КОНФЛИКТ В ВУЗЕ, ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ ИЛИ ТЕНДЕНЦИЯ? ОТ КОГО ОСВОБОЖДАЮТСЯ ЧИНОВНИКИ!!!
Конфликты в вузах, когда с приходом нового руководства, освобождаются от нелояльных преподавателей, редко доходит до суда. Преподаватели и профессора, не готовы к судебным процессам, так как это психологически тяжело, да и ресурсов особых нет на адвоката. Кроме того, существует общественное мнение, что человек который судится с организацией, человек конфликтный.
Преподаватели и профессора вузов не защищены трудовым правом, так как если выборы не состоятся и контракт не будет продлен, то это не предмет суда, это даже не социально-трудовой конфликт. Вот и бьются в одиночку те, кто еще верит в справедливость оценки труда преподавателей, в развитие образования. и в желание российских властей навести порядок в вузах, повышать качество и пр. .
Развитие российском образовании возможно только на пути изменение всей статусно-ролевой системы!
Порочная практика «эффективных контрактов» из либеральной модели образования по сути уничтожает научные школы и преемственность педагогов в высшей школе. Этот конфликт высвечивает системную проблему в вузах, которую надо решать , особенно сейчас, когда идет речь о пересмотре болонской системы. Это не говоря уже о системе оплаты труда , множество работ преподавателей просто не оплачиваются. Такие ситуации есть в каждом российском вузе. Но, Овруцкий А. — первый профессор в России, кто подал в суд.
Александр Овруцкий, доктор философских наук и кандидат психологических наук, заведовал кафедрой рекламы и связей с общественностью Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, член Союза журналистов России, эксперт в области информационных технологий и массовых коммуникаций Московской школы конфликтологии, сочетает в себе такие профессиональные качества, которые необходимы современным преподавателям в вузах. Он теоретик и практик одновременно. Студенты приходят на его занятия с интересом, так как на занятиях Овруцкого А. вопросы студентов занимают центральное место, так как без них нет процесса познания. Он сочетает в себе компетенции консультанта, медиатора, конфликтолога, психолога, преподавателя и предметника.
Удалять из вузов таких преподавателей — это наносить ущерб не только студентам, но это еще и вредительство российскому образованию, которое находится в плачевном состоянии, особенно в области гуманитарных наук.
Очень хорошо, что конфликт рассматривается в суде. Этот конфликт должен осмысляться на всех кафедрах конфликтологи, как кейс, на котором можно учиться.
Хорошо, что студенты не остались равнодушными к ситуации профессора.
Если кафедры в ЮФУ закрываются, значит, это кому-то нужно?
Александр Овруцкий, доктор философских наук и кандидат психологических наук, заведовал кафедрой рекламы и связей с общественностью Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ. Он преподавал дисциплины, об изучении которых выпускники прошлых лет тогда ещё Ростовского университета не могли даже и мечтать: психология маркетинговых коммуникаций; репутационный менеджмент; СМИ и манипуляция сознанием; медиапсихология; основы теории коммуникации; потребительское поведение.
В январе этого года у Александра Владимировича закончился срок пятилетнего контракта с ЮФУ, и на заседании ученого совета Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, состоявшемся 23 января 2023 года, четвертым вопросом повестки дня было объявление выборов на должность заведующего кафедрой рекламы и связей с общественностью.
В таких выборах может принять участие любой преподаватель, обладающий, как сейчас говорят, «необходимым набором компетенций», которых у Овруцкого, как говорится, с избытком. Однако директор института Гульнара Ломакина проводить выборы отказалась. В нашей с ней беседе она объяснила это тем, что на кафедре рекламы и связей с общественностью очень мало штатных преподавателей – было пять, а после увольнения Овруцкого осталось всего четыре. Зато студентов в бакалавриате по этому профилю аж 200 человек.
Значит ли это, что кафедру надо распустить? Сначала уволить преподавателей, а потом ликвидировать кафедру. В ответе на этот вопрос Гульнара Рашидовна поделилась своми планами привлечь к решению этой проблемы Институт социологии ЮФУ – вплоть до передачи кафедры этому институту. Вот так сразу? Но и в российских, и во всех европейских университетах с момента их создания преподаватели разных дисциплин читают лекции и проводят семинары не только на своих факультетах, но и на других – везде, где дисциплины эти входят в программу подготовки специалистов с высшим образованием.
Нет ли тут других весомых причин оставить для начала кафедру без её заведующего, а там уж, если получится, то и кафедру закрыть? Доктор наук Овруцкий имел неосторожность критиковать директора Института филологии и журналистики и в составе группы членов ученого совета этого института направить письмо ректору ЮФУ Инне Шевченко. Ректор тогда пригласила к себе авторов письма (среди них был и Овруцкий) и, конечно, директора института Ломакину и сказала всем, что многие замечания преподавателей о неправильных методах руководства директора института имеют под собой основания. Ректор дала указания исправить положение.
Увы, это оказались только благие пожелания.
– Семь заведующих кафедрами за короткий период ушли со своих должностей по инициативе директора института, – говорит Александр Овруцкий. – Кафедры сливались, реформировались, а ведь у каждого заведующего есть своя программа развития кафедры, у каждого преподавателя – так называемая ОП (основная образовательная программа). У меня, например, было их сразу три, но теперь они прерваны в середине учебного года. Конечно, это нарушает принцип непрерывности учебного процесса. Конституционный суд в своем Постановлении № 32-П от 15.07.2022 о сроках трудовых договоров с преподавателями высших учебных заведений признал это недопустимым. Моя учебная нагрузка в этом учебном году составляла почти две ставки, и переработку в первом полугодии мне не оплатили.
Очевидно, Конституционный суд, принимая такое решение о непрерывности учебного процесса, исходил из интересов студентов, многие из которых пришли в университет за знаниями, а не только за «корочками» о высшем образовании.
…Какие только бури не сотрясают ЮФУ последние десятилетия! «Бюджет рубят – профессорские головы летят» – такой был подзаголовок статьи, опубликованной летом 2016 года в нашей газете под названием «Черный июнь». В те годы во время массовых увольнений преподавателей за них заступался профсоюзный комитет, возглавляемый Вячеславом Семигуком. И в прокуратуру обращался профком, и в суд, защищая и «доцентов с кандидатами», и «неостепененных» преподавателей. Нынче Александр Овруцкий отстаивает свои интересы в суде сам. Представители профсоюза не торопятся на его защиту.
Руководство профсоюза университета сменилось.
Сегодня первичную профсоюзную организацию работников и обучающихся в ЮФУ возглавляет заведующий кафедрой прикладной конфликтологии и медиации Института социологии и регионоведения, профессор кафедры государственного (конституционного) права Сергей Дюжиков.
Мне, как выпускнице нашего университета, очень захотелось прочесть его работу под названием «Социально-профессиональное самочувствие сотрудников ЮФУ: анализ вовлеченности и удовлетворенности».
Редакция газеты «Наше время» будет следить за дальнейшим развитием событий.
Московская школа конфликтологии солидарна с газетой «Наше время» и будет следить, а также освещать дальнейшее развитие событий.
Мы уважаем и ценим высокие профессиональные компетенции /знания и моральный облик проф. Овруцкого А., в семье которого трое детей, поддерживаем его в защите своих законных прав.
Желательно, чтобы эта ситуация дошла до Верховного суда РФ получила правовую оценку. Морально-этическую оценку действия чиновников в вузах, дает общество и профессиональные сообщества.
Просьба ко всем СМИ, коллегам и конфликтологам, поддержать борьбу профессора с чиновниками, освещать публично на всех ресурсах эту конфликтную ситуацию, так как она отражает скрытые процессы борьбы за власть тех лиц, которые не ведают что творят, нанося вред Российскому образованию.
______________________