Яндекс.Метрика

Общая схема конфликтологической компетентности

Общая схема конфликтологической компетентности

Схема мыследеятельности
Схема мыследеятельности

Цой Л.Н. 

На данном этапе развития научной мысли не просто четко описать конфликтологическую компетентность. С одной стороны, это обусловлено тем, что данная компетентность проявляется в конфликтных ситуациях, а это практические ситуации. С другой стороны, возможно описать идеальную модель конфликтологической компетентности, но она не будет в полной мере соответствовать модели реальной.    Согласно работам Г. П. Щедровицкого, при моделировании возможны две исследовательские позиции:

а) исследователь «видит» объекты своей деятельности, изменения и преобразования их материала или отношений к другим объектам;

б) исследователь «видит» саму деятельность, функции объектов в деятельности и смену их, средства и процедуры деятельности и рассматривает свое мышление, как часть деятельности .

Г. П. Щедровицкий утверждает, что общее определение модели может быть дано только с позиции номер два; оно будет фиксировать функции модели в деятельности. Словесно функция модели определяется так: если свойства, выявленные в каком-то объекте М, могут быть приписаны другому объекту О, то первый объект является моделью второго.

Конструируя идеальную модель конфликтологической компетентности, необходимо учесть следующие содержательные блоки: методологический блок, теоретический блок, практические знания (навыки и умения, «кейсы» и опыт работы в конфликте), технологический блок, личностные характеристики конфликтующего субъекта, нормативные и этические рамки конфликтования.

Схема Цой Л.Н.Методологический блок конфликтологической компетентности подразумевает владение методами диагностики, исследования, прогнозирования, профилактики конфликта, систему принципов и взглядов. Этот блок требует включения субъекта в процесс «познания» конфликта, а также рефлексивного мышления, позволяющего анализировать собственные мыслительные процессы субъекта.

Теоретический блок конфликтологической компетентности включает в себя не только базовые знания о конфликте как о предмете изучения, но и знание различных подходов к конфликту в философских учениях, психологии, социологии, филологии, концепции естествознания (физика, химия, биология, экология) и других науках и дисциплинах. Теоретические знания также подразумевают широкий спектр знаний в конкретной профессиональной деятельности, в которой проходит работа с конфликтом.

Под практическими знаниями подразумевается эмпирический опыт взаимодействия в конфликте и нравственное самоопределение в   нахождении баланса, равновесия между своими субъективными устремлениями и внешними требованиями с ведущим характером требований.    Связующим звеном между теорией и практикой являются технологии. Именно технологичность свидетельствует о мастерстве практика, использующего в полной мере теоретические наработки и методы работы в конфликте. Под технологиями конфликтологической компетентности подразумеваются в основном гуманитарные технологии по формированию определенных программ (социальных и психологических) деятельности субъекта в конфликте. Технология по своей природе вторична, потому как является продуктом рационализации интуиции, создается субъектом и становится таковой только при реконструкции того, чего не было в природе. Этическая и правовая компоненты – это умение конфликтующих субъектов осуществлять взаимодействие, не выходя за границы разумного, честно и открыто предъявляя противоречия, действовать в пределах нормативно-правового поля, в соответствии с буквой закона, не нарушая целостности социальной структуры. Необходимо помнить, что наивысшая ценность – это человеческая личность.   По природе конфликт – амбивалентен: он может приобрести как позитивный, так и негативный характер. Субъекты, создавая конфликтную ситуацию, оказываются ее заложниками в случае, если у них:

  • не развито рефлексивное мышление,
  • отсутствует опыт «здорового конфликтования»,
  •  нет знаний об  объекте под названием «конфликт»,
  • отсутствуют  коммуникативные  технологии взаимодействия в конфликте.

В зоне разрушительного воздействия конфликта могут оказаться не только конфликтующие стороны, но и окружающие их ни в чем неповинные люди. Поэтому для «здорового конфликтования» в идеале необходимо сознательное ограничение пространства конфликта, необходима «культура конфликтования». Конфликтологическая компетентность проявляется в рефлексивном выходе и построение разумных границ конфликтного взаимодействия, умении видеть ситуацию в целом и в системе. Конфликтологическая компетентность подразумевает такой способ конфликтования, в котором конфликтующие стороны взаимодействуют на уровне конструктивной коммуникации. Это предполагает экологичный стиль поведения в  конфликте.

Междисциплинарная модель конфликтологической компетентности

Конфликтологическая компетентность в социологии, психологии, конфликтологии и лингвистике

Конфликт как метод формирования конфликтологической компетентности: принципы, подходы, ценности

Общая схема конфликтологической компетентности

Конфликтологическая компетентность тьютора

 Профессионально-этический Кодекс конфликтолога МШК