Яндекс.Метрика

Рефлексивные отзывы слушателей Курса повышения квалификации «Социология конфликта: технологии управления конфликтами»

Список лиц , окончивших курс с 26 сентября по 1 октября 2022 г.

Рефлексивные отзывы слушателей курса

 — Что у меня сложилось по итогу курса:

  • конфликт является показателем развития, изменения любой системы, по его дизайну можно точно создать – система испытывает потребность в изменении или внешняя среда имеет потребность изменить систему;
  • конфликт раскладывается на составляющие (картография конфликта), и, если их представлять, как позиции сторон, можно видеть «капилляры» конфликта. Определяя и купируя самые мощные из них, можно купировать весь конфликт наименьшими усилиями. Но, есть одна проблема – вес каждого «капилляра» будет различный для сторон – и здесь как раз нужна рефлексия – проникновение в сознание оппонента;
  • конфликты, которые не являются бытовыми, скорее можно назвать системными и относится к ним как к точкам роста;
  • конфликт не возникает просто так, всегда есть факторы, предвещающие его появление, или вызывающие его – это бифуркационные факторы. Каждая система имеет определенный набор собственных бифуркационных факторов – таким образом, определив эти факторы, можно по их появлению либо готовится к управлению конфликтам, либо купировать факторы предвосхищая конфликт;
  • при стагнации системы имеет смысл инициировать конфликт, используя его как точку бифуркации, и за счет его разбора, качнуть систему в нужное направление;
  • конфликты надо планировать. Я думаю можно идти от обратного – ставить задачу как результат и подводить сценарий конфликта и его разрешение как средство достижения результата;
  • конфликт – это ресурс, не важно был ли он случаен или запланирован – надо выжимать из него максимальную пользу – система, выведенная из равновесия, легче управляется и приходит в нужную точку, а сама ситуация конфликта должна превращаться в мем, условное обозначения кризиса (приобретать свой условный маркер), для использования в аналогичной ситуации как сигнальный компонент быстрого прихода к уже ранее полученному результату аналогичного конфликта. Все это поможет экономить энергию, время и другие ресурсы.

Но это все делать – прямо будет сильно виртуозно, и если я так буду управлять, у меня появится нимб)))

— Самое важное.

С чем я пришла на курсы: во-первых, у меня был опыт участия в городских конфликтах благодаря опыту работы муниципальным депутатом. Во-вторых, есть запрос на профессиональное самоопределение. Мне бы хотелось получить специализацию в урбанистике. В-третьих, у меня есть цель защиты кандидатской диссертации на тему городских конфликтов.

Сейчас горожан воспринимают как городских сумасшедших, я же утверждаю, что можно сформировать новую позицию: горожанин-эксперт.

В чем принципиальное отличие? Он может превращать коммунальный конфликт в содержательный. У него будут коммуникационные методики, которые позволяют это сделать. Сможет перевести взаимодействие на субъект-субъект: чиновники, девелоперы, которые отвечают за этот проект, будут его воспринимать.

Есть гипотезы для коммуникационной методики. Гипотеза первая: горожанину-эксперту следует включаться в городской проект на ранней стадии, до возможного инцидента. Вторая гипотеза: у горожанина-эксперта должен быть гибкий стиль коммуникации, который, с одной стороны, позволяет ему взаимодействовать с горожанами-обывателями, с другой стороны, с чиновниками и профессионалами. Есть и другие гипотезы, которые я буду развивать.

Обучение в школе дало понимание, на каких теоретических подходах можно строить свое исследование. Это Щедровицкий, Дридзе, Глазычев, теория социальных интеракций Гофмана и другие.

Хочу отметить, что позиция горожанина-эксперта правильно ложится в  основную схему СМД-подхода. Горожанин-эксперт совершает действия, может коммуницировать и рефлексивно осознавать городские процессы. Это позволяет ему оказывать влияние на принятие решений. Я буду продолжать работать над схемой.

Со звёздочкой идет обсуждение современного военного конфликта. Для меня стоит философский вопрос: как сделать веру не догмой, а одним из критериев для разрешения конфликта? Как помирить человечка с протянутой рукой и человечка с мечом, каждый из которых вышел из замка?

Мне удалось на уровне запроса сформировать трехчастную структуру:

КАКУЮ ПОЗИЦИЮ НЕОБХОДИМО ЗАНЯТЬ АКТИВНОМУ ГРАЖДАНИНУ, ЧТОБЫ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ?

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГОРОДСКОЙ КОНФЛИКТ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА СОБСТВЕННОГО ВЛИЯНИЯ НА ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ?

КАК СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОНФЛИКТОЛОГОМ ГОРОДА?

Ухожу с философской рефлексией:

КАК СДЕЛАТЬ ВЕРУ НЕ ДОГМОЙ, А КРИТЕРИЕМ В РЕШЕНИИ КОНФЛИКТА?

Благодаря курсу по технологиям управления конфликтамия открыла для себя новое интеллектуальное пространство и получила мощный импульс для личностного и, что более ценно для профессионального развития.
В моем понимании оно заключается в мысле-деятельном подходе к разрешению конфликтов, в способности к объективизации конфликтологического материала и разотождествлении стереотипов. Основной из которых « конфликт — страшно», да это страшно интересно с помощью инструментов мышления увидеть и получить интеллектуальный ресурс, который я твердо намерена направить на дальнейший рост своих компетенций.
Система методологии курса  позволяет мне собрать в единое целостное представление о взаимосвязях всех элементов процесса познания предмета и дифференцировать материал для применения в практике.

Самое ценное с точки зрения чувств – это мой фокус на мышлении своем и участников объекта в коучинговом процессе и консультировании, ясное понимание своих ограничений, ценность которой проявляется в духовном и интеллектуальном вызове.

Прошедшие дни позволили несколько иначе взглянуть на те подходы и модели, которые используются мною в практической работе, связанной с разработкой решений конфликтных ситуаций в общественно-политической сфере.

В частности, рассматривать конфликты в парадигме развития. Для конкретного заказчика такой подход, как правило, неинтересен, но он позволяет разрабатывать технологии решения конфликтов с точки зрения более широкой перспективы – ориентироваться не только на методы решений «здесь и сейчас», но и на возможное будущее состояние субъекта управления, развития территории, где возникла конфликтная ситуация, а также потенциальных изменений, перехода в другие качественные состояния.

Еще одним результатом для меня является расширение методического материала. Это касается и примеров рефлексивного управления, и отработки на слушателях методов повышения стрессоустойчивости.

В частности,

Одним из наиболее интересным и полезным для меня стала группировка ресурсов в конфликтах. Позволяет несколько под иным углом зрения и более широко взглянуть на возможности участников конфликтов, задавая дополнительные параметры для их репертуаров действий.

«Сказки» Лефевра. Полезны не только как простые и понятные метафора для объяснения разницы в менталитетах (цивилизационный уровень), но и как методологический прием для интерпретаций позиций сторон в конфликтах более низкого уровня.

Помимо этого, наиболее запоминающимся, как с точки зрения полезности, так и с позиции практической применимости во все дни были тренинги. Было очень интересно смотреть за работой коллег, поскольку перед глазами проходил переход, даже своеобразная ломка мыслительных шаблонов конфликтных ситуаций и попытки освоить новый алгоритм. Это интересный опыт, который может быть использован как в практике, так и в работе со студентами.

— В процессе обучения формируется взгляд на подход к анализу конфликта:

  • рефлексивно-мыслительная деятельность, аналитика и объективизм;
  • умение выйти за пределы своего сознания и субъективизма;
  • конфликта как ресурса развития.

Методологически беру для себя картографию конфликта, подход к инновационному конфликту в управлении изменениями, механизмы работы мемов, метод конструктивной коммуникации, подход к коммуникации – «Слово как инструмент».Для себя — отработала обиду, вышла на решение небольшого внутриличностного конфликта. Мне  не хватило тренировок по анализу разных видов конфликтов. Рассмотреть и проанализировать с помощью данной методики типичные реальные примеры конфликтов.

—  Рефлексия по дням.

Второй день.

Сами понятия: конфликт, ссора, разногласия, склоки, вражда у меня были скомканы в один большой липкий и очень неорганичный мне комок, находящийся вне меня, и я разрушалась при столкновении с ним. Любая ссора, повышение голоса на долгое время выбивают меня из колеи и делают по-настоящему несчастной. Даже спор, кажется мне враждебным и чаще всего опустошает и отдаляет от человека.

Сейчас я пробую исследовать, разделять и властвовать над этими чувствами. Мне действительно хочется отказаться от страха и даже найти ресурс в любом подобном процессе, пусть даже и кажущемся на первый взгляд пугающим. Сейчас я размышляю и пытаюсь подружить в себе разные чувства.

Пытаюсь не отдаляться и продолжать смотреть, а может даже и участвовать в конфликте, но пока это даётся с трудом и большим сопротивлением.

Так как понятие конфликт и плохие отношения с человеком у меня все ещё сильно связаны.

Третий  день.  По итогам дня пришло состояние неопределённости.

Кто я как психолог?  Какие ценности я транслирую своим клиентам?

Что нового я могу им дать?  В чем моя польза?  Где я могу найти ресурсы?

На чем основывается моя Вера?  Где и в чем я могу найти опору?

Пришло осознание своей беспомощности в вопросе границ с клиентами.

Третий день.

Методологическая рефлексия:

Методы конфликтологии разъясняют и дают новое видение знакомых психологических процессов: обиды, коммуникации, манипуляции, но под другим углом зрения на эти процессы. Четкие, прозрачные, очень конкретные, где-то шаблонные методы структурировали меня. Оттачивание методик дало понимание прямого пути, прозрачного выхода из конфликта. Важным мне показалось видение обид, с точки зрения конфликтологии. Лживость, мышление насильника, безответственность, болезнь- это хлесткие якоря, услышав которые возникает желание не быть в этой мерзкой роли человека в обиде.

Научная рефлексия: литература, которая положена в основу, мыслители, потрясли своим масштабом. В работах есть фундаментальность, логика. Ещё предстоит познакомиться с новыми для меня философами и мыслителями.

Познакомившись, хотя бы в презентации, с родоначальниками методов (кого-то вспомнила) почувствовала почву под ногами. Есть на какую литературу опереться.

Поняла, что в последнее время увлеклась новомодными авторами, пустоваты.

Меняю фокус внимания на фундаментальные работы.

Философская рефлексия:

Главным открытием сегодняшнего дня для меня стало осознание своих рамок как профессионала.

В рамках своего опыта и тех методов по которым я работаю, для меня было основной целью войти с клиентом в альянс, быть и говорить с клиентом на его уровне. Сейчас я открыла для себя с помощью наших занятий, что хочу поставить новую задачу в терапии. Дать клиенту, находящемуся в тупике, не только поддержку и принятие, но и новые мыслеформы, провести его к новому способу решения своих конфликтов, дать возможность мыслить и оперировать для него новыми понятиями. Вводить в его жизнь новые методы понимания окружающего мира.

Для этого мне необходимо понять, как мыслю я, что вычленяю из потока информации, как анализирую, если анализирую, проверяю ли информацию и как ввожу ее в свою жизнь?

До конца ли осознаю свои роли? И насколько качественно и четко их соблюдаю. Не смешиваю ли я их?

Метод наблюдения за собой включён и хочется дальше его продолжать.

Клиент приходит ко мне как профессионалу, находясь в полнейшем тупике. По-старому он не может, а по-новому не знает как.

На мне лежит большая ответственность. Я должна быть компетентна в смежных областях науки.

Мне нужно понять в чем ограничения моего клиента. Какова его логика, как он мыслит? Как рассуждает? Выводить на целостное понимание процессов. Все это сначала необходимо проделать со своим мышлением.

Обыденная рефлексия:

Огромная благодарность, доверие к учителю, уважение к участникам. Рада находиться в компании умных, успешных, образованных людей, объединённых поиском новых смыслов.

Рефлексия по итогам курса:

Увидев на практике методику создания, развития и разрешения конфликта появилась новая задача: не входить в бытовые конфликты, но не через избегание, а через его предвидение и разрешение на стадии расхождения во мнениях. При этом в профессиональной деятельности задачей номер один я для себя вижу создание контролируемого конфликта.

По итогам курса   задачей номер два вижу для себя написать подробную рефлексию.

Методологическая рефлексия:

Методы, которые хочу применить в практике: Конфликт-метод; Метод по работе с обидами, Метод «активизирующих» мемов, Работа выхода из конфликта по схеме: вопрос-присоединение-возврат-углубление; Метод преобразования из манипулятора в актуализатора; методика (роль, позиция, функция, персонаж).

Научная рефлексия:

Ознакомление с работами: А.А. Зиновьева. Г.П. Щедровицкого, В.Дудченко , Л.Н.Цой.

Философская рефлексия:

Сложно подвести даже промежуточный итог. Так как слово итог для меня связано с окончанием чего-то. А заканчивать только что начавшиеся новые процессы совсем не хочется. Появилась энергия и новый фокус внимания. Сил на развитие, воли и терпения, вот что я себе желаю.  В качестве промежуточного итога могу отметить новое для себя видение рефлексии. Процесс глубокий, очень важный вышел для меня на другой уровень. Рефлексия по схеме стала для меня открытием.

Обыденная рефлексия:

На данный момент просто очень грустно. Закончился такой интересный и важный для меня процесс. Появилось чувство, что стало еще хуже. Это как в моем примере, когда клиенту после терапии стало хуже. Но теперь я понимаю, что этот процесс показывает, что обнаружилась задача, которую только еще предстоит решить. Погружение в эту задачу пугает, вызывает беспомощность, страх. Надеюсь хватит сил идти дальше в погружение.

— Зачем я вообще сюда пришла?!

Да, тут всё очень было смешано, как у меня всегда в голове.

Сразу откликнулась это тем, что мой папа 20 лет занимался конфликтологией. У него было агентство, он всё время бегал как сумасшедший Щедровицкий, Щедровицкий. Да, знаете вот и мне интересно вообще кто был мой отец? что за конфликтология?

И вот, когда нужно было выходить к доске и говорить о том что-то и какова цель у меня. Да, никакой цели Нет. Я просто хотела что-то, хотела даже с чем-то соприкоснуться. Ответила, что работаю с парами и ещё что-то там, вообще неважно с кем. Это формальная цель, это у меня есть такое желание: Ну вот как-то выслужиться.

Вот Учитель сказал, можно придумать, можно даже что-то писать.

На самом деле для меня, лучше, что-то маленькое взять, потому что я такой человек, чем ничего не взять, большое. Мне интересно разбираться в конфликте моих клиентов, но не сейчас. Интересно понять, что такое почему я вообще сюда пришла? Почему мой папа этим занимался?

Да, почему вообще, что происходило в моей жизни. Да, и к чему я пришла. Вот, я поняла, что конфликт –неизбежен, что всегда избегала конфликтов.  Я понимаю, что конфликт -Это неизбежность конфликта, это то что нужно, но не просто принять, прожить, создавать.

Ну для меня самокат пароход, самолет. Я вообще не поняла что и куда меня ведут? Зачем я трачу своё время? Вот и хотела уйти тоже, да, порывалась, но я осталась, я увидела. Это сейчас не комплимент: Вы вызвали реакцию у зала.

Энергия. Например, я конечно не буду входить в конфликт с травмированными лицами, они и так всю жизнь живут в ужасе это огромное горе, беда.

Да, но есть случаи где мне нужно  будет использовать конфликт как метод, и мне нужно использовать этот метод профессионально.

Я что-то поняла: моего отца, я что-то поняла про себя — вот это самое главное!

 

Слушатели курса повышения квалификации «Социология конфликта: технологии управления конфликтами». с Президентом РОС — проф. Мансуровым В.А.  и Ученым секретарем РОС — Прониной Е.И. 

Отзывы студентов  и магистрантов вузов с 2002 г.

Отзывы управленцев и слушателей курсов с 1998 г.