Яндекс.Метрика

Учитель, воспитай ученика!

Александр Левинтов   

Levintov

Учитель, воспитай ученика!

Чтоб было, у кого потом учиться…          

Самоуправление и автономия университета — важнейшие средства демократизации и проявления первой статьи Конституции: прямого народовластия. Университетская среда — это прежде всего плацдарм интересов и борьбы интересов отдельных людей и групп внутри университета, а не рычаг воли и влияния государства, его центральных и местных органов.

Ученик и студент: проблематика мастерской

Мастерская — древнейшая форма профессионального образования, именно образования, а не подготовки, поскольку предполагает, помимо освоения мастерства, освоение специфического образа жизни и мысли, специфической культуры и морали, присущих данному профессиональному сообществу, а также вхождение в это профессиональное сообщество и признание в нём мастера как самостоятельного члена.

При этом само понятие «мастер» (maestro, mestre, Meister, meteor, магистр) имеет удивительно прочные смыслы как в историческом, так и в географическом аспектах:

  • получивший полное знание,
  • подчиняющий (отсюда «магистрат» как форма городского управления),
  • имеющий право учить, степень, передающая полномочия преподавать в университетах.

Изначально мастерские были сугубо ремесленническими (по-гречески демиургическими), в настоящее время являются преимущественно творческими (театральными, художественными и т.п.), дающими креативное образование.

Важно подчеркнуть, что сами мастерские объединялись в профессиональные гильдии и цеха (оба слова означают «попойка»), а в наше время — в творческие союзы и ассоциации, недоступные для маргиналов, любителей, дилетантов и всех тех, кто не получил признание профессионалов, даже несмотря на публичное признание. Ярким примером тому является Владимир Высоцкий, так и не смогший опубликовать ни одного своего стихотворения.

Понятийные различия и исторические примеры

Студент (от studio — изучать), он же школяр (от scola — «антракт от работы, отдыха, для обучения; изучения, беседы, дискуссии») — позиции, связанные прежде всего с процессами познания и изучения. Учитель и ученик — субъекты, объединяемые учением, но принципиально отличные: учитель — создает учение, ученик следует ему. Вот несколько хрестоматийных примеров:

Сократ и его ученики (Платон и Ксенофонт прежде всего), Будда и его 60 апостолов, Христос и его 12 апостолов, Толстой и его последователи.

Путь студента и школяра — их самостоятельный путь. Средневековые школяры-вагабунды, взяв на себя аскезу обучения (discipulos), странствовали в Европе от университета к университету, меняя профессуру и предметы обучения. Современные университеты всё более напоминают супермаркеты с выбором студентами своей индивидуальной траектории образования за счёт элективных курсов. Вместе с тем современное образование всё более теряет свою синоптичность, привязанность к месту и времени — за счёт развития VTT (video teaching technology) и Интернет-форм заочного образования.

Учитель (не школьный учитель, представитель массовой педагогической профессии) не бывает без учения. И потому его ученик или ученики могут находиться с ним в значительном пространственно-временном разрыве.

Бетховен не создал школы, он создал новое музыкальное учение, последователями которого стали Шуберт, Малер, Лист и другие гении 19 века. Достоевский создал новое художественное учение о человеке — и его ученики не переводятся до сих пор и ещё долго будут последователи его идей. Таким же учителем, обремененным учениками (далеко не все знали) его лично, был и остаётся Георгий Петрович Щедровицкий.

За студента и школяра никто не несёт никакой ответственности, — ни административной, ни моральной, ни финансовой. За своих учеников и последователей, за всех христиан Христос несёт ответственность до самого Страшного Суда, до битвы на поле Армагеддон, исход которой не предрешён и неясен.

Но и ученик ответственен — перед своим учителем и перед историей, перед человечеством. И мы знаем примеры предательств своего учителя и учения, отказа от того и другого — и в первом ряду Иуда Искариот.

Принципиальные различия образовательных процессов

Из множества образовательных процессов здесь рассматриваются только те, что присущи мастерской.

При этом мастерская вовсе необязательно связана с определённым местом и помещением: Будда обычно устраивался под тенистым деревом, Христос блуждал со своим учениками по всей Иудее и Самарии, а Нагорную проповедь читал на северной оконечности озера Кинерет, Сократ предпочитал просто сидеть на улице или даже участвовать в пьянке («Пир»).

В мастерской студент (подмастерье) может стать учеником — собственно, формирование ученика и есть наиболее осмысленный образовательный процесс в мастерской, но для этого мастер, учитель должен решиться на это и, кроме того, получить на это моральное право от профессионального сообщества. Процедура этого признания в современном российском сообществе, к сожалению, сильно «замылена»: мы живём в эпоху воинствующих дилетантов. Лишь в театрально-кинематографическом, музыкальном и художественном мирах она ещё ярко выражена и вообще существует.

Вторым по значимости образовательным процессом в мастерской является mastering, освоение средств освоения мира. Это — сугубо рефлексивный процесс развития, совершенствования, оттачивания мастерства и поиска своего стиля, почерка, своей неподражаемости.

Не менее сложным является процесс окультуривания, принятия пакета норм, формирование своего, сугубо личного legacy (принимаемого наследия, а не передаваемого наследства, heritage). Только при наличии legacy возможен и допускается выход за рамки норм и культуры, собственно творчество.

И этот процесс творения завершает пребывание в мастерской и выражается в бунте, восстании ученика против учителя. Это вовсе не предательство — это преодоление и выход на самостоятельный путь. В средневековых германских университетах этот заключительный акт выражался в месячном экзамене перед лицом всей профессуры и выражался как диспут, открытый спор одного со всеми.

Организации образовательных пространств

По-видимому, подобного рода пространств должно быть много или несколько.

Если говорить о дизайнерских решениях, то в мастерской должны быть:

  • студийное пространство (пространство работ и коммуникаций), желательно многоуровневое и с разными источниками дневного и искусственного света
  • рефлексивное пространство (лабиринт или «улитка»)
  • рекреационное пространство (пространство восстановления креативных способностей), желательно зеркальное, что позволяет накапливать энергетику за счёт множества отражений)
  • релаксационное пространство (музыкальный салон, сауна, игротека, дискотека и т.п.)

Важным принципом образовательной работы мастерской является плюрализм, отказ от единственности истин. Для этой цели предлагается следующее организационное решение:

  • профильные мастер-классы, даваемые руководителем мастерской
  • альтернативные мастер-классы, даваемые другими мастерами для сравнения и сопоставления с профильными
  • дополнительные мастер-классы, даваемые только другими мастерами.

Такая организация позволяет задавать спектр и множественность подходов и решений, формирует свободу выбора и закладывает потенциал формирования собственного пути.

Team-education

Командность образования в мастерской имеет свои традиции, например, формирование трупп театров в ходе образования (театр Фоменко, театр Женовача, театр Беляковича «На Юго-Западе» и др.)

Командность достигается во всей сфере мыследеятельности:

  • common vision — в мышлении,
  • единство языка и понятий — в коммуникации,
  • единство дел и действий — в действительности.

Продукты и результаты

Мастерская, в отличие от привычных образовательных форм и конструкций, ориентирована на продукты:

  • исследовательская мастерская — на НИР и проекты;
  • игротехническая мастерская — на игры, воркшопы, сит-анализы и другие интеллектуальные мероприятия;
  • творческие мастерские — на спектакли, фильмы, выставки, инсталляции и т.п.

Результатами работы мастерской являются мастера, настолько владеющие культурой профессии, что в состоянии передавать это другим: открывать свои мастерские, бизнесы, студии, школы и т.п., при этом делать это на уровне, достойном мирового как минимум.

Местный университет и сетевой принцип организации высшего образования (тезисы): 

1. В 1803 году в России проходит кардинальная реформа образования, в основе которой — прусская модель. Однако к этому времени в Германии было уже 37 университетов, в России — только 6: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский и Киевский. В течение 19 века в России появляется ещё 11 университетов (в Германии — 13). В результате революции 1917 года в стране на территории нынешней РФ остается лишь три университета. Средняя людность университетского города в Германии (82 университета) 277 тыс. чел., в России — 4717 тыс. чел., в США — 847 тыс. чел. В Канаде, имеющей сходные с нами условия и концентрацию населения 25 лучших университетов расположены в 17 городах.

2. Важнейшими последствиями такой сверхконцентрации являются:

  • иерархия университетов (два национальных, десяток федеральных, далее — опорные и в основании пирамиды — прочие)
  • университеты в административных центрах (столицы республик, областные и краевые центры) работают как пылесосы, превращая свои территории в образовательные пустыни
  • проблемы малых городов — во многом отсюда, поскольку кроме промышленности в них ничего не размещалось
  • островная жизнь университетов привела к тотальному инбриндингу -научному инцесту.

3. Альтернативой и антиподом этой иерархии должны стать городские и местные университеты. Городских университетов в мире сейчас — сотни. Местные — пока только наша задумка и речь в дальнейшем идет только о местном университете.

Местный университет имеет базовый кампус, где сосредоточены общие и профессиональные предметы (философия, иностранные языки, право, IT, финансы, менеджмент и экономика, экология, урбанистика, регионалистика, страноведение и т.п.) в режиме off line для очных студентов самого кампуса и on line — для студентов локальных центров. Сюда же может быть отнесена и несуществующая пока локология — «местоведение».

Специальные предметы даются на месте и в практике, не только и не столько аудиторно, сколько на рабочем месте.

Организационно базовый кампус местного университета представлен общепредметными факультетами, локальные центры — местными школами.

Факультеты:

  • юридический,
  • педагогический,
  • медицинский,
  • переводческий,
  • менеджмента, экономики и бизнес-школа.

Школы размещены по всей местности и их специализация жёстко привязана к локальным рабочим местам и особенностям.

Образование в местном университете, по нашему мнению, должно иметь пирамидальный характер и соответствовать местным нуждам и потребностям, а не общемировым стандартам:

  • один семестр: последний год учёбы в школе, обязательный для всех; как вариант, может быть организован как бизнес-инкубатор
  • два семестра: специалитет (50% выпускников школ, условно), колледжи начального уровня
  • четыре семестра: профессионалитет (25% выпускников школ), колледжи
  • восемь семестров: конвертируемый бакалавриат (10% выпускников) по мировым стандартам
  • двенадцать семестров: конвертируемая магистратура (5% выпускников) по мировым стандартам, только в базовом кампусе.

Разумеется, университет должен быть достаточно открыт для обмена студентами, преподавателями, библиотечными фондами, учебными практиками, бизнес-инновациями и коммуникативного обмена с другими отечественными и зарубежными университетами.

Кроме того, местный университет имеет или курирует курсы переподготовки по вновь возникающим специальностям и новым рабочим местам, а также курсы для безработных (совместно с местными центрами занятости), для чего необходимо введение добровольного и\или обязательного страхования от потери работы.

Новые принципы университальности, подчёркивающие их, с одной стороны, укоренённость в данном месте, а с другой — утверждающие глобальный характер любого университета:

  • универсальное знание данного места и углублённое специальное знание своего рабочего места
  • универсальное знание всех профессий данной сферы (туризм, медицина, образование и т.д.) и углублённое знание одной из них, рабочей для данного человека
  • универсальное и конвертируемое в остальном мире профессиональное образование по избранной специальности.

Московский регион обладает уникальным резервом для формирования местного или местных университетов:

  • наукограды (Дубна, Пущино, Противно, Троицк и др.)
  • ЗАТО (Красноармейск, Кубинка и др.)
  • практические пустующие учебные площадки за заборами Барвихи, Горок-10, Николиной Горы и т.п.

Многие ученые и профессура Москвы, в том числе и я, с удовольствием поработали бы на таких площадках 1-2-3 года.

4. Развитие отечественных университетов видится не в увеличении объёмов их финансирования, не в продвижениях по рейтингам и даже не в росте поголовья студентов и профессорско-преподавательского состава, а в преодолении иерархической организации каждого университета и системы университетов, в переходе университетов на сетевую структуру. Достижение этого перехода видится в демократизации жизни университетов. Отказ от замкнутой иерархической структуры позволит нам войти в мировое университетское сообщество на правах участника, а не командировочного.

Золотое правило демократии гласит: «мнение одного является всеобщим, если нет другого, противоречащего ему». С одной стороны, это освобождает демократию от гнёта большинства, а с другой — заставляет дорожить любым оппонентом, возражением и инакомыслием, поскольку именно это является источником дискуссии, обсуждения, коммуникации, поиска консенсуса, удовлетворяющего всех и прежде всего меньшинство: в защите нуждается оно, а не большинство.

Самоуправление и автономия университета — важнейшие средства демократизации и проявления первой статьи Конституции: прямого народовластия.

Университетская среда — это прежде всего плацдарм интересов и борьбы интересов отдельных людей и групп внутри университета, а не рычаг воли и влияния государства, его центральных и местных органов.

В конце концов, университеты — единственный легальный видимый инструмент демократического преобразования государства и общества в нашей стране.

Источник

Методологические  замечания Никитаева В.В. 

Тезис про университетскую среду — хорошее основание для сокращения государственного финансирования университетов.

 Насчет «бунта, восстания ученика против учителя» тоже круто завернуто. Но историей это не подтверждается. Если говорить про ремесленные мастерские, то там обучение завершалось тем, что подмастерье изготавливал и выносил на суд мастеров т.н. «шедевр», который подтверждал, что он успешно освоил ремесло и имеет право войти в цех на правах мастера. Насчет средневековых университетов — нужно иметь крайне развитое воображение, чтобы диспут трактовать как бунт и восстание студента против преподавателей, которые, собственно, и выступали судьями в том, насколько успешно студент защитил выставленные им тезисы.

Замечание насчет различия значений legacy и heritage любопытно, но также не подтверждается английским языком и его традицией. Применительно к культуре или цивилизации, кстати, устойчивого используется именно heritage. Legacy означает не только то наследство, что индивидуально присваивается, но и индивидуально передается. То есть никакой legacy в университете быть не может.

______________

Педагогическая конфликтология. Конфликтология в школах