Яндекс.Метрика

Организационный конфликт-менеджмент в конфликтологии

Организационный конфликт-менеджмент в конфликтологии

Организационный конфликт-менеджмент в конфликтологии

Цой Л.Н.


В переводных работах,  можно встретить  четыре позиции которые так или иначе формируют ОКМпространство менеджмента: менеджер, риск-менеджер, стресс-менеджер, конфликт-менеджер.

Конфликт-менеджер — это специалист в области разработки технологий профилактики, регулирования и разрешения конфликтов, возникающих в процессе реализации социальных инноваций, в ситуации высокой степени неопределенности и повышенных рисках. В центре внимания организационного конфликт-менеджмента находятся четыре основополагающих процесса/понятия: инновации, конфликты, риски и развитие.

Одной  из принципиально важных задач, которая может быть поставлена (и уже исследуется в России) как на теоретическом, так и на практическом уровнях – это поиск и исследование такого механизма в конфликтной ситуации, который бы способствовал сохранению инновационного потенциала, развитию конструктивной коммуникации конфликтующих сторон и реализации инновационных проектов.

Конфликтный потенциал – это имманентно присущее человеку и обществу наличие противоречивых ценностей, интересов и потребностей, лежащих в основе социальной жизни. Сохранить конфликтный потенциал — это значит, создать такую демократическую ситуацию и полисубъектную среду,  в которой каждая конфликтующая сторона могла бы открыто реализовать свое право на конфликт, защищая (и согласовывая) ценности, интересы и удовлетворяя свои потребности в рамках правового поля. На этапе открытого конфликта конфликтный потенциал актуализируется и результатом столкновения конфликтующих сторон могут стать переговоры, консенсуальные отношения, сохранение хронической конфликтной ситуации (холодный конфликт), война, террористический акт, забастовка и другие крайние формы проявления агрессии и физического насилия.
Конфликт, в котором оказывается конфликтующий субъект (групповой или индивидуальный), требует большой энергии работы мысли. Социальное, эмоционально-психологическое и физическое напряжение создает возможность вырваться мысли за свои пределы, то есть «выскочить» в рефлексивное пространство («мысль о мысли») и дополнить новым смысловым содержанием имеющуюся картину конфликтного взаимодействия.
В связи с тем, что поток событий в конфликте заставляет человека принимать любое решение (в том числе и этическое) скорее рефлекторно, чем рефлексивно, необходимо учесть, что на пути исследования и профессионального вмешательства в социальные конфликты находят  препятствия в форме общественных и индивидуальных стереотипных реакций. В них отражается уровень сознания и степень развитости рефлексивного мышления субъектов.

В условиях конкуренции, ситуации неопределенности и внедрения инновации управление конфликтом в организации представляет принципиально иной характер. Сложность, неопределенность, риски в инновационной деятельности являются, с одной стороны, причиной дезинтеграции человеческих усилий, а с другой — ее результатом.

Конфликт — это неоднозначное, неоднородное и не только причинно-следственное явление.

Инновационный конфликт, как специфическая организация взаимодействия людей отражает монолитный, нелинейный, многофакторный и неоднозначный процесс, намного превышающий по своей сложности устоявшиеся схемы управления, ныне существующие в менеджменте. Инновационные конфликты являются сопутствующим процессом социальных инноваций, побочным (но не второстепенным) продуктом внедрения инноваций.

Руководитель и менеджмент организации, которые реализуют инновационные проекты, становятся конфликтогенным фактором, а потому им необходимо  знать механизмы диагностики, профилактики  и  разрешения конфликтов,  как управлять конфликтами в процессе реализации  социально-значимых инновационных проектов.

Управление и Разрешение конфликтов НЕ одно и то же. 

Разрешение конфликта в инновационной-ориентированной организации — это поиск компромисса и сохранение конструктивного конфликтного потенциала организации.

Конфликт разрешен только в том случае, когда всеми сторонами конфликта согласована и принята новая норма, выполнение которой минимизирует или исключает повторение подобных конфликтов, препятствующих реализации инновационного проекта.

Управление конфликтом в инновационной-ориентированной организации  это поиск ресурсов для разрешения новых проблем и задач, в ходе реализации инновационного проекта,  в   целях развития организации.

В основании  курса «Организационный конфликт-менеджмент»  (ОКМ) положены  представления о том, что противоречия и напряженность являются существенными элементами функционирования развивающейся организации и поэтому не могут быть окончательно устранены.  Конфликты играют важную роль в процессе развития, реализации инновационных проектов  и системных изменений.  Социальные инновации, развитие, конфликты и риски — находятся в центре внимания ОКМ.

ОКМ, как  новая дисциплина  по выбору– это ответ на вызов гуманитарным наукам, которые должны быть ориентированы  на новые проблемы, новые современные практические задачи, новые источники (литература), новый современный опыт, новый лекционный материал,  новый тезаурус. Это разные образовательные технологии, смешанные формы (онлайн и оффлайн) и режимы обучения, игровые технологии, тренинги, консультации, анализ жизненно важных кейсов, это технологическая дисциплина связи между теорией и практикой. Это новое требование к мышлению преподавателя – оно должно быть рефлексивным, Основополагающим подходом является   системо-мыследеятельностный подход, разработанный Щедровицким Г.П.).

Курс ОКМ разработан на принципах и идеях:  

  • Зиновьева А.А., (Методология социального познания)
  • Щедровицкого Г.П. (организационно-деятельностные игры)
  • Дудченко В.С. (инновационные игры)
  •  Пригожина А.И. (управленческое консультирование)
  • Лапина Н.И. (Инноватика)
  • Цой Л.Н. (Организационный конфликт- менеджмент)
  • Литература программе курса.

Управление конфликтами — это   рефлексивное управление. ( см. работы  Лефевра В.А.)

 PS// Это текст авторский (ЦойЛ.Н.) и напечатан только на сайте Московской школы конфликтологии.

Те преподаватели, которые не прошли курс  повышения квалификации (рук. Цой Л.Н.) профанируют  дисциплину ОКМ  и нарушают авторское право.   

____________

Книга Цой Л.Н «Практическая конфликтология» на Федеральном портале ЭСМ
Книга Цой Л.Н. «Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов и 111 ответов»

Программа курса «Организационный конфликтменеджмент» 

______________

Дудченко Вячеслав Сергеевич

Инновационная методология

Инновационная игра как метод исследования и развития организации

Управление будущим: теоретико-методологические проблемы

Конфликтменеджмент в конфликтологии

Организационный конфликтменеджмент (ОКМ)

                                  Программа учебного курса ОКМ