Яндекс.Метрика

ПРОЕКТ № 7. «ВОЕННОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»

ПРОЕКТ № 7. «ВОЕННОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»

ПРОЕКТ № 7. «ВОЕННОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»

Советская власть в любых своих решениях принципиально отвергала постулаты «экономической эффективности», выработанные буржуазной наукой. Она решительно опиралась на постулат «социальной целесообразности». Модель экономики, создание которой требовалось от плановых органов, должна была предусматривать осуществление индустриализации, основанной, прежде всего, на запланированных к достижению на конец первой пятилетки показателях мощности военной промышленности, называемой «оборонной». Кроме того, она должна была, в большей или меньшей степени, предвосхитить и практически реализовать вероятностные структурные изменения народного хозяйства, необходимые для победы в будущей войне. Гражданская работа Госплана, тем самым, всё в большей степени вынуждена была руководствоваться целями развития военно-промышленного комплекса. Кстати, в апреле 1928 года, для облегчения и упрощения включения военного содержания в разработку программы индустриализации, принимается решение об участии военных представителей во всех стадиях разработки народнохозяйственного плана. Все без исключения проекты первого пятилетнего плана, начиная с середины 1928 года вплоть до окончательной версии 1929 года, начиная с этого времени, проверяются и визируются военными.

Территориальная организация народного хозяйства, по требованиям военных, начинает формироваться с учётом того, что многие существующие оборонные предприятия находятся в недопустимой близости от границ. Поэтому при принятии стратегических решений о расположении новых объектов военно-промышленного комплекса, и шире – о размещении производительных сил по территории страны, – предлагается создание второго стратегического эшелона оборонных предприятий на Урале; а далее, развертывание третьего, и четвёртого, и пятого – в Казахстане, в Сибири, на Алтае, на Дальнем Востоке.

военная промшленностьВолевое размещение Кузнецкстроя, Магнитки, Уралмаша и других производств на Урале, на Алтае, в Сибири, не слишком удобное из-за отсутствия потребных транспортных коммуникаций, не слишком выгодное из-за дальних перевозок угля, не слишком очевидное из-за дефицита местных трудовых ресурсов; с точки зрения обороноспособности страны оказывается более чем целесообразным (причём невзирая на любые затраты). Прежде всего, потому что на тот период до Урала, а тем более до Сибири ни один самолёт ни одного вероятного противника долететь не способен – даже у самых мощных европейских бомбардировщиков не хватает ресурса дальности беспосадочного перелёта (с учётом необходимости возвращения на аэродромы базирования).

С этой точки зрения, государственные планы по равномерному рассредоточению производств и населения по территории страны оказываются весьма позитивными – равномерная, рассредоточенная « … система расселения бесконечно затрудняет задачу разгрома (с воздуха или химической атакой) населённого района тем, что вынуждает противника бить по рассеянным целям, минимальнейшего эффекта действия в случае нападения в этих условиях…»6.

Итак, в советском мегапроекте используются принципиально иные, нежели в капитализме, базовые критерии принятия решений по размещению и развитию производства. Если в капитализме таковым является понятие «экономической выгоды», т. е. капиталистические предприятия размещаются в тех местах, где обеспечиваются наименьшие издержки производства (включая расходы на транспорт, привлечение рабочей силы и т.п.), то в условиях социализма следование государственной цели оказывается важнее экономической прибыли. Здесь расчёт подчинён воле, а предприятия размещаются не там, где выгодно, а там, где нужно (исходя, например, из целей обороноспособности, экономической независимости страны или удержания окраинных территорий).

Если в капиталистической теории строительство новых производств тяготеет к существующим транспортным артериям, то в социалистической практике, с точностью до наоборот, строящиеся транспортные коммуникации тяготеют к производству. И если того требуют нужды промышленности, то к конкретному месту, невзирая на трудоёмкость и финансовые затраты, тянутся железнодорожные ветки и магистрали, строятся автомобильные дороги, роются водные каналы и создается инфраструктура для трассировки авиалиний.

Новые населённые пункты возникают в рамках программы индустриализации не сами по себе, а в строгом соответствии со структурой производства, в которой промышленные предприятия в этот период рассматриваются как главные пункты «потребления и распределения». Именно они – получают сырьё, перерабатывают его, получают компоненты и комплектующие, производят продукцию и отправляют её дальше по «цепочке» производственного цикла, включаются в финансовые потоки и бюджетное распределение ресурсов, получают продукты питания и вещевое довольствие, распределяют их по своим работникам и т. п. Интенсивность «потребления и распределения» зависит от величины (мощности) градообразующего предприятия, т. е. от значения его в общегосударственной структуре народного хозяйства. Все эти факторы учитываются при установлении нового административного деления. 

ПРОЕКТ № 1. «КОЛЛЕКТИВНАЯ МУДРОСТЬ»

ПРОЕКТ № 2. «КОММУНА»

ПРОЕКТ № 3. «НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК»

ПРОЕКТ № 4. «НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»

ПРОЕКТ № 5. «ВОЛЯ ВМЕСТО ЭКОНОМИКИ»

ПРОЕКТ № 6. «КОНЦЕЦПИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РАССЕЛЕНИЯ»

ПРОЕКТ № 7. «ВОЕННОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ»

ПРОЕКТ № 8. «ПРОЛЕТАРСКИЕ ЯДРА»

ПРОЕКТ № 9. «КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ»

ПРОЕКТ № 10. «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ПРОЕКТ № 11. «ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МИГРАЦИИ»

ПРОЕКТ № 12. «ОТ СТАНКА ДО ПИДЖАКА»

ПРОЕКТ № 13. «СОЦГОРОД»

ВЫВОДЫ и  ДОПОЛНЕНИЕ

Список сокращений и литература

________

СССР КАК МЕГАПРОЕКТ

Конфликтология и конфликты