Что необходимо для общего культурного и духовного обновления Российского общества
После распада СССР массовое сознание российского народа было подвергнуто дезориентации и оболваниванию с помощью технологий расчеловечивания и программ деградации.
Если Россия не желает стать жертвами нового расчеловечивания, проводимого ныне во всем мире по технологиям, опробованным как на американских индейцах, так и на русском народе, то очень стоит творчески вглядеться в описанный опыт и вытекающие из него закономерности.
Этот культурно- исторический опыт стоит рассмотреть методологически, так как в нем содержится определенная модель, которая может оказаться ценной за пределами конкретного культурного контекста.
* * *
Разрушение культурно-языковой преемственности поколений среди индейцев и других маргинализованных групп приводит к фундаментальной проблеме — отчуждению в целом от культурных норм, регулирующих жизнь коллектива и индивида. Этот процесс впервые описал французский социолог Эмиль Дюркгейм и ввел для него термин — аномия. Проблема аномии встает наиболее остро во время крупных общественных потрясений, когда окружающая жизнь отменяет старые культурные нормы, а новые либо еще не сформированы, либо не могут быть восприняты.
Последствия аномии для душевного здоровья человека и сообщества детально описал австрийский психиатр Вольфганг Джилек, переехавший в Северную Америку в 1963 году и долгое время работавший с индейским племенем прибрежных салишей. Наблюдая за ними, он вывел термин «аномическая депрессия», чтобы описать специфическое депрессивное состояние, переживаемое членами сообщества, находящегося в состоянии аномии.
В условиях общей социокультурной дезинтеграции человек испытывает растерянность по отношению к ценностям, своей способности им соответствовать и своей принадлежности к общине как к носителю и хранителю этой ценностной системы. Эта культурно-нравственная растерянность толкает человека в состояние «экзистенциальной фрустрации, уныния, пораженчества, заниженной самооценки, а порой и моральной дезориентации». Причем, что характерно, наиболее склонными к аномической депрессии становятся наиболее образованные люди, обладающие тонкой душевной организацией. Джилек описал не только сам синдром аномической депрессии, но и то, как наблюдаемое им племя прибрежных салишей нашло эффективный способ борьбы с ним, опираясь на свою практику шаманского целительства. В результате мощного инициатического воздействия личность теряет старую форму, а затем — обретает новую целостность.
Обсуждение американской политики подавления индейцев через расчеловечивание обосновано тем, что знание чужой истории может помочь России избежать уготованного ей капкана, построенного по тому же образу и подобию.
* * *
Нечто подобное случилось и после обрушения русской культурной и нормативной матрицы с развалом СССР.
Если существуют ритуалы/технологии/практики, которые разрушают личность, то должны быть разработаны технологии /практики собирания целостности личности.
Для общего культурного и духовного обновления Российского общества — необходимы технологии/ритуалы/практики, которые бы служили локомотивом для собирания в целостность общность и личность.
______
Статьи Льва Коровина,
Первая часть
_________________________
Русская философия — новый взгляд на конфликтологию в России