Яндекс.Метрика

ПРОЕКТ № 3. «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

ПРОЕКТ № 3. «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

 ПРОЕКТ № 3. «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Самой важной составляющей советского мегапроекта была задача создания «нового человека».

 Новый человек в СССР В начале ХХ века становится популярной – и среди некоторых капиталистических ученых, и среди отдельных прогрессивных политиков, и в среде теоретиков марксизма – идея о том, что хозяйственные системы должны организовываться сознательно, то есть за счёт определённых знаний, а не возникать сами собой под воздействием стихийных экономических отношений. Капиталисты целенаправленно внедряют эту идею в практику хозяйствования. Только в качестве средства изменений они избирают «знание», а не «волю и принуждение», как это сделают, захватив власть, большевики.

Причем советское руководство распространит этот принцип не только на производственную деятельность, но и на всю остальную жизнь, рассматривая её как искусственно организуемую для «обслуживания» процессов производства – устраиваемую, прежде всего, для того, чтобы «восстанавливать силы трудящихся для полноценного отправления всеобщей обязательной трудовой повинности». Даже специальное слово станут употреблять для обозначения этого единства производственной деятельности и организуемой при ней жизни – «жизнедеятельность». Все неконтролируемые проявления жизни должны быть исключены. В концептуальных представлениях о советском образе жизни расписывалось и регламентировалось все, даже свободное время – «ничегонеделание» должно заменяться обязательными занятиями – спортом, кружками, наукой.

Население о таких теоретических представлениях почти ничего не знало. Но было очевидно, что особого восторга от такой предлагаемой ему «жизни» оно испытывать не станет. Поэтому его ждал следующий проект – «социально-культурная переработка».

Первый шаг на пути преобразования населения под такую жизнь состоял в том, что насильственно была изменена социальная структура общества – вместо «мещан», «помещиков», «дворян», «купцов», «офицеров царской армии», «буржуев» (т. е. владельцев фабрик и заводов) и многих других различных категорий населения, за каждой из которых стоял довольно специфичный образ жизни, поведения, занятий, времяпрепровождения, смыслов существования, амбиций, способов самореализации … были сформированы совершенно иные: «совслужащий», «партиец», «высокий партиец», «красный директор», «комсомолец», «пионер», «потомственный пролетарий» и проч.

В этой новой структуре даже те понятия, которые совпадали по названию с дореволюционными – «рабочий», «крестьянин», «интеллигент», – обретали совершенно иное содержание. Потому что большевики поставили перед собой – и успешно достигли – цель: создание такого типа человека, для которого образ жизни, унаследованный от прошлого, утрачивал бы всякое значение; человека, который был бы открыт для освоения новых форм коллективного сосуществования, способен был принимать новый стиль трудового поведения, готов был занимать места в совершенно по-новому сформированных производственных структурах и неразрывно связанных с ними процессах повседневности.

Постановка этой цели во многом была предопределена негативным отношением теоретиков большевизма к традиционному укладу труда российского пролетариата, общинному способу сосуществования людей (причем не только в деревне, но и в городах – в рабочих казармах фабрик и заводов). А в целом – к менталитету российского народа, который, как они считали, необходимо было постоянно принуждать к требуемой трудовой и социальной организации.

Основным средством для выработки новых психофизических черт населения становится производственно-бытовая среда. Она осознанно превращается в механизм дисциплинирования, принуждения, самопреобразования. И здесь сразу же возникают серьёзные трудности. Потому что люди стремятся выскользнуть из-под внешнего прессинга. Они не желают дисциплинироваться. Не хотят меняться. Не рвутся вырабатывать в себе «нового человека». Они пьют, прогуливают, лодырничают и лоботрясничают. Бросают работу. И даже пытаются обеспечивать себя пропитанием нетрудовыми способами. Нужно накрепко привязать их к месту предполагаемой «социально-культурной переработки», к месту труда.

Именно «распределительная система» и становится механизмом привязки человека к производству. Через нее распределяется всё – продукты, товары, услуги, льготы по старости и выслуге, пособия по инвалидности, текущее медицинское обслуживание, удовольствия, возможность получить образование. Всё, что составляет «жизненный прожиточный оптимум». Она – система – вынуждает людей держаться за место работы и терпеть всё, что связано с пребыванием в качестве члена трудо-бытового коллектива, потому что ее блага распространяются исключительно на трудящихся.

Распределительная система создается совсем не случайно. И не вынужденно, как это объясняли и до сих пор объясняют некоторые историки, – как необходимый инструмент справедливого и равномерного распределения предметов жизнеобеспечения в условиях острого дефицита товаров, продуктов, высококачественных услуг и проч. Она формируется сознательно и целенаправленно как специфическая форма организационно-управленческого и административно-бытового воздействия на людей. Кстати, НЭП продемонстрировал, что без нее можно вполне обойтись. Именно поэтому он был так нетерпим для советской власти. Но выдержки большевикам было не занимать. Введение НЭПа не отменило распределительную систему, они сосуществовали параллельно, но как только накопились ресурсы для следующего общегосударственного рывка – в индустриализацию, от НЭПа немедленно избавились, усилив и укрепив распределительную систему как средство привязки человека к месту работы.

Здесь следует сделать отступление, чтобы разъяснить еще одно заблуждение историков-политологов – о вынужденном введении советской властью НЭПа, о, якобы, отказе большевиками от своего курса, об осознанной ими необходимости вернуть дореволюционные частнокапиталистические отношения, чтобы «выйти из кризиса, в котором они оказались по собственной вине». Все это – лживое объяснение советского времени, миф, призванный скрыть истинное положение дел, умолчать об еще одном гениальном советском проекте под названием «новая экономическая политика».

ПРОЕКТ № 1. «КОЛЛЕКТИВНАЯ МУДРОСТЬ»

ПРОЕКТ № 2. «КОММУНА»

ПРОЕКТ № 3. «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

ПРОЕКТ № 4. «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»

ПРОЕКТ № 5. «ВОЛЯ ВМЕСТО ЭКОНОМИКИ»

ПРОЕКТ № 6. «КОНЦЕЦПИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАССЕЛЕНИЯ»

ПРОЕКТ № 7. «ВОЕННОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»

ПРОЕКТ № 8. «ПРОЛЕТАРСКИЕ ЯДРА»

ПРОЕКТ № 9. «КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ»

ПРОЕКТ № 10. «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПРОЕКТ № 11. «ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МИГРАЦИИ»

ПРОЕКТ № 12. «ОТ СТАНКА ДО ПИДЖАКА»

ПРОЕКТ № 13. «СОЦГОРОД»

ВЫВОДЫ и  ДОПОЛНЕНИЕ

Список сокращений и литература

____________

СССР как мегапроект 

Конфликтология и конфликты