Яндекс.Метрика

Что необходимо для общего культурного и духовного обновления Российского общества

Что необходимо для общего культурного и духовного обновления Российского общества

              После распада СССР  массовое сознание  российского народа было подвергнуто дезориентации и оболваниванию  с помощью технологий  расчеловечивания и  программ деградации.

Если Россия не желает стать жертвами нового расчеловечивания, проводимого ныне во всем мире по технологиям, опробованным  как на американских индейцах, так и на русском народе, то  очень стоит творчески вглядеться в описанный опыт и вытекающие из него закономерности.

Этот культурно- исторический  опыт стоит рассмотреть методологически, так как в нем  содержится определенная модель, которая  может оказаться ценной   за пределами конкретного  культурного контекста.

 *  *  * 

Разрушение культурно-языковой преемственности поколений среди индейцев и других маргинализованных групп приводит к  фундаментальной проблеме — отчуждению в целом от культурных норм, регулирующих жизнь коллектива и индивида. Этот процесс впервые описал французский социолог Эмиль Дюркгейм и ввел для него термин — аномия. Проблема аномии встает наиболее остро во время крупных общественных потрясений, когда окружающая жизнь отменяет старые культурные нормы, а новые либо еще не сформированы, либо не могут быть восприняты.

Последствия аномии для душевного здоровья человека и сообщества детально описал австрийский психиатр Вольфганг Джилек, переехавший в Северную Америку в 1963 году и долгое время работавший с индейским племенем прибрежных салишей. Наблюдая за ними, он вывел термин «аномическая депрессия», чтобы описать специфическое депрессивное состояние, переживаемое членами сообщества, находящегося в состоянии аномии.

В условиях общей социокультурной дезинтеграции человек испытывает растерянность по отношению к ценностям, своей способности им соответствовать и своей принадлежности к общине как к носителю и хранителю этой ценностной системы. Эта культурно-нравственная растерянность толкает человека в состояние «экзистенциальной фрустрации, уныния, пораженчества, заниженной самооценки, а порой и моральной дезориентации».   Причем, что характерно, наиболее склонными к аномической депрессии становятся наиболее образованные люди, обладающие тонкой душевной организацией.   Джилек описал не только сам синдром аномической депрессии, но и то, как наблюдаемое им племя прибрежных салишей нашло эффективный способ борьбы с ним, опираясь на свою практику шаманского целительства. В результате мощного инициатического воздействия личность теряет старую форму, а затем — обретает новую целостность.

Обсуждение американской политики подавления индейцев через расчеловечивание обосновано тем, что знание чужой истории может помочь России избежать уготованного ей капкана, построенного по тому же образу и подобию.

 *  *  * 

Нечто подобное случилось и после обрушения русской культурной и нормативной матрицы с развалом СССР.
Если существуют  ритуалы/технологии/практики, которые разрушают личность,  то  должны быть разработаны  технологии /практики  собирания целостности личности.

Для общего культурного и духовного обновления Российского общества —  необходимы технологии/ритуалы/практики,  которые бы служили локомотивом для собирания в  целостность общность и личность. 

  ______

Статьи Льва Коровина, 
Первая часть 

 Вторая часть  

Третья часть 

_________________________

Русская философия — новый взгляд на конфликтологию в России