Яндекс.Метрика

НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ

НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ

Письмо тридцатое. НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ

Вот о чем хотелось бы сказать. В «Заметках о русском» и в «Диалогах о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем» я уже обращал внимание на некоторые черты русского характера, на которые в последнее время как-то не принято обращать внимание: на доброту, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства и пр. Читатель вправе спросить: а куда ж девались в «Заметках» отрицательные черты русского человека? Разве русским свойственны одни только положительные черты, а другие народы их лишены? На последний вопрос читатель при желании найдет ответ в самих «Заметках»: я говорю в них не только о русском народе. А что касается первого вопроса, о русских недостатках, то я вовсе не считаю русский народ их лишенным: напротив, их у него много, но… Можем ли мы характеризовать народ по его недостаткам? Ведь когда пишется история искусств, в нее включаются только высшие достижения, лучшие произведения. По произведениям посредственным или плохим нельзя построить историю живописи или литературы. Если мы хотим получить представление о каком-либо городе, мы ознакомимся прежде всего с его лучшими зданиями, площадями, памятниками, улицами, лучшими видами, «городскими ландшафтами». Иное дело, когда мы знакомимся с отдельными людьми – с медицинской или нравственной их стороны. Мы же подходим к представлениям о народе. Народ как создание искусства: такова моя позиция в «Заметках» в подходе к любому из народов.

О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Вообще говоря, любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания.

Благожелательность, напротив, открывает пути правильного познания.

Самолет не падает на землю не потому, что он крыльями «опирается на воздух», а потому, что он подсасывается кверху, к небу… В народе самое главное его идеалы.

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7  (Фрагменты из книги)

  1. ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
  2. ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
  3. БОЛЬШОЕ В МАЛОМ
  4. МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
  5. САМОЕ БОЛЬШОЕ
  6. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ
  7. В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ
  8. ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА
  9. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
  10. БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ
  11. КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?
  12. ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ
  13. ПРО КАРЬЕРИЗМ
  14. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
  15. О ВОСПИТАННОСТИ
  16. О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ
  17. ПРО ЗАВИСТЬ
  18. О ЖАДНОСТИ
  19. УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ
  20. ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ
  21. КАК ГОВОРИТЬ?
  22. КАК ВЫСТУПАТЬ?
  23. КАК ПИСАТЬ?
  24. Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
  25. Письмо двадцать третье О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ
  26. Письмо двадцать четвертое БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ ( ответ на письмо школьника)
  27. ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ
  28. УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!
  29. ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
  30. БЫТЬ ВМЕСТЕ
  31. Письмо двадцать девятое ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
  32. НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
  33. КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ
  34. Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО
  35. Письмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ
  36. Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕ
  37. Письмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
  38. Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН
  39. НОЧЬ В ПАСАНАУРИ
  40. Письмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА
  41. Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИ
  42. Письмо тридцать девятое ПРИРОДА РОССИИ И ПУШКИН
  43. О ПАМЯТИ
  44. Письмо сорок первое ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ
  45. Письмо сорок второе УМЕТЬ ЗАМЕТИТЬ КРАСОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ
  46. Письмо сорок третье ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГО
  47. Письмо сорок четвертое ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА И ФИЛОЛОГИИ
  48. Письмо сорок пятое КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ
  49. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
  50. К ЧИТАТЕЛЯМ

__________

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ШКОЛАХ