Яндекс.Метрика

Равны ли «люди науки на общественных началах» и люди «на зарплате» от науки.

 Равны ли «люди науки на общественных началах» и люди «на зарплате» от науки.  

Из дискуссии:

Хохлова Г.И. —  «Есть некоторая мысль, которую пытаюсь уж вот как две недели сформулировать. Повод был для формулировки мысли — доклад Цой Л. Н. в ИНИОНе и выступление там же Громыко Юрия Вячеславович.

Пжл.  зацените и проверьте. Потому как официозная (имеется в виду а «официальная»)  наука последние 30 лет подверглась и согласилась на собственную хиршевизацию, то ориентировка при оценке кадров высшей квалификации на количество статей и цитирование, а не на решение конкретных проблем с разработкой фундаментальных оснований для их решения, привела к деградации нынешней российской науки. У деградационных процессов в науке есть конкретные носители . Эти деградационные процессы не миновали и кадры высшей квалификации: кандидатов и докторов наук, для которых главным стало понаписать статей или в рецензируемых журналах ( про которые то ж известно, что они не без западного управления) да ещё больше всего поощряется публикации в загран.журналах, которые то ж под прямым западным управлением. И подсчёт цитирования — стало заботой ученых, чтоб их больше цитировали. И всего-то:(( А потому кичливость нынешних ученых перед учеными вне офизиозной науки, которые, как могут, на общественных началах, занимаются весьма нетривиальными исследованиями — выглядит несколько странным, вплоть порою до смешного. Люди науки на общественных началах к тому же имеют порой собственный опыт в бизнесе или в решении довольно сложных практических проблем. И решение заняться наукой не есть их каприз, а вполне осознанный и далеко не всегда простой выбор.

Вывод: Люди официозной науки и Люди науки на общественных началах -на сегодня равны. Хотя Люди науки на общественных началах не имеют того количества опубликованных статей и индекса цитирования» .

 

Цой Л.Н.:  утверждается,  что  люди официальной науки и  люди науки на общественных началах -на сегодня равны,  что  наука деградирует.

Так ли важна равность людей  в науке? Что такое «деградация науки»?  Если есть представления о развитии наук, значит есть представление и о деградации наук. Каковы характеристики «развития» и «деградации»  наук?

Попытаемся разобраться.

Зафиксировать этапы развития наук попытался Степин В.С. 

Степин В.С. выделил три этапа в развитии наук. Классический этап характеризуется тем, что в центре внимания — находится объект исследования. Неклассический  этап — в центре внимания — средства исследования объекта. Постнеклассический  этап — в центер внимания исследователь и его мышление, ценности., картина мира.  

 Согласно   концепции В.С.Степина, развитие   науки  о живом,  захватывает биологию, медицину, психологию, экологию и многие другие науки, что требует междисциплинарной методологии  познания.  

Историческая справка.

Намного ранее проблемами междисциплинарного подхода к процессу познания  занимались советские философы,  логики, психологи, методологи  в рамках  свободных ассоциаций, которые назывались:  Московский методологический кружок (ММК) и      Комиссия по проблемам логики и психологии.

Новое представления  о мышлении.

Мышление имеет деятельностную природу и деятельностные механизмы осуществления., а значит  мышление можно и нужно целенаправленно строить как деятельность; в мышлении можно ставить цели, создавать инструменты, средства и технологии; необходимо постоянно вырабатывать нормы мышления, создавать его схематические, знаково-символические языки, а также анализировать и описывать процессы употребления знаний о мышлении.

Но если мы стали вырабатывать взгляд на мышление как на деятельность, возникает вопрос: а есть ли в этом случае у мышления, рассматриваемого в форме деятельности, логика? Или она отсутствует и можно все на любых произвольных основаниях как угодно преобразовывать и строить?

В  рамках  свободных ассоциаций   логика   в оппозиции к формальной логике была названа  содержательно-генетической.  (Зиновьев А.А.) 

Одна из гипотез, которая была    выдвинута  заключалась в следующем:

Основная задача этой логики состоит в том, чтобы описывать процессы употребления и происхождения знаний в мышлении. При этом знание не отождествляется с мышлением. Знание есть воспроизводимая структура мышления, очищенная от всего лишнего специально для задач этого воспроизводства. Содержательная логика во многом была разработана и создана для того, чтобы описывать в мышлении процессы понимания, от которых абстрагируется (которые не учитывает) формальная логика, а также учитывать работу процессов сознания, которые опять же не важны для описаний процессов суждения, осуществляемых при помощи языка формальной логики.

Важнейшим представлением, созданным и используемым в содержательно-генетической логике, является идея уровней, или слоев замещения, знаками процессов оперирования с различными мыслительными предметами. Подобное представление о мышлении как о многослойном образовании, имеющем принципы замыкания друг на друга различных слоев, характерно для понимания природы мышления в других, отличных от европейской системы философии науках, например в китайской философии. Очень важно понимать, что за этой многослойностью мышления стоит разнопозиционная мыследеятельность, где функция каждой из позиций символизирует различные слои мышления и функция ни одной из позиций не тождественна функциям других позиций.

Эта разнопозиционность внутри мышления означает лишь следующее.

Мышление по своему происхождению имеет коллективную природу, оно составляется и складывается из выполняемых в разных позициях функций деятельности людей. Передача, или взятие мыслительного предмета другой позицией, равносильно его преобразованию и полной переделке. Чтобы понять это обстоятельство, следует рассматривать перенос предмета мышления из слоя в слой как его втягивание в другую смысловую действительность, как внесение в слои-среды понимания, имеющего другую смысловую окраску. В этих слоях предмет мышления перекрашивается и изменяет свое назначение.

Эти мыслительные перемещения и переходы из слоя в слой, а также появление новых слоев и должны описываться специально разработанной и созданной содержательно-генетической логикой. Такими мыслительными предметами в отдельных случаях могут быть и вещи, но чаще всего это — знаки, символы, формулы, словесные выражения. В соответствии с представлениями содержательно-генетической логики мышление — это несущаяся динамическая смысловая стихия, которая движется вокруг устойчивых и структурно определенных слоев замещения и в которой выделяются и становятся предметом анализа и проработки мыслительные предметы.

Но откуда берется мыслительный предмет? Ведь предмет мышления — это вовсе не вещь, которая существует независимо от чего бы то ни было и представлена в мышлении. Мыслительный предмет вычленяется и приобретает свое существование, начинает существовать для сознания в силу того, что точка зрения, соответствующая данному мыслительному предмету (в результате изложения и рассмотрения которой он впервые проявляется), противопоставляется в коммуникации и взаимодействии другой точке зрения.

Только наталкиваясь в разговоре на другую точку зрения, которая отрицает и ломает нашу, мы вдруг начинаем понимать, что нам придется специально разбираться, в чем же состоит наша точка зрения, которой так сопротивляется и так отчаянно противостоит наш собеседник.

«Содержательно-генетическая логика — это специальный язык описания и анализа, который, прежде всего, нужен в тех ситуациях, где машинообразность и автоматизм мыслительного рассуждения разрушаются и становятся невозможны». (Ю.В.Громыко) 

Это логика в ситуации шока, которую использует каждый из участников столкновения для реконструкции и выявления собственной позиции. И этим содержательно-генетическая логика отличается от формальной логики, предполагающей определенный и обязательный автоматизм рассуждения. Вместе с тем содержательно-генетическая логика в отличие от логики диалектической отнюдь не нацелена на построение двойных взаимоотрицающих утверждений по типу “предмет есть и одновременно не-есть”, поскольку с точки зрения содержательно-генетической логики подобные двойные взаимоотрицающие, противоположные утверждения не принадлежат и не могут принадлежать мышлению и рассуждению одного лица и одной позиции, одной структуре рассуждения, но они реализуются во множестве мышлений многих позиций.

На вопрос

«Равны ли «люди науки на общественных началах» и люди «на зарплате» от науки» логически корректно можно ответить так.

Если есть две группы ученых, которые делают  ОДНО  и то же дело, решают одни и те же задачи, но одни  официально  получают з/плату, а другие   делают  дело на  общественных началах, то они не равны.

 На вопрос:

«Деградирует ли наука или развивается» — можно ответить в   рамках содержательно-генетической логики (Зиновьев А.А.) и  рамках работ Степина В.С.

Если признается, что наука находится  в   переходе  от неклассического к постнеклассическому  этапу своего развития, а также, если российской науке необходим  суверенитет, то  развитию гуманитарных наук необходим содержательный   конфликт между официальными учеными и  учеными   свободных ассоциаций.  А пока такого конфликта нет, то можно сказать что процессы деградации гуманитарных наук —  доминируют.      

PS//  После развала СССР  происходил процесс подстраивания  российской науки  под стандарты западно-либеральной науки.  Официальные  научные  и образовательные институты  Академии наук, не  смогли   освоить разработки ММК.

Что способствует деградации наук (Громыко Ю.В. — методолог)

Общее положение — гуманитарные науки  держатся за старые дисциплинарные рамки, а все новое -западные концепты и плохо переведённые слова.

  • Отсутствие оригинальных незаимствованных концептов.
  • Отсутствие оригинальных экспериментов.
  • Отсутствие результативных практико ориентированных программ на основе оригинальных научных гипотез.
  • Отсутствие научно-методологического анализа последствий государственных решений, которые приведут к плачевно результатам.
  • Отсутствие междисциплинарных и трансдисциплинарных комплексных проектов с получением нового по форме системного комплексного знания.

Вернуться к интеллектуальному богатству работ  российских ученых свободных ассоциаций — это стратегическая задача для суверенитета российской науки.   Способность самих  российских гуманитариев и философов к методологической рефлексии  зависит от обучения и  требует времени.    А пока  к такой мыслительной работе способны единицы.   

______________________

Русская философия — новый взгляд на конфликтологию в России