Яндекс.Метрика

СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ: ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Поздравляем нашего коллегу Шохова Александра Сергеевича с защитой кандидатской диссертации     на соискание научной степени кандидата философских наук по специальности 09.00.02 – диалектика и методология познания.

Шохов Александр - специалист в области стратегического консалтинга
Шохов Александр — специалист в области стратегического консалтинга

Работа выполнена на кафедре культурологии Одесского национального университета имени И.И.Мечникова, Министерство образования и науки Украины.  

Научный руководитель Богатая Лидия Николаевна, доктор философских наук, профессор.

Тема диссертация   актуальная и очень важная  в современной ситуации 

«Исследование коммуникации – один из мейнстримов современной философии. «Коммуникативный поворот» привёл к появлению разнообразных ракурсов изучения коммуникации во всех гуманитарных дисциплинах. Эти
наработки сегодня требуют осмысления и обобщения. Каждый исследователь пытается дать собственный ответ на вопрос о том, чем является и чем не является коммуникация, и благодаря многообразию предложенных ответов
ситуация еще больше запутывается. Становится нелегко понять, что такое коммуникация сама по себе, да и сам вопрос о том, что такое коммуникация приобретает множество дополнительных размерностей. Возникающая
познавательная сложность такова, что любая попытка увидеть «лес за деревьями» или обнаружить нить Ариадны в непрестанно создающемся лабиринте интеллектуальных поисков становится актуальной.
Целью диссертационной работы является изучение стратегий исследования коммуникации в контексте парадигмальных влияний, испытываемых различными исследователями».

А вот про метафизику и рефлексию, важно для конфликтологии.

«Отвечая на вопрос о том, кто такой наблюдатель, Н.Луман однажды  заметил: «Метафизика – это наблюдатель. Реально оперирующий наблюдатель. То есть наблюдатель, которого можно наблюдать. То есть наблюдающий наблюдателей наблюдатель. То есть рекурсивная сеть наблюдения наблюдения. То есть коммуникация, причем фактически происходящая, действительная коммуникация».  На третьем уровне 255 рефлексии наблюдатель преобразуется в рекурсивную сеть наблюдения за наблюдателями и наблюдения за тем, каким образом происходит сборка его самого в целостность. Предмет исследования на третьем уровне рефлексии теряет своё первостепенное значение: основное внимание сосредотачивается на том, как именно осуществляется рефлексия, что она собою представляет и как использование рефлексии меняет ситуацию исследования. Исследователи, оказавшиеся на третьем уровне рефлексии, строго говоря, перестают быть исследователями того предмета, который исследуют учёные и философы, находящиеся в состоянии рефлексии первого и второго уровня. Предмет их мышления и исследования конструируется с учётом одного ракурса: он должен касаться механизмов рефлексии как таковой. Возможны ли какие-либо исследования из рефлексивной позиции третьего уровня? Да, возможны, но темы этих исследований будут специфичными. На третьем уровне рефлексии исследователя будут интересовать виды и процедуры рефлексии, соотношение самоописаний и описаний рефлексивных систем, влияние рефлексии на содержание коммуникации субъектов, как изменяется мышление и деятельность рефлексирующих систем при выходе на следующий рефлексивный уровень и т.п.

Выход в рефлексию третьего уровня является одним из способов деконструкции исследовательского конструкта «коммуникация», поскольку исследователя, оказавшегося в рефлексивной позиции третьего уровня, начинает интересовать не то, как работает исследовательский конструкт «коммуникация», а то, как то или иное рефлексивное состояние исследователей коммуникации изменяет способы сборки и функционирования этого исследовательского конструкта. Несложно заметить, что настоящее диссертационное исследование стало возможным осуществить именно благодаря рефлексивной позиции третьего уровня. Обе продемонстрированные стратегии деконструкции использованы для того, чтобы лишить исследовательский конструкт «коммуникация» статуса «вездесущей» и «всеобъемлющей», показать границы, в которых этот конструкт существует».

Ключевые слова: стратегия исследования, субъект-исследователь, сборка, коммуникация, парадигма, конститутивные элементы парадигмы, децентрованная рефлексия, знаниевое тело, исследовательский конструкт.

Автореферат

Диссертация 

___

Русская философия — новый взгляд на конфликтологию в России