретать знания в случае надобности и освобождать голову от них после использования их. (ИнГ)
Все основные идеи, касающиеся современного состояния мира, и Запада, и России и касающиеся будущего, можно построить ясным, простым языком. Можно быть научно точным без формул. И можно заниматься словоблудием на языке математических формул, таблиц, графиков, чисел. (МПН)
Главное в социологии я вижу не в открытии каких-то никому не известных тайн, а в «повороте мозгов», в понимании обычных, очевидных явлений, которые лежат на поверхности. Для настоящего социологического ума никаких информационных тайн нет. Тайна — в нашей способности открывать социальные законы, наблюдая очевидные,
очень простые вещи. Ум требуется для того, чтобы обнаружить роль этих простых вещей и привести это в систему. (МПН)

Гении и бездарности

Люди мечтают о приходе гениев. А когда те приходят, люди делают вид, что не узнают их, и прилагают неимоверные усилия, чтобы уничтожить их. Люди не любят живых гениев. Они предпочитают мёртвых гениев, ставших их жертвами. (ИнГ)
Масштабы учёного определяются тем, как много людей он ввёл в заблуждение и насколько долго.
Готовность совершать пакости в поведении есть компенсация за отсутствие прирожденных способностей или за их незначительность. (ЗВ)
Чтобы иметь в науке учеников, надо иметь власть, т.е. способность устроить их и накормить.
Бездарность, развязавшая себе руки, начинает вести себя так, будто она гений. И усилиями огромного числа людей создаётся иллюзия гениальности. (ЗВ)
Неужели талант и гений нужны лишь для того, чтобы пробиться в ряды вечно торжествующей посредственности?! (ГЧ)
Самую глубокую основу всех мерзостей образует не безнравственность средних и худших представителей рода человеческого, а ущербная нравственность его лучших представителей.
Гениальный писатель отличается от посредственного не глубиной и широтой понимания человека, а способностью выдумывать что-то своё и из себя и приписывать это любому человеку. А потом литературные критики действительно замечают это в людях, ибо в людях в потенции есть всё, что угодно (поскольку в них нет ничего).
Род человеческий живёт за счёт того, что в нём время от времени появляются точки роста, выдающиеся из массы людской отростки необычного.Социальный прогресс отчасти состоит в том, чтобы формировались индивиды, выполняющие более сложные функции, но имеющие более простое внутреннее (духовное) строение. Способные, у которых нет возможностей и мужества реализовать свои способности, способны на любую пакость. Они мечутся и уничтожают всё, что может служить укором их совести.
Дела делаются благодаря тому, что одни эксплуатируют в свою пользу интеллект, терпение и мужество других. Жизненные соки общества текут по независящим от них артериям. (ЗВ)
Для гибели целого направления культуры достаточно бывает гибели нескольких её носителей. А чтобы не родилось новое направление в культуре, бывает достаточно погубить одного-единственного человека. (ЗВ)
Невежественный, глупый, бесчестный, бездарный человек является скотиной вследствие невежества, глупости, бесчестности, бездарности. Образованный, умный, честный, талантливый человек становится сверхскотиной вследствие образования, ума, честности, таланта.
Посредственность не может добиться больших успехов в творчестве, но может добиться больших успехов в смысле званий, почёта, денег.

О смерти и одиночестве

В России только после смерти настоящего человека мы узнаём, кого потеряли (ИО)
Страх смерти не имеет ничего общего с жаждой жизни. Тот, кто на самом деле жаждет жить, не боится смерти. Ожидающий смерти боится её.
Рождаясь, мы фактом рождения обрекаемся на грех и страдание.
Эту простую мудрость люди постигли много тысячелетий назад. Умирая, мы фактом смерти освобождаемся от греха и страданий. Потерпи немного, и придёт твоя все искупающая смерть. А пока живи! (Ж)
Жизнь в уединении, без полной интеллектуальной и моральной деградации, возможна лишь в самом бурном потоке жизни.
Умирание есть естественный процесс. А раз так, то если он проходит правильно, он должен доставлять умирающему удовольствие.
Готовься к смерти, — говорю я, — и потому живи полноценной жизнью. Жизнь есть миг, — говорю я, — и потому живи с установкой на вечность. Будь готов умереть в любую минуту — и потому считай, что никакая минута жизни не есть последняя. Будь терпим — потому сопротивляйся всякому насилию. Если видишь, что борьба бесполезна, сражайся с удвоенной силой. Иди к людям — и потому будь один. Если ты человек, ты всегда одинок, а одиночество есть твое отношение к окружающим
людям. Имей всё — и потому отдай всё. Смиряйся, бунтуя. Бунтуй, смиряясь. Короче говоря, на каждый принцип есть противоречащий ему, через который и только через который он и осуществляется. (ИнГ)
Лучше умереть среди людей, чем быть живым и здоровым на безлюдье. Но есть состояние еще страшнее: быть среди множества людей, для которых тебя нет. Это состояние может сравниться лишь с состоянием всесильного Бога в обществе атеистов. В такие минуты я бьюсь головой о стену. Бьюсь не в переносном, а в прямом смысле слова.
Причем бьюсь о кирпичную стену, которая выходит на улицу: не слышно ударов. Я не хочу тревожить соседей по квартире и хозяев комнаты, где я за десять рублей в месяц снимаю «угол». «Боже, — шепчу я, — помоги мне пережить это бесконечное мгновение одиночества!». (ИнГ)
Теоретическая подготовка к смерти (10 принципов Гомо советикуса):

  • Будь спокоен за будущее человечества.
  • Наплюй на дружбу.
  • Не люби.
  • Оставь тщеславие.
  • Не доверяй никому.
  • Учись терять.
  • Учись не иметь.
  • Не думай о потомстве.
  • Научись смотреть на себя со стороны.
  • Не забывай твердить себе каждый раз, как об этом вспомнишь, что ты готов умереть. (ГС)

Дацзыбао АА Зиновьев (полный текст) 

Методология социального познания А.А.Зиновьева