Яндекс.Метрика

Основные проблемы и тезисы, важные в контексте формирования доверия между властью и жителями

Цой Л.Н.

 5 -7 декабря 2013 года на  Третьем  Московском  урбанистическом  форуме, две  сессии были  организованы   Аппаратом  Мэра и Правительства Москвы:

  • «Осознавшие себя горожане: как вовлечь их в активное участие в делах города»
  • «Власть и граждане: от отчуждения к сотрудничеству. Практики Москвы».

Мною выделены и условно классифицированы основные проблемы  и тезисы,    важные в контексте формирования доверия между   властью и жителями: философия управления; город как пространство столкновения (конфликтов) интересов разных социальных групп;  новые подходы к управлению;  инструменты контроля и формирования доверия к власти.

Философия управления.

  • Социальный мир – основная задача управлением города.
  • От иерархического принципа управления к взаимодействию и коллегиальному управлению.
  • Обеспечить жизнь граждан и порядок  в городе не силой, а профилактикой.
  • Эффективная профилактика – это поиск общего языка между властью и жителями.
  • Общественный контроль  населения – это термометр деятельности полиции и власти.
  • Принципы новой  философии управления:
    • определять/выявлять  жителей/группы, готовые к сотрудничеству,
    • адекватность в  выявлении общественного мнения,
    • сбор предложений от территориальных групп,
    • все группы важны, но главные те, которые  действительно хотят решать проблемы города и территории.
  • Власти необходимо  СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ, отделять пустую критику от содержательной, учитывать  предложения по улучшению.
  • Изменение поведения чиновников: от профанации и лицемерия к управлению с обратной связью и содержательной коммуникацией.

Город как пространство столкновения (конфликтов) интересов разных социальных групп.

  • Общественное пространство – это зона конфликта,  широкие протесты связаны с политической повесткой страны. Повестка дня должна быть о будущем города.
  • Интересы разных социальных  групп  — формируют конфликтный потенциал в городе.
  • Локальные конфликты в зоне массовой застройки неизбежны. Нужен новый стандарт публичных слушаний на принципах максимально широкого качественного информирования жителей и вовлечение в процесс публичных слушаний  выгодоприобретателей.
  • Точечные градостроительные проекты  и линейные (общегородские) проекты  —  требуют разных принципов вмешательства в градостроительные  конфликты.
  • Принципы публичных слушаний: прозрачность, открытость.
  • Если  в процессе публичных слушаний выяснится, что недостатков больше, чем достоинств, то правительство Москвы отказывается от застройки.
  • Как увидеть активных горожан? В протестах и конфликтах.
  • Почему нет активных граждан?  Потому что нет доверия к власти. Активность граждан появляется в ситуации личной угрозы жизни и в массовых протестах.
  • Недоверие  жителей – способствует контролю над властью.
  • Конфликтогенность города увеличивается в ситуации:
    • отсутствия публичных пространств,
    • если есть проблемы, но нет лидеров.
  • Необходимо обучать представителей власти,  чиновников и жителей   сдерживать свои эмоции.

Новые подходы к  управлению

  • Слабая готовность чиновников к взаимодействию с жителями
  • Существует нехватка каналов коммуникации в процессе принятия управленческих решений. Недостаточно  также каналов коммуникации между властью и жителями.
  • Принятие управленческих решений возможно в диалоге и взаимном уважении.

Необходимо:

  • развивать местное самоуправление,
  • повысить качество проведения публичных слушаний,
  • использовать СМИ для публичности и открытости информации о деятельности власти,
  • развивать краудсорсинг,
  • активно опираться на советы и общественные организации.
  • Краудсорсинг – это деятельностные сообщества. Это сообщества, которые хотят решать задачи и проблемы бесплатно, это облако мозгов.  Как завоевать их доверие? Это серия инициатив, пиар  активных людей,   бесплатное рекламное приложение  авторов инициатив.
  • Как мотивировать активных  граждан?  Привлекать активных граждан к мониторингу, на начальном этапе вкладывать ресурсы на мероприятия. Мотивационные схемы   — призы, круг общения, эффект принадлежности к специальным программам.
  • Нужны технологии управления, снижающие отчуждение граждан от решения проблем города.
  • Для города Москвы  важны:
    • фундаментальные и прикладные исследования;
    • экспертные сообщества/эксперты;
    • самостоятельно работающие   гражданские   институты и общественные организации.
  • Привлечение граждан через позитивный опыт столкновения с услугой

 Инструменты контроля и формирования доверия к власти.

  • Самое эффективное средство управления —  это дать власть депутатам муниципального уровня, лидерам общественного мнения. Советы муниципальных депутатов способны сплотить вокруг себя активных жителей и разрешать мелкие локальные конфликты.
  • Децентрализация и делегирование полномочий с одной стороны увеличивает риски, с другой позволяет повышать   общественный контроль за качеством работы и ликвидировать безответственное поведение   чиновников. Недоверие к власти стимулирует общественный  контроль, децентрализация отделяет государственную власть  от муниципальной власти.
  • Портал  «Наш город» позволит полностью изменить представление о функции власти и минимизировать временные затраты жителей, повысить контроль за качеством обслуживания дома, квартала, улицы, двора и т.д.
  • Советы депутатов могут выражать недоверие к главам управ.
  • Социология не в цифрах, а в   поисках тенденций и факторов зарождения социальных протестов. Необходимо выявлять ценностные запросы, что совпадает и чем отличается  совпадение.
  •  Кто  КОМУ нужен? Никто никому не нужен. Чиновники и жители по разные стороны  (МЫ-ОНИ)
  • Экстерриториальный принцип – не привязывание обслуживание москвичей к месту регистрации. Чтобы жители  были довольны,  необходимо создавать позитивное настроение в процессе коммуникации и предоставления услуг.
  • У каждой проблемы есть свой «владелец». Адресность исполнения,  как основополагающий принцип предоставления гос. услуг.
  • Не искать аргументы, почему не решена проблема (почему не сделано)  а искать ресурсы для того, чтобы сделать. Обратная связь о решении проблемы.
  • Для контроля чиновников нужен новый формат работы — инструмент обратной связи. Эту функцию  берут  на себя волонтеры.
  • Единый государственный портал. Открытые данные о всех  государственных услугах.
  • Государственные услуги – это живое общение и должна быть высокая культура коммуникации.
  • Государственные услуги интернетпорталов – минимизируют контакты с чиновниками и здесь нужна комфортность, простота, качество и   понятность  входа на портал и качество услуги.
  • Интернетпорталы, МФЦ —  реальные  инструменты сокращения дистанции между властью и  жителям.
  • МФЦ – центры притяжения района. Приход  жителя в МФЦ – должен быть эмоционально положительно окрашен в процессе предоставления услуги.
  • От экспертных сообществ/экспертов  требуются  разработки технологизации  управления   и формирование культуры  коммуникации в городском пространстве.

PS// Коммуникация  между разными слоями  населения (группами  жителей), а также  между жителями города и властью (городской и муниципальной)    формируется   в конструктивном  направлении и может  развиваться  только на фоне общей созидательной деятельности в решении социальных и градостроительных   проблем.   Недоверие    — важнейший   фактор в развитии общественного контроля над деятельностью власти.  

07 декабря 2013 г.

Описание сессии

Видеозапись