Яндекс.Метрика

ПРОЕКТ № 6. «КОНЦЕЦПИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАССЕЛЕНИЯ»

ПРОЕКТ № 6. «КОНЦЕЦПИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАССЕЛЕНИЯ»

ПРОЕКТ № 6. «КОНЦЕЦПИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАССЕЛЕНИЯ»

Расселенческая, градостроительная политика советской власти была предельно инновационна, потому что не имела цивилизационных прецедентов. Она основывалась на никогда ранее не существовавшем решении – передать целиком отдельные сферы деятельности и связанные с их реализацией крупные фрагменты территории страны во владение государственным хозяйствующим «субъектам». Роль таковых присваивается ВСНХ, ведающему всем новым промышленным (прежде всего, военным) строительством и связанным с ним гражданским строительством; Главному Управлению Коммунального Хозяйства НКВД (ГУКХ НКВД), которому поручается владеть всем жилым фондом и всей коммунальной инфраструктурой в существующих городах. Чуть позже к ним присоединяется ещё один общегосударственный «субъект» – Главное Управление Лагерей (ГУЛАГ), которому вверяются строительство транспортных коммуникаций, первичное освоение территорий и ресурсодобыча.

РассселениеИменно эти «субъекты», воплощая государственные интересы, выступают распорядителями государственных финансов и трудовых ресурсов. И отчаянно борются за материальные и человеческие ресурсы и деньги. Но это уже другой рассказ.

Согласно концепции социалистического расселения, население должно «двигаться» вслед за размещением новых производств и вслед за ним быть равномерно распределённым по территории страны. Концепция соцрасселения утверждает ценность строительства новых поселений – как мест, свободных от стереотипов прежнего образа жизни, старого характера межличностных отношений, старых форм деятельности, старой культуры – то есть, в целом, как поселений совершенно иного типа, нежели существующие города. Её главная задача – материализовать новые формы организации деятельности и жизни.

Концепция исходит из принципа искусственного прикрепления к месту работы больших масс людей. Удержание нужного количества рабочей силы в нужном месте осуществляется за счёт привязки их пропиской, выдачей продовольственных карточек, наделением жилищем из государственных фондов, медицинским обслуживанием исключительно по месту работы, обучением детей исключительно по месту проживания и т. п. За единицу нормативных вычислений потребного количества населения принимается специфическая расчётная единица – «рабочий».

Именно по количеству рабочих, необходимых производству, высчитывается численность населения соцгорода. Их жены, объединяемые в трудовые коллективы, должны осуществлять бытовое и хозяйственное обслуживание потребностей населения. Их дети – проходить воспитание и обучение, приобщаясь к труду на тех же фабриках и заводах к и совершенствуя свои трудовые навыки в школах рабочей молодежи, фаб-завах и втузах. А никаких иных (например, безработных) людей в советском населенном пункте быть не должно.

Новые поселения призваны создавать с прилегающими к ним сельскохозяйственными зонами единые территориально-производственные системы «город – деревня» с постоянным производственно-хозяйственным обменом: город снабжает деревню конкретным планово изготавливаемым ассортиментом промышленной продукции; деревня обеспечивает город сельскохозяйственной продукцией в количестве, гарантирующем её полное употребление. Процесс втягивания сельскохозяйственных территорий и проживающего на них крестьянского населения в сферу организационно-управленческого влияния создаваемых индустриальных центров, а фактически – в культурную и политическую зависимость и подчинение им, начинает трактоваться как практическое исполнение теоретических постулатов о «стирании границ между городом и деревней».

Важной организационно-управленческой функцией соцрасселения является обеспечение военно-мобилизационной составляющей процесса коллективизации. Новые поселения не только предоставляют выдавливаемым из деревни крестьянам возможность занять рабочие места в промышленной индустрии, но и осуществляют за счёт них комплектование личного состава дислоцированных в них военных формирований. Прибывающее в город крестьянское население разделяется на два потока. Из одного, состоящего из «необразованных и политически ненадёжных крестьян», осуществляется пополнение дислоцированных на данной территории подразделений пехоты и кавалерии (не требующих никакой особой изначальной квалификации новобранцев). Из другого, который составляют крестьяне, уже прошедшие «школу индустриального производства» (т. е. «опролетаренные», организационно подготовленные, технически и политически грамотные и т. п.), комплектуются передовые технические соединения – моторизованные и механизированные. Армия – тоже эффективное средство «социально-культурной переработки» населения.

Кроме этого, новые поселения, являясь центрами окружающих их непролетарских ареалов и выполняя по отношению к ним функцию сосредоточения органов руководства, одновременно выступают форпостами размещения контингентов силовых ведомств, предназначенных для подавления потенциально возможного внутреннего сопротивления – как в самих городах, так и на прилегающих сельскохозяйственных территориях. Поэтому величина соцгородов определяется, в том числе, исходя из способности содержать (в частности, кормить) определённую «массу» этих контингентов, поскольку регулярные военные формирования, как, впрочем, и подразделения ОГПУ и милиции, могут располагаться в населенных пунктах лишь при условии наличия в них достаточного количества производящего и обслуживающего населения.

Таким образом, концепция социалистического расселения проектно размечает границы районов нового расселения и обеспечивает установление в них оптимальной численности населения различных категорий «функционального предназначения». То же самое происходит и в отношении внутренней планировки новых поселений, которые в своей структуре (на ином иерархическом уровне) также реализуют принцип мобилизационно-партийного членения городской территории. Заметим, что в программах проектирования соцгородов предусматривается обязательное размещение в них военных частей.

Какие бы стратегические решения ни принимали разработчики первого в СССР государственного плана построения социализма, они неуклонно исходят из идеи необходимости принудительного управления процессами деятельности людей. Мировоззренчески за этой идеей стоит методологический тезис о том, что «развитие» должно быть искусственно организуемым процессом, т. е. социальные идеи необходимо претворять целенаправленно и сразу. В сталинский период подобное проектное мышление полностью реализовало себя и в этой методологии, и в выросших на ее основе идеях.

ПРОЕКТ № 1. «КОЛЛЕКТИВНАЯ МУДРОСТЬ»

ПРОЕКТ № 2. «КОММУНА»

ПРОЕКТ № 3. «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

ПРОЕКТ № 4. «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»

ПРОЕКТ № 5. «ВОЛЯ ВМЕСТО ЭКОНОМИКИ»

ПРОЕКТ № 6. «КОНЦЕЦПИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАССЕЛЕНИЯ»

ПРОЕКТ № 7. «ВОЕННОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»

ПРОЕКТ № 8. «ПРОЛЕТАРСКИЕ ЯДРА»

ПРОЕКТ № 9. «КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ»

ПРОЕКТ № 10. «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПРОЕКТ № 11. «ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МИГРАЦИИ»

ПРОЕКТ № 12. «ОТ СТАНКА ДО ПИДЖАКА»

ПРОЕКТ № 13. «СОЦГОРОД»

ВЫВОДЫ и  ДОПОЛНЕНИЕ

Список сокращений и литература

________

СССР КАК МЕГАПРОЕКТ

Конфликтология и конфликты