[fancy_header3]Алфавитный указатель[/fancy_header3]
А Б В Г Д Е Ж–З И К Л М H О П Р C Т У Ф Х–Ц–Ч Ш–Щ Э Ю–Я
[fancy_header3][/fancy_header3]
Карта конфликта – схема территории, на которой значками обозначены очаги конфликтов.
Картографирование конфликта – это метод, суть которого состоит в графическом отображении составляющих конфликта, в последовательном анализе поведения участников конфликтного взаимодействия, в формулировании основной проблемы, потребностей и опасений участников, способов устранения причин, приведших к конфликту, факторов и т.д..
«Круглый стол» – публичное обсуждение спорных проблем, предполагающее равные возможности для его участников. Участники «круглого стола» ориентированы на ненасильственное разрешение конфликта.
Катарсис – очищение, состояние эмоциональной разрядки, испытываемое человеком в процессе сопереживания.
Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками и работодателями.
Коллизия – столкновение взаимоисключающих позиций, принципов, правовых или нравственных норм. Так, противоречие между двумя принципами, признанными бесспорными международным сообществом, – правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государства – представляет собой коллизию, провоцирующую межнациональные конфликты.
Компетентность — профессиональные качества деятеля, соответствующие фиксированной задаче или проблеме, рассматриваемые с точки зрения отбора претендента для их (задачи или проблемы) решения.
Компетенция — совокупность прав и обязанностей должностных лиц (или организаций в целом) в структуре деятельности макросистемы, устанавливаемая в нормативном поле макросистемы и соответствующая её функции.
Компромисс – стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
Коммуникация — процесс использования знаковых средств для выражения представлений, рассматриваемых как значимые для «других», процесс воздействия знаковыми средствами на сознание «другого» (и субъективность в целом) для вторичного построения образа, могущего быть оцененным как «копия» образа автора. Функциональная структура коммуникации предполагает минимум двух участников (автора и понимающего). При морфологизации функциональной структуры места для одного из участников могут быть незаполненными, не предполагаемыми.
Конкуренция – 1) в широком смысле – один из основных видов социального взаимодействия; 2) в узком смысле – соперничество, активное соревнование на каком-либо поприще между отдельными субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция — это экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.
«Конкуренция — противопоставляется чувству. Как только какой-либо деятель экономике делает или воздерживается от чего-либо под влиянием какого0-либо чувства, отличного от желания дать как можно меньше, а получить взамен как можно больше, будь то чувство патриотизма или благодарности, или милосердия, или тщеславия, заставляющее его поступать иначе, нежели под воздействием личного интереса, — в этом случае он отступает от правила конкуренции. В этом случае он замещается другим правилом». (Политическая экономия, с. 92. Н.Й. 1887).
Консенсус – 1) общее согласие по спорным вопросам; 2) согласованность взглядов и ориентации субъектов, метод принятия решений посредством сотрудничества, достижения принципиального единства мнений.
Консенсус — результат установления согласия значимых лиц, групп и организаций по наиболее важным вопросам, касающимся всех участников, обладающий потенциалом инерциальности, сохранности согласия в меняющихся условиях. Условием сохранности выступает принятие результатов обсуждения всех вариантов решений и рамок совместного бытия и обладающих однородностью и определенностью.
Консциентальная война – это война средствами массовой информации, в которой объектом разрушения и преобразования являются ценностные установки народонаселения противника, в результате чего первичные цели заменяются вторичными, третичными и более низкими, приземного уровня, с несколько увеличивающейся вероятностью их достижения, причём эта вероятность, за счёт экономических и других материальных рычагов воздействия варьируется таким образом, что достижение заменяющих целей воспринимается человеком как его благо. Учитывая непосредственную связь ценностных и целеполагающих установок человека с культурой его народа, можно сказать, что объектом разрушения в консциентальной войне является культурная оболочка противника, а поскольку культура — стержень цивилизации, вопрос идёт о разрушении цивилизации.
Контроль – проверка, наблюдение, надзор за соблюдением правил и норм.
Контрреволюция – активное противодействие революции, революционным изменениям.
Конфликт — (лат. Conflictus). «Сon-» — приставочная часть означает взаимо-, направленность на взаимодейстие, некое содействие, приведение в соответствие с чем-либо (как в таких словах как — контракт, консенсус, конвенция, конфигурация), коренная составляющая «flict» — означает столкновение, ударение, стукание. При переводе на русский язык потерялась существенная смысловая составляющая слова «конфликт», указывающая на взаимо- и со-действие, и обычная трансляция означается как столкновение. С точки зрения процессов происходящих в конфликтном взаимодействии происходит взаимо-столкновение или со-столкновение, что значит, что в конфликте существенной составляющей является именно взаимное, соуровневое, уравненное столкновение и это и является собственно спецификой именно конфликта.
В остальных случаях, когда равномощность и со-уровневость столкновения нарушена, можно говорить о таких феноменах как насилие, агрессия, разрушение, боязнь, избегание.
Конфликт всегда имеет предмет, о котором можно говорить и обсуждать.
Конфликт в системомыследеятельностном подходе
«Конфликт — это такая специальная организованность взаимодействия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств развития и становления социального объекта.
Деструктивный конфликт – приводит к дезорганизации взаимодействия и разрушению объекта, появлению врагов.
Конструктивный конфликт направлен на социальные изменения и развитие, превращение противников в интеллектуальных оппонентов.
Война предполагает наличие врага. Цель войны — уничтожить/ убить врага. Основа войны — наличие вражды/ненависти и отсутствие предмета.
Появление вражды/ненависти в конфликте — является признаком перехода конфликта к войне.
Конфликт — противодействие в рамках сохранения значимости установки на реализацию «своих интересов», удовлетворение индивидуальных потребностей. Содержание «индивидуальных потребностей» и проявления «эгоцентричности» может меняться в зависимости от перехода от отдельного человека к микрогруппе, группе, макрогруппе.
Конфликт адаптационный – конфликт, возникающий на основе нарушения процесса социальной или профессиональной адаптации.
Конфликт замороженный. Самой большой ошибкой в современной практике международных отношений является сформировавшееся устойчивое мнение, что замороженный конфликт — это способ решения проблем.
На самом деле замороженный конфликт — это просто способ взаимного поддержания зон уязвимости между крупными игроками, которые в силу тех или иных причин не готовы/не могут/не хотят здесь и сейчас действовать до решительного результата, но не прочь сохранить за собой возможность подложить свинью оппоненту.
Разумеется, сохраняется и шанс решить проблему без войны, но такое, к сожалению, происходит крайне редко. Как только баланс сил между крупными игроками ломается, конфликты начинают размораживаться, а заодно возникают новые.
Конфликт неразрешимый — конфликт в котором уничтожаются сами участники конфликта, из-за невозможности субъектов сменить свои позиции или договориться.
Конфиденциальность, как конфликтологический термин – это запрет на распространение информации, могущей нанести экономический, имиджевый, брендовый и иной вред коллективному или индивидуальному субъекту (организации, группе или человеку), которая снижает конкурентоспособность субъекта, разрушает его целостность и создает риски/ущерб.
Конфликтная ситуация — состояние острого противодействия субъективных представителей различных видов работ, вызванная различием интересов, возникающих в рамках выполняемых различных и противопоставленных, противонаправленных работ. Поводом для КС. может выступить несогласие сторон с вариантом решений, способов, направленности решений, с необходимостью признания результатов деятельности и т.п.
Конфликт интересов — под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). (Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О противодействии коррупции». Статья 10. Конфликт интересов. П.1.)
Конфликтологический проект (КП) — (прое́кт — от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, и обоснования замысла практической реализации. КП – необходим в случае, осознания управленцами необходимости иметь планы работ и мероприятия, направленные на профилактику и разрешения конфликтов в организации. Продуктами КП являются: 1) комплект разработанной документации, норм и правил для профессиональных действий управленцев и специалистов в конфликтах 2) Формирование конфликтологической компетенции.
Конфликтологический мониторинг (КМ) — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров изменения развития конфликтов, в сравнении с заданными критериями. КМ — система сбора/регистрации, хранения и анализа определенного количества ключевых (явных или косвенных) признаков/параметров описания конфликта для того, чтобы иметь представления о том как протекают конфликты на территории или в организации.
Конфликтологические риски — сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий для организации или субъектов в конфликте, могущих нанести субъекту или деятельности ущерб или убыток. Риск — характеристика конфликтной ситуации, имеющей неопределённость исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.
Конфликтологическая служба (КС) — это организационная структура которая представляет систему конфликтологических центров, групп, отдельных конфликтологов, связанных в единую структуру. КС — это система практического использования конфликтологии для решения комплексных задач конфликтологической экспертизы, диагностики, консультации, профилактики и разрешения всех видов конфликтов: отдельного человека, в семье, в организациях, учреждениях, в обществе в целом. Цель К. С. – профилактика и конструктивное разрешение всех видов конфликтов.
Конфликтологическая компетенция — это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять мыследеятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода разрушительных тенденций в русло решения проблем и развития деятельности. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации.
Конфликтологическое сопровождение — процесс сопровождения проектов, конфликтогенных по своей сути, например инновационных проектов, с целью снижения сопротивления изменений и разрешению конфликтов.
Конфликтологическая экспертиза — это процесс изучения и фиксации проблем, а также поиска ресурсов, необходимых для разработки социальной технологии регулирования конфликта. Конечной целью конфликтологической экспертизы является выработка предложений по снижению конфликтной напряженности, профилактике и разрешению/ урегулированию конфликта.
Есть два типа экспертизы:
1) по отношению к устойчивому объекту, где действуют четкие нормы и правила и все эксперты их ЗНАЮТ.
2) по отношению к будущему объекту, в котором на первом месте ТРЕБОВАНИЯ из будущего, как должны измениться действия субъектов на территории конфликта, чтобы ….. и т.д.
Проводя конфликтологическую экспертизу, мы имеем дело с объектом-кентавром по отношению, к которому, эксперты должны руководствоваться не только нормами и правилами, им необходимо формулировать ТРЕБОВАНИЯ к будущей ситуации.
Конфликт-менеджер — это специалист в области разработки технологий профилактики, регулирования и разрешения конфликтов, возникающих в процессе реализации социальных инноваций, в ситуации высокой степени неопределенности и повышенных рисках. В центре внимания организационного конфликт-менеджмента находятся четыре основополагающих процесса/понятия: инновации, конфликты, риски и развитие
Конфликтоустойчивость (КУ) — специфическое проявление психологической устойчивости, способность человека оптимально организовать свое поведение, коммуникацию и мышление в конфликтных ситуациях. КУ – включает такие компоненты как: эмоциональную устойчивость; активизацию познавательной функции в конфликтах; мотивацию на совместное разрешение противоречий/проблем и конфликтов; поведение — открытость и доброжелательность; сохранение критичности и рациональности.
Конфликт военный – форма межгосударственного конфликта, который характеризуется таким столкновением интересов противоборствующих сторон, в котором последние для достижения своих целей используют с различной степенью ограничения военные средства без мобилизации всей своей военной мощи.
Конфликт вооруженный – конфликт между средними и большими социальными группами, в котором стороны используют вооружение (вооруженные формирования), исключая вооруженные силы.
Конфликт латентный – 1) один из основных типов конфликта, тяжело переживаемое психическое состояние, вызванное затянувшейся борьбой мотивов, ценностей, влечений, отражающей противоречивые связи с социальной средой, и задерживающее принятие решения; 2) понятие, используемое для обозначения начальной, латентной фазы в развитии конфликта, которая характеризуется отсутствием внешних (открытых) действий оппонентов друг против друга.
Конфликт моральный – конфликт, возникающий на основе нравственного противоречия в социальной сфере или в сознании отдельного индивида и заключающийся в столкновении и противодействии сторон, мнений, оценок, ценностных ориентации, имеющих выраженный нравственный компонент.
Конфликт эрратический – конфликт между сложными самоорганизующимися системами. Этот термин применяется преимущественно в математике, системотехнике.
Конфликтное поведение – действия, направленные на прямое или косвенное блокирование усилий противостоящей стороны в достижении ею своих целей и намерений.
Конфликт межрегиональный — это столкновение между властями близлежащих территориальных единиц по поводу возвращения территориальной целостности и самостоятельности управления, которое было отнято в результате войн, революций, аннексий и контрибуции. Главные конфликтующие субъекты — это политики и чиновники у власти, использующие население для достижения политических целей.
Коллизия — столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов; расхождение между отдельными законами одного государства или противоречие законов, судебных решений различных государств.
Комплекс неполноценности — психопатологический синдром, стойкая уверенность человека в собственной неполноценности как личности, ведущая к невротическим отклонениям и невротическому конфликту.
Компромисс — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.
Конкуренция — это борьба между субъектами или группами, которые не обязательно находятся в коммуникации или контакте, но которые заинтересованы в достижении одной и той же цели.
Консенсус — социальное согласие и определенная степень согласованности в действиях, благодаря чему обеспечивается социальная интеграция и совместные коллективные действия, в том числе и групп, находящихся до этого в конфликтных противостояниях
Контроль социальный — способ саморегуляции социальной системы (общества, общности, группы), обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством ценностно-нормативного (правовыми, социокультурными, моральными и иными нормами) регулирования. Контроль социальный может либо усиливать возникающие в обществе конфликтные взаимодействия, либо подавлять их (в случае тоталитарной системы политической власти), либо смягчать и институционализировать их (в демократическом обществе).
Конфликт духовный (философский аспект) — столкновение человека с внутренним миром и момент открытия глубинных смыслов его жизни и смерти. Основные признаки духовного конфликта: разочарование и раскаяние в содеянном ранее; частичное или полное разрушение прежней системы координат; открытие в себе новых возможностей и сил для поиска новой системы ценностей.
Конфликт деструктивный — нарастание «отклоняющихся» признаков и перевод фокуса внимания конфликтующих сторон с содержания на форму.
Конфликт как метод — средство обострения скрытых процессов, то, что невидимо в нормальных обстоятельствах (например, в психологии — психоанализ, на войне артобстрел). Конфликт-метод — метод, основанный на закономерностях естественного протекания конфликта. Его принципиальной особенностью является сохранение и обострение в мышлении — реально существующего конфликта. Применение его возможно в экспериментальном режиме (организационно-технологическое и процессуальное описание его применения отражено в кандидатской диссертации Л. Н. Цой — «Практическая конфликтология в управленческом консультировании» — Институт социологии РАН, 1997).
Конфликт латентный — скрытый, неявный конфликт, начальная стадия в развитии конфликта, характеризующаяся отсутствием открытых действий оппонентов.
Конфликт национально-этнический — это столкновение между группами людей, принадлежащими к разным национальностям (или к этническим группам), основанное на чувстве превосходства и гордости за принадлежность к нации. Основные признаки национально-этнического конфликта: не принятие и подавление иных традиций, норм и форм общения, жесткость и агрессивность по отношению друг к другу в случае нарушения национальных традиций и норм.
Конфликт с нулевой суммой — конфликт, в котором интересы сторон полностью противоположны. В таком конфликте «выигрыш» одной стороны точно равен «проигрышу» другой, а в итоге сумма выигрышей равна нулю.
Конфликт с отрицательной суммой — конфликт, в котором все его участники оказываются в проигрыше.
Конфликтная ситуация – наличие противоречивых позиций сторон по какому-либо поводу, условие возникновения конфликта. К.С. — это неуравновешенная и потенциально противоречивая ситуация, включающая в себя три стадии: предконфликт, конфликт и постконфликт. Предконфликт включает в себя три этапа: зарождение конфликта, созревание конфликта, инцидент. Конфликт включает в себя две стадии: собственно столкновение (конфликт) и развитие конфликта. Постконфликт — это результат столкновения конфликтующих сторон. Он может оканчиваться переговорами, хронической конфликтной ситуацией, войной и т.д. К. с. — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.
Конфликтогены — слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих взаимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт.
Конфликтология – междисциплинарная область научного исследования конфликта. Объектом ее являются конфликты различного уровня: зооконфликты, внутриличностные, социальные конфликты (межличностные, межгрупповые, межгосударственные), предметом – общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов, а также основные принципы, способы и приемы деятельности по отношению к конфликту, т.е. управление конфликтом.
Конфликтологическая компетенция — это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации. (Термин введен Б.Хасаном).
Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д.
Корпоративный конфликт – это столкновение интересов партнеров между собой или с третьей силой по поводу прав собственности и/или управления бизнесом и, в конечном счете, контроля над активами компании (недвижимость, денежные потоки, патенты и пр.). То есть, корпоративный конфликт – это конфликт, связанный с попыткой перехвата управления между партнерами, объединенными разными формами правового регулирования (АО, ООО). Зачастую катализатором возникающего конфликта является нарушение моральных норм, а не только правовых. В этом случае, определить кто прав, а кто виноват в конфликте, крайне затруднительно и конфликт развивается интенсивно, обрастая большим числом исков и заявлений, поданных в компетентные органы или суды. Однако, даже в случае, если одна из сторон получит положительное судебное решение, нет никаких гарантий, что конфликт будет разрешен и что проигравшая сторона не продолжит противоборство либо в суде, либо с использованием административного и других ресурсов
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавших свою эффективность и разделяемых большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; особенности гендерных и межнациональных взаимоотношений; принятая символика: лозунги, организационные табу, ритуалы.
Критерии разрешения конфликта — это количественные и качественные характеристики, позволяющие зафиксировать переход конфликта в новое качественное состояние на разных уровнях управления: организационном, эмоционально-психологическом, информационном, коммуникативном, нормативно-правовом.
Кризис – 1) в конфликтологии понимается как резкое нарастание остроты конфликта до такой точки, за которой наступает перелом ситуации: либо стороны отступают, либо прибегают к силе; 2) процесс острого проявления социальных противоречий, затрагивающий, как правило, все сферы общественной жизни. Основная причина кризиса лежит в несвоевременном или ошибочном разрешении противоречий, приводящих к видимому и ощутимому ухудшению положения населения и к ослаблению социального контроля. Не всякий конфликт неизбежно ведет к кризису, но в основе кризис – всегда конфликт.
Кризис — состояние бытия нечто, в котором проявляется разрушение механизма сохранения способа бытия и структурной определённости как основания функционирования и развития. Кризис может иметь направленности на разрушение и подготовку к развитию нечто.
Кризис духовный — это состояние человека в момент осознания зря прожитой жизни и невозможность человека самостоятельно найти точку опоры в этом мире. Духовный кризис всегда личностен и может сопровождаться болезнью, замкнутостью, резким обращением к противоположному мировоззрению (вере, идеологии), ненавистью к себе и окружающим, растерянностью, агрессией, иррациональным протестом против всего мира. Само осознание не является показателем духовного кризиса. Его специфика состоит в том, это осознание сопровождается сложной внутренней интеллектуальной работой в поисках смысла собственного существования. Результатом духовного кризиса является переход человека на новый уровень развития, человек становится внутренне богатым, что находит отражение в развитии интеллекта, коммуникации и здоровых эмоционально-психологических отношения с окружающим миром.
Критерии разрешения конфликта — это количественные и качественные характеристики, позволяющие зафиксировать переход конфликта в новое качественное состояние на разных уровнях управления: организационном, эмоционально-психологическом, информационном, коммуникативном, нормативно-правовом.
Ксенофобия — буквальный перевод данного термина — «ненависть к иностранному». Данный термин используется при описании враждебного отношения к людям, которые являются поданными других стран или представителями других этнических групп. Ксенофобия выражается в неуважении к их традициям и культурам.
Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы.
Конфронтация – противоборство, противопоставление, столкновение сгорби, их интересов и целей.
Конфликт-менеджер — это специалист в области разработки технологий профилактики, регулирования и разрешения конфликтов, возникающих в процессе реализации социальных инноваций, в ситуации высокой степени неопределенности и повышенных рисках. В центре внимания организационного конфликт-менеджмента находятся четыре основополагающих процесса/понятия: инновации, конфликты, риски и развитие
Конфронтация — противоборство, противопоставление различных мнений, интересов, целей.
Корпоративная агрессия — сознательное причинение вреда одной группой другой, когда тематика насилия используется в литературе для повышения контроля, манипуляций над конкурирующими группами, а также создания идеологии насилия, оправдывающего агрессию представителей одной группы по отношению к другой.
Кризис середины жизни — это не столько утрата человеком смысла жизни, сколько осознание существенного расхождения между мечтами и жизненными целями, а также действительной их реализацией, на которые осталось немного времени.
Квазигруппа — возникающая непреднамеренно и спонтанно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и осознанное понимание противоположности своих интересов и целей интересам и целям другой (других) группы (групп).
Кризисная ситуация — это ситуация, порождающая дефицит смысла в дальнейшей жизни и деятельности человека или взаимодействия труппы людей.
Критерии разрешения конфликта — это некоторые характеристики, позволяющие зафиксировать переход конфликта в новое качественное состояние на разных уровнях: организационном, эмоционально-психологическом, управленческом.
Культура (субкультура) агрессивности — это совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности, связанных с проявлением насилия и отражающихся в жизни общества или какой-либо его группы.
Культура (субкультура) виктимности — разновидность культуры вообще или культурной, профессиональной общности людей, которые свое аутоагрессивное поведение делают главным объектом творчества и воспевания.
Культурное самоопределение — самоопределение в пользу фиксированных и изменяющихся культурных норм.
Конфликтология и конфликты