К онтологии множественности миров
Социокультурная рамка данной работы в значительной мере определяется тем, что вслед за В.Ф.Эрном [1] можно назвать «идеей катастрофического прогресса». Эта идея или, вернее, мотив катастрофичности сегодня настолько уверенно звучит в полифонии философской и научной (не говоря уже о религиозной) мысли – практически доминирует, – что едва ли можно пройти мимо нее при серьезном философском анализе современности. Мы не будем обсуждать здесь вопрос о том, является ли катастрофичность нашей эпохи феноменом или всего лишь особого рода дискурсом, в котором смысл слова «быть» конституируется на базисе значений «рисковать (вызвать катастрофу)», «предупреждать (катастрофу)», «выживать (в катастрофе)» и «ликвидировать последствия (катастрофы)». Действительно важными и первостепенными представляются вопросы об основании, условиях и формах катастрофичности. Попытке ответа на вопрос о предельных (онтологических) основаниях катастрофического прогресса, о катастрофичности как черте бытия, и посвящена данная статья.
К онтологии множественности миров
Век катастрофического прогресса
Онтологии и онтологическое мышление. «Конкуренты» онтологии
Истоки и смысл онтологического мышления
Атомы и миры (Левкипп, Демокрит и другие атомисты)
Мир, культура и цивилизация (О.Шпенглер)
Заключение. Литература. Примечания.
В.В.Никитаев. К онтологии множественности миров// Журнал Философия науки. Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2000. С.135-157.
____
Для философствующих конфликтологов
Конфликтология и конфликты