Яндекс.Метрика

Эффект присутствия

Прием также был введен в практику нацистской пропагандой. Сегодня он описан во всех учебниках по журналистике. Включает в себя ряд трюков, которые должны имитировать реальность. Их постоянно используют при «репортажах с мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя задним числом съемку «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы. Иллюзию «боевой обстановки» создают, например, резким дерганьем камеры и сбиванием с фокуса. В это время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и крики. Все выглядит так, будто бы оператор в страшном волнении, под огнем снимает реальность.

эффект присутствия

Из журналистских воспоминаний: «До начала американских бомбежек Афганистана талибы и Северный Альянс крайне редко стреляли друг в друга, в основном в воздух. Танки били по пристрелянным точкам, чтобы, не дай Бог, никого не задеть, а то вдруг попадешь в соседа по кишлаку. Вот поэтому Америке и России, прилагавшим колоссальные усилия, чтобы столкнуть их между собой, очень трудно было убедить их воевать по-настоящему. Бывало, что журналист приезжал на передовую с заданием: снять боевые действия, а их и в помине нет. И тогда он заказывал имитацию. Платил деньги, и моджахеды заряжали свои автоматы и стреляли в сторону талибов, а талибы отвечали им тем же. Все снималось на видеокамеру. После этого мировые информагентства сообщали, что группа журналистов была обстреляна талибами. В теленовостях вовсю крутили «реальные» видеокадры...».

Иллюзия достоверности оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие и создает ощущение большой подлинности событий. Создается мощный эффект присутствия, мы как будто вброшены в страшную действительность, не подозревая, что это всего лишь дешевый трюк.

Данный прием широко используется коммерческой рекламой — специально инсценируются всяческие «накладки», чтобы создать образ бесхитростных «простых» людей. Особенно умиляют ролики, в которых очередная «тетя Ася» хорошо поставленным голосом профессиональной актрисы пытается эмулировать речь «людей из народа» — якобы случайные паузы, деланные запинки, легкие дефекты произношения, показная неуверенность… Это — примитивный, но действенный прием «захвата аудитории».

РАЗДЕЛЫ:

  1. Анонимный авторитет
  2. «Будничный рассказ»
  3. Голодовка
  4. «Держи вора»
  5. Забалтывание
  6. Эмоциональный резонанс
  7. Эффект бумеранга
  8. Эффект ореола
  9. Эффект первичности
  10. Эффект присутствия
  11. Информационная блокада
  12. Использование медиаторов
  13. Классификаторы
  14. Комментарии
  15. Констатация факта
  16. Ложная аналогия
  17. Обратная связь
  18. Обход с фланга
  19. Отвлечение внимания
  20. «Очевидцы» события
  21. Переписывание истории
  22. Перспектива
  23. Повторение
  24. Подмена
  25. Полуправда
  26. Принцип контраста
  27. Пробные шары
  28. Психологический шок
  29. Рейтингование
  30. Сенсационность или срочность
  31. Смещение акцентов
  32. Создание ассоциаций
  33. Создание информационной волны
  34. Создание проблемы
  35. Создание угрозы
  36. Социальное одобрение
  37. Сросшиеся предложения
  38. Упреждающий удар
  39. Ядовитый сэндвич

 Литература

 Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. Как нас обрабатывают СМИ, политики и реклама.

___________

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА КОНФЛИКТОЛОГИЮ В РОССИИ