Ч а с т ь I. Технология проблематизации
§ 4. Проблемная ситуация и проблема как взаимосвязь мышления, коммуникации, действия
Что же это за технология, с которой вам, читатели, предстоит работать на уроках по метапредмету “Проблема”?
Нужно усвоить следующее: проблемная ситуация возникает в ситуации конфликта, противоречия, апории2. Этот конфликт может происходить непосредственно в ситуации, перед твоими глазами, а может быть реконструирован на основании чтения различных текстов.
Вначале этот конфликт носил коммунальный характер.
Неясно, почему люди ссорятся и отрицают взгляды и представления друг друга: то ли за этими разногласиями стоят какие-то содержательные основания, то ли нет. То ли они не принимают точку зрения другого человека, потому что ее не понимают, то ли они ее отрицают, исходя из более серьезных оснований.
Из коммунального конфликта выделяется конфликт содержательный.
Четко выявляются принципы расхождения между позициями участников конфликта. Расхождение принципов признается каждой из сторон. Точно установлено, что представители разных позиций понимают друг друга. Совершенно очевидно, что причина конфликта не связана с недоразумением взаимонепонимания.
Определяется предмет содержательного конфликта.
Выявляется позиция, которая является третьей по отношению к двум конфликтующим. Из этой позиции определяется тематизм, внутри него развертывается конфликт, выделяется предмет, о котором стороны, участвующие в конфликте, высказывают взаимоотрицающие суждения.
Выделение предмета содержательного конфликта одновременно является способом соорганизации позиций, находящихся в конфликте. Появление третьей позиции по отношению к двум находящимся в конфликте обеспечивает понимание конфликтной ситуации в целом и переводит ее в проблемную. Каждая из позиций, находящихся в конфликте, понимает ситуацию лишь частично и субъективно.
Осуществляется словесная фиксация проблемы.
Эта фиксация традиционно носит форму апории (безысходности), парадокса, противоречия, антиномии, взаимосогласованной трудности для двух позиций. На основе одной проблемной ситуации может быть создано множество форм фиксации проблемы.
Переход от проблемной ситуации к проблеме осуществляется на основе построения форм фиксации проблемы.
Строится идеализация объекта, объединяющая (конфигурирующая) представления сторон, участвующих в конфликте.
Осуществляется схематизация предмета содержательного конфликта. Коммуникативный конфликт и конфликт как столкновение различных принципов действий переводятся в мышление.
На основе созданной идеализации осуществляется постановка задач и планируется их решение.
Проблема переводится в пакет задач, задачи классифицируются, определяется организационная форма для данного коллектива, обеспечивающего решение задач. Создается план и сетевой график продвижения в процессе решения задач.
Осуществляется оформление процессов постановки проблемы и перевода проблемы в задачи.
Зафиксированная проблема, схема идеализации объекта, пакеты задач, выделенные на основе данной схемы, оформляются в новую тематическую область, раздел предметной дисциплины или новую дисциплину.
Проблема переводится в задачи. Осуществляется планирование процессов решения задач (схема 3).
Теперь возникает вопрос: а что представлено в выделенных пунктах?
В них представлен и описан процесс проблематизации. Каждый из пунктов фиксирует этап этого процесса. Но пока из представленного набора пунктов неясно: осуществляется ли и происходит ли процесс проблематизации естественно, точно так же, как любой процесс природы? Точно так же, как подброшенное вверх тело неизбежно падает на землю? Или это описание — как строить процесс проблематизации искусственно, исходя из некоторых специально поставленных целей и выработанного замысла?
Данное описание скорее подходит под принципы и способы описания проблематизации как естественного, самостоятельно осуществляющегося процесса. Отсюда выражения — “осуществляется”, “строится”, “выделяется”. Возвратные глаголы подчеркивают момент естественного осуществления процесса. Процесс складывается сам собой. Наша задача состоит в том, чтобы научиться самим строить проблематизацию. Но как это делать?
Для этого надо сначала понять, что это такое — проблематизация, как она устроена, что она собой представляет? Но как научиться ее видеть и за чем, собственно, надо наблюдать?
Для чего предназначен метапредмет “Проблема”
Проблемная ситуация и законы тождества и противоречия в формальной логике
Проблемная ситуация и проблема как взаимосвязь мышления, коммуникации, действия
Словарь мыследеятельностной педагогики
(Громыко Ю.В. Метапредмет Проблема. — М.: Институт учебника Пайдейя, 1998).
____________
Для философствующих конфликтологов
Конфликтология и конфликты