Яндекс.Метрика

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Письмо двадцать шестое.  УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!

Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. – Изд. 3-е. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с: фотоил. ISBN 5-08-002068-7  (Фрагменты из книги)

  1. ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
  2. ПИСЬМА К МОЛОДЫМ ЧИТАТЕЛЯМ
  3. БОЛЬШОЕ В МАЛОМ
  4. МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
  5. САМОЕ БОЛЬШОЕ
  6. САМАЯ БОЛЬШАЯ ЦЕННОСТЬ – ЖИЗНЬ
  7. В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ
  8. ЦЕЛЬ И САМООЦЕНКА
  9. ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
  10. БЫТЬ ВЕСЕЛЫМ, НО НЕ БЫТЬ СМЕШНЫМ
  11. КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?
  12. ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ
  13. ПРО КАРЬЕРИЗМ
  14. ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТЕН
  15. О ВОСПИТАННОСТИ
  16. О ДУРНЫХ И ХОРОШИХ ВЛИЯНИЯХ
  17. ПРО ЗАВИСТЬ
  18. О ЖАДНОСТИ
  19. УМЕТЬ СПОРИТЬ С ДОСТОИНСТВОМ
  20. ИСКУССТВО ОШИБАТЬСЯ
  21. КАК ГОВОРИТЬ?
  22. КАК ВЫСТУПАТЬ?
  23. КАК ПИСАТЬ?
  24. Письмо двадцать второе ЛЮБИТЕ ЧИТАТЬ!
  25. Письмо двадцать третье О ЛИЧНЫХ БИБЛИОТЕКАХ
  26. Письмо двадцать четвертое БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ ( ответ на письмо школьника)
  27. ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ
  28. УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!
  29. ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
  30. БЫТЬ ВМЕСТЕ
  31. Письмо двадцать девятое ПУТЕШЕСТВУЙТЕ!
  32. НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ
  33. КРУГ НРАВСТВЕННОЙ ОСЕДЛОСТИ
  34. Письмо тридцать второе ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО
  35. Письмо тридцать третье О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ В ИСКУССТВЕ
  36. Письмо тридцать четвертое О РУССКОЙ ПРИРОДЕ
  37. Письмо тридцать пятое О РУССКОЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
  38. Письмо тридцать шестое ПРИРОДА ДРУГИХ СТРАН
  39. НОЧЬ В ПАСАНАУРИ
  40. Письмо тридцать седьмое АНСАМБЛИ ПАМЯТНИКОВ ИСКУССТВА
  41. Письмо тридцать восьмое САДЫ И ПАРКИ
  42. Письмо тридцать девятое ПРИРОДА РОССИИ И ПУШКИН
  43. О ПАМЯТИ
  44. Письмо сорок первое ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫ
  45. Письмо сорок второе УМЕТЬ ЗАМЕТИТЬ КРАСОТУ НАШИХ ГОРОДОВ И СЕЛ
  46. Письмо сорок третье ЕЩЕ О ПАМЯТНИКАХ ПРОШЛОГО
  47. Письмо сорок четвертое ОБ ИСКУССТВЕ СЛОВА И ФИЛОЛОГИИ
  48. Письмо сорок пятое КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ
  49. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ
  50. К ЧИТАТЕЛЯМ

__________

 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ. КОНФЛИКТОЛОГИЯ В ШКОЛАХ