Яндекс.Метрика

Идеи Данилевского Н. в контексте развития русской конфликтологической мысли

Написано 150 лет назад. Существенным для развития русской конфликтологии в работе Данилевского Н.Я., являются следующие выводы:

• Он отвергает единую нить в развитии человечества, историю прогресса как некоторого общего разума, некоторой общей цивилизации. Такой цивилизации нет, существуют только частные цивилизации, существует развитие отдельных культурно-исторических типов. «Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная вовсе нежелательная неполнота». 

• Россия вступила в европейскую политическую систему не ранее кануна XIX столетия – именно суворовской Итальянской войной, ибо это была первая война, веденная нами из-за чуждых нам европейских интересов, в которых с этих пор мы и не переставали принимать участие, как в наших собственных, даже гораздо более, чем в наших собственных, почти постоянно жертвуя этими последними первым… 
• Какова бы ни была форма правления в России, каковы бы ни были недостатки русской администрации, русского судопроизводства, русской фискальной системы и т.д., до всего этого, я полагаю, никому дела нет, пока она не стремится навязать всего этого другим. Если все это очень дурно, тем хуже для нее и тем лучше для ее врагов и недоброжелателей. Различия в политических принципах еще не могут служить препятствием к дружбе правительств и народов. 
• Афористическим положением, которое, впрочем, и не требует особенных доказательств: всякая народность имеет право на самостоятельное существование в той именно мере, в какой сама его сознает и имеет на него притязание. 
• Эксплуатируя Россию, не принимая ее в настоящее, действительное общение с собой, Европа, с своей точки зрения, вполне права. Не принадлежа, в сущности, к Европе, Россия самыми размерами своими составляет уже аномалию в Германо-Романско-Европейском мире; и одно естественное увеличение роста ее народонаселения должно все более и более усиливать эту аномалию. Одним существованием своим Россия уже нарушает систему европейского равновесия. Ни одно государство не может отважиться воевать с Россией один на один… 
• Продолжительная, многократно возобновляющаяся борьба с Европой, без которой не может осуществиться судьба Славянства, посеет спасительное отчуждение от того, что идет от врагов, и тем более заставит ценить и любить свое родное исконно славянское. 
• Необходимым плодом политического объединения Славянства явился бы общий язык, которым не может быть иной, кроме русского; он успел бы приобрести должное господство для того, чтобы между всеми членами славянской семьи мог происходить плодотворный обмен мыслей и взаимного культурного влияния.

В России, по убеждению Данилевского, необходимы сильная власть и строгая централизация, т. к. «цель государства состоит главнейшей в защите и охране жизни, чести и свободы народной». Данилевский считал, что степень централизованности государства во многом зависит от степени опасности, угрожающей национальной чести и свободе, которые государство должно защищать.

Таким образом, в основе  доктрины Данилевского  Н.Я.  лежит идея отрицания единства человечества, единого направления прогресса. Общечеловеческой цивилизации не существует, большинство цивилизаций — это обособленные, локальные «культурно-исторические типы», взаимоотношения которых находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой.

(Россия и Европа)